Цель урока: формирование знаний о различных операторах цикла.
Задачи:
Обучающая – добиться усвоения учащимися
знаний о записи операторов цикла и умения
применять их при решении задач;
Развивающая – способствовать формированию
и развитию познавательного интереса учащихся к
предмету;
Воспитательная – сформировать культуру
общения при работе в группе, бережное отношение к
технике и к информации.
Тип урока: обобщения и систематизации
Методы обучения: словесные, проблемно-поисковые, наглядно-иллюстрационные, методы самостоятельной работы.
Организационные формы: групповая, индивидуальная.
Программное обеспечение: программа PASCAL ABC.
Оборудование: раздаточный материал, смарт доска, компьютеры.
Структура урока:
- Организационный момент. Постановка цели урока – 5 мин.
- Актуализация знаний – 15 мин.
- Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации – 10 мин.
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция – 10 мин.
- Рефлексия (подведение итогов урока) – 3 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
Пояснение к уроку:
Начинается урок с деления класса на 3 группы: I группа – «пока»; II группа – «до»; III группа – «для».
Правила работы в группах:
- За каждое правильно выполненное задание группа получает 3 балла;
- Баллы снимаются, если группа выполнила задание частично или мешала другим группам при выполнении заданий;
- Результаты по заданиям и итоговый балл будут заноситься в оценочный лист учителем (Приложение 1) и учащимися (Приложение 2).
План урока:
1. Организационный момент. Постановка цели урока
Учитель просит учащихся класса назвать тему
предыдущего урока («Алгоритмическая структура
– цикл») и предлагает подумать над тем, какой
может быть тема сегодняшнего урока, если ранее
говорилось о циклах и программировании («Программирование
циклов»)
Ученик одной из групп записывает тему урока на
доске, а остальные учащиеся самостоятельно
формулируют цель урока («Научиться составлять
программы с использованием цикла, решать
задачи»)
2. Актуализация знаний
Домашнее задание:
- выучить виды циклических алгоритмов: «пока», «до», «для»;
- составить программу нахождения факториала числа n.
СМАРТДОСКА
Задание 1. Записать на доске
блок-схемы циклов «пока» (I группа), «до»
(II группа), «для» (III группа) – (проверка
– Приложение 3, страница
5).
Во время подготовки у доски, от каждой группы
учащиеся выполняют задание 2 (на компьютере) и
задание 3 (на смарт доске). Все задания
выполняются одновременно.
Задание 2. Составить программу на языке
программирования Паскаль АВС решения домашней
задачи: определите факториал числа (проверка
– Приложение 3, страница
6).
Задание 3. Построить на смарт доске
запись циклов из блоков (Приложение
3, страницы 2-4).
(проверка: «пока» While <условие> do <тело цикла>
«до»
Repeat <тело цикла> until <условие>
«для»
For I: = N1 to N2 do <тело цикла>)
Подведение итогов этапа 2. Проверка. Выставление баллов в оценочный лист.
Задание 1. Задание 3.
3. Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации [1]
Задание 4. Решение задач В5 (подготовка к ЕГЭ). Задания для всех групп.
1) Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы (Приложение 3, страница 7):
var k, s: integer;
begin
s:=0;
k:=1;
while k < 11 do begin
s:=s+k;
k:=k+1;
end;
write(s);
end.
Решение с помощью таблицы описания действий:
S:=0 | K:=1 | K<11 |
1 | 2 | + |
3 | 3 | + |
6 | 4 | + |
10 | 5 | + |
15 | 6 | + |
21 | 7 | + |
28 | 8 | + |
36 | 9 | + |
45 | 10 | + |
55 | 11 | – |
Ответ: s=55
2) Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы (Приложение 3, страница 8):
var k, s: integer;
begin
s:=0;
k:=0;
while k < 30 do begin
k:=k+3;
s:=s+k;
end;
write(s);
end.
Решение с помощью формул арифметической прогрессии:
формулу для вычисления n-ого элемента арифметической прогрессии:
формулу для вычисления суммы первых n членов арифметической прогрессии:
где a1 – i-ый элемент последовательности, d – шаг (разность) последовательности
30=0+3*(n–1), n–1=10, n=11; s=(0+3*10)/2*11=165
Ответ: s=165
3) Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы (Приложение 3, страница 9):
var k, s: integer;
begin
s:=3;
k:=1;
while k < 25 do begin
s:=s+k;
k:=k+2;
end;
write(s);
end.
Ответ: s=147
Подведение итогов этапа 3. (Проверка задания 3).
Выставление баллов в оценочный лист.
4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция [1]
Задание 5. Самостоятельная работа. Решение задач В5 (подготовка к ЕГЭ).
Задания 4 – 19
Задания | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
Ответы | 16 | 32 | 19 | 77 | 36 | 80 | 65 | 25 | 30 | 150 | 660 | 707 | 26 | 60 | 89 | 135 |
Подведение итогов этапа 4. Самоконтроль и контроль решенных задач (Приложение 3, страница 10).
Выставление баллов в оценочный лист.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия
Каждая группа выставляет себе итоговую оценку
за урок, сравнивает её с оценочным листом.
Оценка выставляется учителем в электронный
журнал.
Учащиеся отвечают на вопросы: что нового он узнал
сегодня на уроке? Что понравилось на уроке, а что
нет?
6. Домашнее задание (Приложение 3, страница 11)[2]
Источники информации:
- kpolyakov.narod.ru. Методические и программное обеспечение. Подготовка к ЕГЭ по информатике. Алгоритмизация и основы программирования. Задание В5.материалы
- kpolyakov.narod.ru. Методические материалы и программное обеспечение. Презентации по информатике. Программирование на языке Паскаль. Презентация «Основы языка Паскаль».