Место урока: изучаемая
тема «Кислородосодержащие соединения и их
нахождение в живой природе»
Учебная задача урока: познакомить учащихся с классом углеводы через отдельного представителя данного класса – глюкозу, способствовать умению учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний о сложных органических веществах и делать вывод о строении вещества на основе эксперимента, показать значимость глюкозы для человека. |
||||||||||
Цель /уровень: | базовый (обучающийся научится) | |||||||||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающийся научится: Записывать структурную формулу вещества, определять глюкозу по функциональным группам, характеризовать физические и химические свойства глюкозы, способы получения и области применения. | |||||||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающийся овладеет умениями: работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и рабочей тетради, осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, организовывать собственную познавательно-исследовательскую деятельность, концентрировать внимание, свободно и доказательно излагать свое мнение, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности, готовить презентации и сообщения. | |||||||||
Цель – ценность (личностный резуьтат) | Обучающиеся убедятся в осознании ценности вещества глюкозы в жизни человека, как основного источника энергии в клетке живого организма, и как следствие – необходимости правильного питания для поддержания своего организма на высоком работоспособном уровне. | |||||||||
Исходное состояние обучающихся: | – имеют опыт работы с
различными источниками информации; – владеют техникой публичного выступления; – знают основные классы органических веществ и методы их определения; – могут осуществлять интеграцию по применению имеющихся знаний и субъективного опыта для решения поставленных задач; – обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением; – владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия); – могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать их; – могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности. |
|||||||||
Формы оценки планируемых результатов: | Предметный результат |
Метапредметный результат |
Личностный результат |
|||||||
– совершенствование
знаний о связи между строением и свойствами
веществ; – заполнение технологической карты-отчета; – решение задачи; – ценностное отношение к исследовательской деятельности как основному способу получения знаний по химии. |
– совершенствование
интеллектуальных умений (анализ, прогноз, умение
устанавливать причинно-следственную связь); – подготовка презентации; – отработка грамотной математической речи ( устной и письменной) |
– коллективное участие в
решении и обсуждении проблемы; – развитие памяти «эмоциональное запоминание»; – развитие воображения(пространственная модель молекул); – выступление с презентацией. |
||||||||
Учебно-информационное и техническое обеспечение учебного занятия |
||||||||||
Учебно-информационное обеспечение | Основная литература |
Дополнительная информация |
Интернет ресурс |
Электронно-образовательный ресурс |
||||||
Учебник химии. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян.– 5-е издание, стереотипное. – М.: дрофа, 2011.– 191 с.: ил. |
Редактированная текстовая
информация с иллюстрациями по материалам
учебных пособий с иллюстрациями (Приложение №1): 1.Петров А.А. и др. Органическая химия. Издание 3-е, исправленное и дополненное. Учебник для вузов. М., «Высшая школа». 1973. 2. Потапов В.М., Татаринчик С.Н. Органическая химия: Учебник для техникумов.– 3-е издание, переработанное. М.: Химия,1980.– 464с., ил. |
Строение глюкозы, переход
в циклическую форму http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EB%FE%EA%EE%E7%E0 Конструирование моделей молекул углеводов – http://fcior.edu.ru/card/14394/laboratornaya-rabota-konstruirovanie-modeley-molekul-monosaharidov.html Демонстрации опытов (для составления презентации) http://www.youtube.com/watch?v=eSlyhRXBJ5E |
1. Сборник демонстрационных
опытов для средней общеобразовательной школы. «Школьный химический эксперимент» 2. Учебное электронное издание «Виртуальная лаборатория» |
|||||||
Обеспечение урока | Техника – компьютер,
видеопроектор, экран, ноутбук в каждой группе. Оборудование и реактивы: спиртовка, спички, набор пробирок в штативе, пробиркодержатель, резиновая пробка, универсальная индикаторная бумага (лакмус – универсальный), глюкоза в таблетках (упаковка медицинского препарата), колба с водой, растворы: сульфата меди (II), гидроксида натрия, нитрата серебра, аммиака. |
|||||||||
Дидактическая структура учебного занятия |
||||||||||
Этап урока |
Подэтап урока |
Организация педагогически целесообразного действия |
Психолого-педагогическое обоснование |
|||||||
1. Мотивационно-ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Проверяю готовность к уроку, создаю атмосферу доброжелательности и взаимодоверия. | Активизируются, готовятся к учебной деятельности. | |||||||
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающегося | Привлекаю внимание,
побуждаю к мыслительной деятельности. Метод передачи – словесный. Задание на воспроизведение изученных данных. Индивидуальная самостоятельная работа . |
Активируют мыслительную деятельность, память, речевой аппарат, опираются на полученные ранее знания. | ||||||||
1.3. Создание проблемной ситуации | Проблемная постановка
цели через эпиграф урока. Метод передачи – словесный (вопрос, рассуждение). Стимулирование интереса к учебной деятельности через проблемную постановку цели |
Самостоятельно формируют
учебные гипотезы, для решения проблемной
ситуации. Активизируются так как предстоит практическая работа. |
||||||||
2. Опрерационно-исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Уточняю цель и задачи
урока, прогнозирую результат деятельности,
определяю временные рамки этапов урока:
|
Совместное действие
учителя и учащихся для решения поставленных
задач.( субъект– субъектные отношения) Готовятся к восприятию новой информации, анализируют задание, делают самооценку своих возможностей, коллективно обсуждают проблему, готовятся к активной познавательной деятельности. |
|||||||
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | По источнику передачи и
восприятию информации: наглядная, звуковая,
практическая По степени самостоятельности и активности мышления : репродуктивный, исследовательский По характеру управления учебной работой: самостоятельная, педагог наблюдатель за ходом работы. Метод стимулирования интереса: самостоятельная исследовательская работа, разнообразные источники материала. Метод контроля: самоконтроль. Форма работы: групповая, индивидуальная |
Продолжает развиваться: – отработка грамотной математической речи и письма, – совершенствования навыка решения задач по определению формулы вещества, – развитие воображения, – развитие мышления: развивается теоретическое , наглядно– образное, наглядно– деятельное мышление; |
||||||||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | По источнику передачи и
восприятию информации: словесный, наглядный. По степени самостоятельности и активности мышления: частично– поисковый (создание презентации по итогам исследования) По характеру управления учебной работой: самостоятельная. Метод стимулирования интереса: коллективная работа с элементом индивидуальности. Метод контроля: публичное выступление |
Продолжает формироваться: – деятельностный подход к решению проблемы; – регулятивная деятельность– работа и защита в ограничение времени; – овладение системой знаний и перевод вербальной информации в визуальную. |
||||||||
2.4. Отработка открытого способа в системе практических действий | По источнику передачи и
восприятию информации: практическая По степени самостоятельности и активности мышления: репродуктивное По характеру управления учебной работой: самостоятельная. Метод стимулирования интереса: индивидуально– обособленная Метод контроля: самоконтроль |
Полученные знания сформированные «вне ученика переходят во внутрь его», т.е. происходит интериоризация способа деятельности, «присвоение жизненного опыта». | ||||||||
3. Рефлексивно-оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | По источнику передачи и
восприятию информации: словесный (беседа) По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в личной значимости учения. Метод стимулирования интереса: комментирование учителем своих наблюдений за учебным процессом |
Анализируют и оценивают собственную работу на уроке, выявляют степень владения новыми знаниями, понятиями, смыслом изученного и понимают степень личностных приращений, а так же корректируют деятельность на перспективу домашнего задания. | |||||||
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | По источнику передачи и
восприятию информации: словесный Метод стимулирования интереса: самопроверка теста Метод контроля: краткосрочный – оценка за тест, долгосрочный – оценка за урок. |
|||||||||
Сценарий проведения урока |
||||||||||
Этап урока |
Подэтап урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
|||||||
1. Мотивационно-ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Здравствуйте, ребята! Все ли присутствуют у нас на уроке? | – демонстрируют готовность к уроку. | |||||||
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся. | Кто мне ответит, что мы
изучали с вами на прошлом уроке? Задаю вопросы по
пройденной теме «Углеводы» (слайд №1) 1. Углеводы представляют собой конечные продукты… (продолжи) 2. Почему появилось такое название? 3. На какие группы делятся углеводы? 4. Моносахариды– это углеводы…. 5. Назовите группы моносахаридов, которые играют важную роль в жизнедеятельности организма? 6. Много углеводов содержат…… 7. Назовите области применения углеводов. |
– отвечают на вопросы по домашнему заданию | ||||||||
1.3. Создание проблемной ситуации | Химик не такой должен быть,
который дальше дыму и пепла ничего не видит, а
такой, который на основании опытных данных может
делать теоретические выводы. ( М.В.Ломоносов) (
Слайд №2) – Как вы думаете, почему это высказывание – эпиграф нашего занятия? – Совершенно верно – сегодня вы будите исследователями. Наверное, каждый из вас знает такое вещество, как глюкоза с детства. |
– делают предположение,
что будут проводить практическую работу. – отвечают |
||||||||
2. Операционно-исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование |
– Вам предстоит, провести
исследования и доказать что глюкоза –
альдегидоспирт. На столе у вас все необходимое
для работы. Какие вопросы нам необходимо
повторить, перед началом работы? – На столе вы найдете карту с вопросами, постройте план действия. – Есть ли ко мне какие вопросы, все ли вам понятно? – Напоминаю, что на вашу работу я отвожу 25 минут учебного времени |
– повторяют технику
безопасности при работе с веществами и
нагревательными приборами, – изучают план действия, – создают алгоритм в работе, – распределяют обязанности в группе. |
|||||||
2.2 Поиск способа решения проблемной ситуации. |
Работают самостоятельно
по карте заданию ( Приложение №2) 1.Определите эмпирическую формулу глюкозы Задача: «Определите формулу одного из простейших углеводов – глюкозы, если вам известно результат анализа ее образца: Мr = 180г/моль, w(С) = 40%, w(Н) = 6,7% w(О) = 53.3% |
– решают задачу и определяют молекулярную формулу глюкозы. | ||||||||
2. Растворимость в воде | – растворяют в воде и делают вывод | |||||||||
3. Является ли глюкоза
многоатомным спиртом – проведи качественную реакцию на многоатомные спирты, – посмотрите демонстрационный фильм, Демонстрации опытов ( для составления презентации) – http://www.youtube.com/watch?v=eSlyhRXBJ5E Учебное электронное издание «Виртуальная лаборатория» – используйте теоретический материал, |
– знакомятся с методикой
проведения эксперимента, используя «
Виртуальную лабораторию», – проводят эксперимент, – просматривают фильм, – делают вывод, – записывают результат в отчет. |
|||||||||
4. Является ли глюкоза
альдегидом – проведи качественную реакцию на альдегид, – посмотрите демонстрационный фильм, Демонстрации опытов ( для составления презентации)– http://www.youtube.com/watch?v=eSlyhRXBJ5E Учебное электронное издание «Виртуальная лаборатория» – используйте теоретический материал, |
– знакомятся с методикой
проведения эксперимента, используя «
Виртуальную лабораторию», – проводят эксперимент, – просматривают фильм, – делают вывод, – записывают результат в отчет. |
|||||||||
5. Предположите
структурную формулу глюкозы, используя все
имеющиеся источники: Теоретический материал учебника, электронный ресурс: Строение глюкозы, переход в циклическую форму http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EB%FE%EA%EE%E7%E0 Конструирование моделей молекул углеводов – http://fcior.edu.ru/card/14394/laboratornaya-rabota-konstruirovanie-modeley-molekul-monosaharidov.html Учебное электронное издание «Виртуальная лаборатория» |
– изучают материал
различных источников, – анализируют полученные данные, – делают вывод, записывая его в технологическую карту. |
|||||||||
6. Изучите области определения глюкозы . используя материал учебника. | – работают с материалом
учебника §14, с.107 – анализируют – делают вывод и записывают в технологическую карту |
|||||||||
7. Какие химические свойства характерны для глюкозы, проанализируйте материал имеющихся у вас источников. | Записывают в тетрадь химические свойства глюкозы, анализируя изученные за урок источники. | |||||||||
2.3. Выбор верного варианта решения | На основании проведенной работы, каждая группа разрабатывает 1– 2 слайда , распределив первые шесть вопросов по группам. | Каждая группа, выбрав два вопроса, собирает слайд, используя электронные материалы и приложения. | ||||||||
2.4. Отработка конкретно практических действий. | Учащимся предполагается выполнить самостоятельную работу в виде тестовых заданий, составленных по вопросам урока. | Самостоятельно выполняют тестовые задания | ||||||||
3. Рефлексивно-оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Как вы сегодня поработали
на уроке? Все ли вы поняли и успели сделать? Какие моменты вам запомнились? Как вы сейчас объясните смысл эпиграфа нашего урока? Связан ли он с целью нашего урока? Что вы можете сказать о ценности вещества глюкозы в жизни человека? |
Отвечают на вопросы, анализируют и синтезируют свою деятельность, деятельность коллектива по исследованию проблемы и на основе этого самостоятельно делают выводы и обобщения. | |||||||
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Ребята! Проверьте
правильность выполнения тестов (на слайде
появляются ответы) Сдайте мне технологические карты для оценки вашей деятельности на уроке, презентационные слайды сохраните, я посмотрю позже вашу работу. Домашнее задание §14, упр №9 с.109 До свидания, урок окончен. |
Проводят самопроверку и
самооценку работы. Подведение итогов работы. Дежурные сдают приборы, моют руки. |
Кислородосодержащие соединения и их нахождение в живой природе. Глюкоза
- Рыжова Марина Евгеньевна, учитель химии
Разделы: Химия