Пояснительная записка
Необходимости социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посвящены многочисленные исследования, написано много статей. Заинтересованность в этой тематике вряд ли когда-нибудь сойдет на нет. Данная программа не является исключением и в целом направленна на восстановление чувства доверия к себе, к другим, к окружающему миру.
В Белгородской области проживает 4350 семей, воспитывающих 4367 детей с инвалидностью (по данным на 2013 год). В области проводится системная работа, направленная на социальную поддержку семей с детьми-инвалидами, созданию условий для обеспечения развития и обучения детей-инвалидов, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни, интеграции в общество. В течение последних лет сохраняется тенденция сокращения числа детей-инвалидов. Если в 2009 году в области проживало 5222 ребенка-инвалида, то к 2013 году их число уменьшилось на 18 % и составляет 4306 человек.
Снижение количества детей с инвалидностью
стало возможным благодаря комплексной системе
мер, направленной на активизацию работы
учреждений социальной защиты населения,
здравоохранения, образования, на поддержку и
помощь семьям, воспитывающим детей с
инвалидностью и ограниченными возможностями
здоровья.
В ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями»
ежегодно проходят реабилитацию более 800
детей-инвалидов с заболеваниями центральной
нервной системы (в том числе ДЦП) и
опорно-двигательного аппарата (таких детей в
области 1128 (по состоянию на 2014 год), из них 705
нуждаются в сопровождении взрослых). Центр
действует в Белгородской области с 2003 года. За
время работы учреждения комплексную
реабилитацию прошло более 5700 детей в возрасте от
1 года до 18 лет с положительной динамикой в
состоянии здоровья в 96% случаев.
Получение детьми с ограниченными
возможностями здоровья умения и навыки
адаптации в социум является одним из основных и
неотъемлемых условий их успешной социализации,
обеспечения их полноценного участия в жизни
общества, эффективной самореализации в
различных видах профессиональной и социальной
деятельности.
Очень важным является решение вопросов,
связанных с обеспечением тех необходимых
условий, которые позволят данной категории детей
включиться в полноценный процесс социализации
наряду со здоровыми детьми.
Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает отличающееся от нормы, измененное положение. Форма проявления инвалидности приводит к тому, что всегда возникают какие-то новые своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные проблемы. Однако у всех детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного.
Отклонения в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей.
Таким образом, разработанная программа является необходимым условием в создании адаптивной среды, позволяющая обеспечить личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Представленные в программе игры и упражнения позволяющие снизить уровень напряжения у детей в связи с новой социальной ситуацией развития.
Цели программы:
- восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру;
- создание новой когнетивной модели жизнедеятельности;
- формирование положительной «Я-концепции»;
- углубление самопонимания, самопознания.
Задачи программы:
- овладение способами позитивного мышления и общения;
- развитие чувства собственного достоинства;
- повышение уверенности в себе;
- реализация себя в поведении и деятельности;
- утверждение своих прав и собственных ценностей.
Кроме основных задач, на каждом занятии реализуются задачи по созданию положительного контакта в группе, здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения.
Специфика и структура организации занятий
На занятиях используются следующие приемы:
Тренинговые упражнения и ролевые игры
способствуют формированию положительной
«Я-концепции», углублению самопонимания,
самосознания.
Метод игротерапии поможет в овладении способами
позитивного мышления и общения, позволит
повысить уверенность в себе.
Арт-приемы, сказкотерапия и
когнетивно-поведенческая терапия помогут
раскрыть свои сильные стороны и восстановить
чувства доверия к себе, к другим, к миру.
Курс состоит из 8 занятий. Занятия проводятся 1
раз в день, длительностью от 1.5 до 2 часов.
Подростков в группе должно быть не менее 7
человек, но не более 12.
Занятие удобно проводить совместно с другим
психологом.
Схема проведения занятия
Занятие состоит из 3 этапов:
1 этап – установление контакта в группе.
Цель: создание благоприятных условий для работы
в группе, создание положительной мотивации к
предстоящему занятию, углубление процессов
самораскрытия.
2 этап – основные упражнения, направленные на
развитие умений и навыков самоанализа,
укрепление самооценки, познание себя при помощи
группы.
3 этап – рефлексия.
Цель: активизация процесса самопознания,
научиться находить в себе главные
индивидуальные особенности.
Тематическое планирование и содержание программы
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов |
1 |
Знакомство | Упр. «Снежный ком» Правила нашей группы Упр. «Что значит ваше имя?» Упр. «Приятно сказать» Упр. «Ассоциации» Упр. «Групповой рисунок» |
1.5 |
2 |
Позитивное мышление | Упр. «Пожелания» Упр. «Продолжение знакомства» Информация о позитивном мышлении Упр. «20-Я» Упр. «Никто не знает» Упр. «Записки» Упр. «Нарисуй» Упр. «Сильные стороны» |
1.5 |
3 |
Самосознание. Самораскрытие.
Самооценка. Понятие «Я-концепции» |
Упр. «Воспроизведение» Сообщение «Что такое самосознание?» Упр. «Интервью» Упр. «Без маски» Чтение и обсуждение сказки «Цветок кактуса» Творческое задание «Украшаем кактус» |
2 |
4 |
Уверенное и неуверенное поведение | Упр. «Визитка» Упр. «Размышление об уверенности» Упр. «Сила языка» Упр. «Уверенный – неуверенный – грубый» Упр. «Самопрезентация» Упр. «Горящая спичка» Упр. «Маяк» Упр. «Доверие» Упр. «Горячий стул» Упр. «Коллективная сказка» Упр. «Я к вам пишу» |
2 |
5 |
Я в своих глазах и в глазах других людей | Упр. «Расскажу о своем хозяине» Упр. «Футболка с надписью» Упр. «Бинго!» Упр. «Приятный разговор» Упр. «Листок за спиной» Упр. «Мое отражение» Упр. «Вавилонская башня» |
1.5 |
6 |
Моя индивидуальность | Упр. «Подарок» Упр. «Кто Я?» Притча «Ворона и павлин» Упр. «Орехи» Упр. «Уникальность каждого» Упр. «Мой герб» Упр. «Я это… » Упражнение «Здравствуй, я, мой любимый». |
1.5 |
7 |
Эффективные приемы общения | Упражнение "Спутанные цепочки" Упр. «Пишущая машинка Упр. «Тимуровцы» Игра «Друг для друга» Упр. «Доброта» Упр. «Улыбка» Упр. «Вежливость» Упр. Поведение и культура» Упр. «Доброе слово» Упр. «Доброе животное» Игра «Эмоции» |
1.5 |
8 |
Я и мир вокруг меня | Упр. «Я и мой мир» Упр. «Двадцать желаний» Упр. «Ресурсы» Деловая игра «Потерянный город» Упр. «Строим город» Упр. «Чему я научился?» Упр. «Пожелания» |
2 |
Результаты, ожидаемые от реализации программы
- Овладение способами самораскрытия, определение своих личностных способностей.
- Овладение умениями и навыками общения, повышение уверенности в себе.
- Определение личностных ценностей, нахождение положительных сторон личности
- Восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру;
- Создание новой когнитивной модели жизнедеятельности.
- Своевременная психологическая помощь дают исключительную возможность сгладить имеющиеся особенности в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценную социализацию в общество.
Используемая литература:
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.
- Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах \Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 32 с.
- Лютова Е.К., Мотина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 208 с.
- Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
- Игры – обучение, тренинг, досуг…/под ред. В.В.Петрусинского// В семи книгах. Книга 1. Игры для интенсивного обучения. Книга 2. Игры для активного отдыха. Книга 3. Коммуникативно–лингвистические игры. Книга 4. Психотехнические игры. Москва, «Новая школа», 1994, – 366 с.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997. – 144 с.
- Психологический тренинг с подростками. /Л.Ф. Анн.– СПб.:Питер,2003. – 272 с.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. — СПб.: Северо-Запад, 1994.
- Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе. — М.: Эксмо-пресс, 2001.
- Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать? В 4 т. — М.: Генезис, 1998.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. — М.: Генезис, 2002.
- Запирова Ю.Р. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам. –М.: Чистые пруды, 2007.
- http://www.scienceforum.ru/2013/10/3384
- http://coolreferat.com/