Программирование циклов. 11-й класс

Разделы: Информатика

Классы: 10, 11


Цель урока: формирование знаний о различных операторах цикла.

Задачи:

Обучающая – добиться усвоения учащимися знаний о записи операторов цикла и умения применять их при решении задач;
Развивающая – способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
Воспитательная – сформировать культуру общения при работе в группе, бережное отношение к технике и к информации.

Тип урока: обобщения и систематизации

Методы обучения: словесные, проблемно-поисковые, наглядно-иллюстрационные, методы самостоятельной работы.

Организационные формы: групповая, индивидуальная.

Программное обеспечение: программа PASCAL ABC.

Оборудование: раздаточный материал, смарт доска, компьютеры.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели урока – 5 мин.
  2. Актуализация знаний – 15 мин.
  3. Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации – 10 мин.
  4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция – 10 мин.
  5. Рефлексия (подведение итогов урока) – 3 мин.
  6. Домашнее задание – 2 мин.

Пояснение к уроку:

Начинается урок с деления класса на 3 группы:  I группа – «пока»; II группа – «до»; III группа – «для».

Правила работы в группах:

  • За каждое правильно выполненное задание группа получает 3 балла;
  • Баллы снимаются, если группа выполнила задание частично или мешала другим группам при выполнении заданий;
  • Результаты по заданиям и итоговый балл будут заноситься в оценочный лист учителем (Приложение 1) и учащимися (Приложение 2).

План урока:

1. Организационный момент. Постановка цели урока

Учитель просит учащихся класса назвать тему предыдущего урока («Алгоритмическая структура – цикл») и предлагает подумать над тем, какой может быть тема сегодняшнего урока, если ранее говорилось о циклах и программировании («Программирование циклов»)
Ученик одной из групп записывает тему урока на доске, а остальные учащиеся самостоятельно формулируют цель урока («Научиться составлять программы с использованием цикла, решать задачи»)

2. Актуализация знаний

Домашнее задание:

  • выучить виды циклических алгоритмов: «пока», «до», «для»;
  • составить программу нахождения факториала числа n.

СМАРТДОСКА

  

Задание 1. Записать на доске блок-схемы  циклов «пока» (I группа), «до» (II группа), «для» (III группа)  – (проверка – Приложение 3, страница 5).
Во время подготовки у доски, от каждой группы учащиеся выполняют задание 2 (на компьютере) и задание 3 (на смарт доске). Все задания выполняются одновременно.
Задание 2. Составить программу на языке программирования Паскаль АВС решения домашней задачи: определите факториал числа (проверка  – Приложение 3, страница 6).
Задание 3. Построить на смарт доске запись циклов из блоков (Приложение 3, страницы 2-4).

  

(проверка:      «пока»           While  <условие>  do  <тело цикла>

«до»                Repeat  <тело цикла> until <условие>
«для»              For I: = N1 to N2 do <тело цикла>)

Подведение итогов этапа 2. Проверка. Выставление баллов в оценочный лист.

Задание 1.                                                           Задание 3.

   

3. Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации [1]

Задание 4. Решение задач В5 (подготовка к ЕГЭ). Задания для всех групп.

1) Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы (Приложение 3, страница 7):

var k, s: integer;
begin
s:=0;
k:=1;
while k < 11 do begin
s:=s+k;
k:=k+1;
end;
write(s);
end.

Решение с помощью таблицы описания действий:

S:=0 K:=1 K<11
 1 2 +
3 3 +
6 4 +
10 5 +
15 6 +
21 7 +
28 8 +
36 9 +
45 10 +
55 11

Ответ: s=55

2) Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы (Приложение 3, страница 8):

var k, s: integer;
begin
s:=0;
k:=0;
while k < 30 do begin
k:=k+3;
s:=s+k;
end;
write(s);
end.

Решение с помощью формул арифметической прогрессии:

формулу для вычисления n-ого элемента арифметической прогрессии:

формулу для вычисления суммы первых n членов арифметической прогрессии:

где a1 – i-ый элемент последовательности, d – шаг (разность) последовательности

30=0+3*(n–1), n–1=10, n=11; s=(0+3*10)/2*11=165

Ответ: s=165

3) Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы (Приложение 3, страница 9):

var k, s: integer;
begin
s:=3;
k:=1;
while k < 25 do begin
s:=s+k;
k:=k+2;
end;
write(s);
end.

Ответ: s=147

Подведение итогов этапа 3. (Проверка задания 3).

Выставление баллов в оценочный лист.

4.  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция [1]

Задание 5. Самостоятельная работа. Решение  задач В5 (подготовка к ЕГЭ).

Задания 4 – 19

Задания 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Ответы 16 32 19 77 36 80 65 25 30 150 660 707 26 60 89 135

Подведение итогов этапа 4. Самоконтроль и контроль решенных задач (Приложение 3, страница 10).

Выставление баллов в оценочный лист.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

Каждая группа выставляет себе итоговую оценку за урок, сравнивает её с оценочным листом.  Оценка выставляется учителем в электронный журнал.
Учащиеся отвечают на вопросы: что нового он узнал сегодня на уроке? Что понравилось на уроке, а что нет?

6. Домашнее задание (Приложение 3, страница 11)[2]

                                                                                                 

Источники информации:

  1. kpolyakov.narod.ru. Методические   и программное обеспечение. Подготовка к ЕГЭ по информатике. Алгоритмизация и основы программирования. Задание В5.материалы
  2. kpolyakov.narod.ru. Методические материалы и программное обеспечение. Презентации по информатике. Программирование на языке Паскаль. Презентация «Основы языка Паскаль».