Кислородосодержащие соединения и их нахождение в живой природе. Глюкоза

Разделы: Химия


Место урока: изучаемая тема «Кислородосодержащие соединения и их нахождение в живой природе»
  1. Спирты
  2. Фенолы
  3. Альдегиды
  4. Карбоновые кислоты
  5. Сложные эфиры
  6. Генетическая связь между классами органических соединений
  7. Углеводы
  8. Глюкоза
  9. Решение задач
  10. Подготовка к контрольной работе по теме «Кислородосодержащие соединения и их нахождение в живой природе»
  11. Контрольная работа №2 по теме «Кислородосодержащие соединения и их нахождение в живой природе»

Учебная задача урока: познакомить учащихся с классом углеводы через отдельного представителя данного класса – глюкозу, способствовать умению учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний о сложных органических веществах и делать вывод о строении вещества на основе эксперимента, показать значимость глюкозы для человека.

Цель /уровень: базовый (обучающийся научится)
Цель – предмет (предметный результат) Обучающийся научится: Записывать структурную формулу вещества, определять глюкозу по функциональным группам, характеризовать физические и химические свойства глюкозы, способы получения и области применения.
Цель – способ (метапредметный результат) Обучающийся овладеет умениями: работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и рабочей тетради, осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, организовывать собственную познавательно-исследовательскую деятельность, концентрировать внимание, свободно и доказательно излагать свое мнение, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности, готовить презентации и сообщения.
Цель – ценность (личностный резуьтат) Обучающиеся убедятся в осознании ценности вещества глюкозы в жизни человека, как основного источника энергии в клетке живого организма, и как следствие – необходимости правильного питания для поддержания своего организма на высоком работоспособном уровне.
Исходное состояние обучающихся: – имеют опыт работы с различными источниками информации;
– владеют техникой публичного выступления;
– знают основные классы органических веществ и методы их определения;
– могут осуществлять интеграцию по применению имеющихся знаний и субъективного опыта для решения поставленных задач;
– обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением;
– владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);
– могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать их;
– могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности.
Формы оценки планируемых результатов:

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

– совершенствование знаний о связи между строением и свойствами веществ;
– заполнение технологической карты-отчета;
– решение задачи;
– ценностное отношение к исследовательской деятельности как основному способу получения знаний по химии.
– совершенствование интеллектуальных умений (анализ, прогноз, умение устанавливать причинно-следственную связь);
– подготовка презентации;
– отработка грамотной математической речи ( устной и письменной)
– коллективное участие в решении и обсуждении проблемы;
– развитие памяти «эмоциональное запоминание»;
– развитие воображения(пространственная модель молекул);
– выступление с презентацией.

Учебно-информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно-информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная информация

Интернет ресурс

Электронно-образовательный ресурс

Учебник химии.
10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян.– 5-е издание, стереотипное. – М.: дрофа, 2011.– 191 с.: ил.
Редактированная текстовая информация с иллюстрациями по материалам учебных пособий с иллюстрациями (Приложение №1):
1.Петров А.А. и др. Органическая химия. Издание 3-е, исправленное и дополненное. Учебник для вузов. М., «Высшая школа». 1973.
2. Потапов В.М., Татаринчик С.Н. Органическая химия: Учебник для техникумов.– 3-е издание, переработанное. М.: Химия,1980.– 464с., ил.
Строение глюкозы, переход в циклическую форму http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EB%FE%EA%EE%E7%E0

Конструирование моделей молекул углеводов – http://fcior.edu.ru/card/14394/laboratornaya-rabota-konstruirovanie-modeley-molekul-monosaharidov.html

Демонстрации опытов (для составления презентации) http://www.youtube.com/watch?v=eSlyhRXBJ5E

1. Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы.
«Школьный химический эксперимент»
2. Учебное электронное издание «Виртуальная лаборатория»
Обеспечение урока Техника – компьютер, видеопроектор, экран, ноутбук в каждой группе.
Оборудование и реактивы: спиртовка, спички, набор пробирок в штативе, пробиркодержатель, резиновая пробка, универсальная индикаторная бумага (лакмус – универсальный), глюкоза в таблетках (упаковка медицинского препарата), колба с водой, растворы: сульфата меди (II), гидроксида натрия, нитрата серебра, аммиака.

Дидактическая структура учебного занятия

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного действия

Психолого-педагогическое обоснование

1. Мотивационно-ориентировочный 1.1. Вхождение в контакт Проверяю готовность к уроку, создаю атмосферу доброжелательности и взаимодоверия. Активизируются, готовятся к учебной деятельности.
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающегося Привлекаю внимание, побуждаю к мыслительной деятельности.
Метод передачи – словесный.
Задание на воспроизведение изученных данных.
Индивидуальная самостоятельная работа .
Активируют мыслительную деятельность, память, речевой аппарат, опираются на полученные ранее знания.
1.3. Создание проблемной ситуации Проблемная постановка цели через эпиграф урока.
Метод передачи – словесный (вопрос, рассуждение).
Стимулирование интереса к учебной деятельности через проблемную постановку цели
Самостоятельно формируют учебные гипотезы, для решения проблемной ситуации.
Активизируются так как предстоит практическая работа.
2. Опрерационно-исполнительский 2.1. Целеполагание и планирование Уточняю цель и задачи урока, прогнозирую результат деятельности, определяю временные рамки этапов урока:
  1. Огранизационный этап – 1 мин.
  2. Актуализация знаний – 5 мин.
  3. Целеполагание – 2 мин.
  4. Введение новых знаний – 25 мин.
  5. Обобщение по уроку – 10 мин.
  6. Домашнее задание – 2 мин.
Совместное действие учителя и учащихся для решения поставленных задач.( субъект– субъектные отношения)
Готовятся к восприятию новой информации, анализируют задание, делают самооценку своих возможностей, коллективно обсуждают проблему, готовятся к активной познавательной деятельности.
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации По источнику передачи и восприятию информации: наглядная, звуковая, практическая
По степени самостоятельности и активности мышления : репродуктивный, исследовательский
По характеру управления учебной работой: самостоятельная, педагог наблюдатель за ходом работы.
Метод стимулирования интереса: самостоятельная исследовательская работа, разнообразные источники материала.
Метод контроля: самоконтроль.
Форма работы: групповая, индивидуальная
Продолжает развиваться:
– отработка грамотной математической речи и письма, – совершенствования навыка решения задач по определению формулы вещества,
– развитие воображения,
– развитие мышления:
развивается теоретическое , наглядно– образное, наглядно– деятельное мышление;
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа По источнику передачи и восприятию информации: словесный, наглядный.
По степени самостоятельности и активности мышления: частично– поисковый (создание презентации по итогам исследования)
По характеру управления учебной работой: самостоятельная.
Метод стимулирования интереса: коллективная работа с элементом индивидуальности.
Метод контроля: публичное выступление
Продолжает формироваться:
– деятельностный подход к решению проблемы;
– регулятивная деятельность– работа и защита в ограничение времени;
– овладение системой знаний и перевод вербальной информации в визуальную.
2.4. Отработка открытого способа в системе практических действий По источнику передачи и восприятию информации: практическая
По степени самостоятельности и активности мышления: репродуктивное
По характеру управления учебной работой: самостоятельная.
Метод стимулирования интереса: индивидуально– обособленная
Метод контроля: самоконтроль
Полученные знания сформированные «вне ученика переходят во внутрь его», т.е. происходит интериоризация способа деятельности, «присвоение жизненного опыта».
3. Рефлексивно-оценочный 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий По источнику передачи и восприятию информации: словесный (беседа)
По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в личной значимости учения.
Метод стимулирования интереса: комментирование учителем своих наблюдений за учебным процессом
Анализируют и оценивают собственную работу на уроке, выявляют степень владения новыми знаниями, понятиями, смыслом изученного и понимают степень личностных приращений, а так же корректируют деятельность на перспективу домашнего задания.
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов По источнику передачи и восприятию информации: словесный
Метод стимулирования интереса: самопроверка теста
Метод контроля: краткосрочный – оценка за тест, долгосрочныйоценка за урок.

Сценарий проведения урока

Этап урока

Подэтап урока

Действия учителя

Действия учеников

1. Мотивационно-ориентировочный 1.1. Вхождение в контакт Здравствуйте, ребята! Все ли присутствуют у нас на уроке? – демонстрируют готовность к уроку.
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся. Кто мне ответит, что мы изучали с вами на прошлом уроке? Задаю вопросы по пройденной теме «Углеводы» (слайд №1)
1. Углеводы представляют собой конечные продукты… (продолжи)
2. Почему появилось такое название?
3. На какие группы делятся углеводы?
4. Моносахариды– это углеводы….
5. Назовите группы моносахаридов, которые играют важную роль в жизнедеятельности организма?
6. Много углеводов содержат……
7. Назовите области применения углеводов.
– отвечают на вопросы по домашнему заданию
1.3. Создание проблемной ситуации Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пепла ничего не видит, а такой, который на основании опытных данных может делать теоретические выводы. ( М.В.Ломоносов) ( Слайд №2)
– Как вы думаете, почему это высказывание – эпиграф нашего занятия?
– Совершенно верно – сегодня вы будите исследователями. Наверное, каждый из вас знает такое вещество, как глюкоза с детства.
– делают предположение, что будут проводить практическую работу.

– отвечают

2. Операционно-исполнительский 2.1. Целеполагание
и планирование
– Вам предстоит, провести исследования и доказать что глюкоза – альдегидоспирт. На столе у вас все необходимое для работы. Какие вопросы нам необходимо повторить, перед началом работы?
– На столе вы найдете карту с вопросами, постройте план действия.
– Есть ли ко мне какие вопросы, все ли вам понятно?
– Напоминаю, что на вашу работу я отвожу 25 минут учебного времени
– повторяют технику безопасности при работе с веществами и нагревательными приборами,
– изучают план действия,
– создают алгоритм в работе,
– распределяют обязанности в группе.
2.2
Поиск способа решения проблемной ситуации.
Работают самостоятельно по карте заданию
( Приложение №2)
1.Определите эмпирическую формулу глюкозы
Задача: «Определите формулу одного из простейших углеводов – глюкозы, если вам известно результат анализа ее образца: Мr  = 180г/моль, w(С) = 40%, w(Н) = 6,7% w(О) = 53.3%
– решают задачу и определяют молекулярную формулу глюкозы.
2. Растворимость в воде – растворяют в воде и делают вывод
3. Является ли глюкоза многоатомным спиртом
– проведи качественную реакцию на многоатомные спирты,
– посмотрите демонстрационный фильм,
Демонстрации опытов ( для составления презентации) –
http://www.youtube.com/watch?v=eSlyhRXBJ5E
Учебное электронное издание «Виртуальная лаборатория»
– используйте теоретический материал,
– знакомятся с методикой проведения эксперимента, используя « Виртуальную лабораторию»,
– проводят эксперимент,
– просматривают фильм,
– делают вывод,
– записывают результат в отчет.
4. Является ли глюкоза альдегидом
– проведи качественную реакцию на альдегид,
– посмотрите демонстрационный фильм,
Демонстрации опытов ( для составления презентации)–
http://www.youtube.com/watch?v=eSlyhRXBJ5E
Учебное электронное издание «Виртуальная лаборатория»
– используйте теоретический материал,
– знакомятся с методикой проведения эксперимента, используя « Виртуальную лабораторию»,
– проводят эксперимент,
– просматривают фильм,
– делают вывод,
– записывают результат в отчет.
5. Предположите структурную формулу глюкозы, используя все имеющиеся источники:
Теоретический материал учебника, электронный ресурс:
Строение глюкозы, переход в циклическую форму http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EB%FE%EA%EE%E7%E0
Конструирование моделей молекул углеводов – http://fcior.edu.ru/card/14394/laboratornaya-rabota-konstruirovanie-modeley-molekul-monosaharidov.html
Учебное электронное издание «Виртуальная лаборатория»
– изучают материал различных источников,
– анализируют полученные данные,
– делают вывод, записывая его в технологическую карту.
6. Изучите области определения глюкозы . используя материал учебника. – работают с материалом учебника §14, с.107
– анализируют
– делают вывод и записывают в технологическую карту
7. Какие химические свойства характерны для глюкозы, проанализируйте материал имеющихся у вас источников. Записывают в тетрадь химические свойства глюкозы, анализируя изученные за урок источники.
2.3. Выбор верного варианта решения На основании проведенной работы, каждая группа разрабатывает 1– 2 слайда , распределив первые шесть вопросов по группам. Каждая группа, выбрав два вопроса, собирает слайд, используя электронные материалы и приложения.
2.4. Отработка конкретно практических действий. Учащимся предполагается выполнить самостоятельную работу в виде тестовых заданий, составленных по вопросам урока. Самостоятельно выполняют тестовые задания
3. Рефлексивно-оценочный 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий Как вы сегодня поработали на уроке?
Все ли вы поняли и успели сделать?
Какие моменты вам запомнились?
Как вы сейчас объясните смысл эпиграфа нашего урока?
Связан ли он с целью нашего урока?
Что вы можете сказать о ценности вещества глюкозы в жизни человека?
Отвечают на вопросы, анализируют и синтезируют свою деятельность, деятельность коллектива по исследованию проблемы и на основе этого самостоятельно делают выводы и обобщения.
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов Ребята! Проверьте правильность выполнения тестов (на слайде появляются ответы)
Сдайте мне технологические карты для оценки вашей деятельности на уроке, презентационные слайды сохраните, я посмотрю позже вашу работу.
Домашнее задание §14, упр №9 с.109
До свидания, урок окончен.
Проводят самопроверку и самооценку работы.
Подведение итогов работы.
Дежурные сдают приборы, моют руки.

Приложения