Цели:
- познакомить с творчеством С.Я.Маршака;
- формировать навык работы с книгой;
- учить логически мыслить при отгадывании загадок;
- прививать интерес к чтению детских книг.
Оборудование: Проектор, презентация “С.Маршак”, выставка книг писателя, выставка поделок, “минусовка” песни “Из чего же, из чего же...”.
Наш урок сегодня посвящен замечательному детскому писателю, которого все вы очень хорошо знаете. Он своими стихами помогает детям знакомиться с окружающим миром, с жизнью зверей и птиц, его стихи и сказки вселяют в душу радость и веселье, учат быть честным и справедливым, верить в чудеса, которые обязательно встречаются в жизни. Вот и его “Азбука в стихах и картинках” интересно рассказывает про буквы.
Мёд в лесу медведь нашёл,-
Мало мёду, много пчёл.Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.Роет землю старый крот –
Разоряет огород.Школьник, школьник, ты – силач:
Шар земной несёшь, какКот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
А теперь посмотрим, что у нас получилось. (Дети встают и получается слово.)
(На доске появляются картинки и буквы, составляется слово Маршак).
Какие ещё стихи про буквы вы знаете?
Воробей влетел в окно
Воровать у нас пшено.Ученик учил уроки –
У него в чернилах щёки.Жук упал и встать не может.
Ждёт он, кто ему поможет.Гриб растёт среди дорожки –
Голова на тонкой ножке.
Сведения из биографии С.Маршака.
Самуил Яковлевич Маршак родился в г.Воронеже 125 лет тому назад. Читать и писать он научился очень рано и в 4 года уже пытался сочинять стихи. Любимыми авторами его были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Чехов. Отец был талантливым человеком, работал мастером на разных заводах, поэтому семья часто переезжала.
С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи. Заручившись поддержкой нескольких журналов, молодой литератор уезжает в Англию, учится в Лондонском университете и серьезно изучает английский язык. Это помогло Самуилу Яковлевичу стать замечательным переводчиком.
Веселый счет. (иллюстрации)
Вот один, иль единица –
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.Тройка – третий из значков -
Состоит из двух крючков.За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.А за ней пошла плясать
По бумаге цифра пять.Руку вправо повернула,
Ножку круто изогнула.Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.У восьмерки два кольца
Без начала и конца.Цифра девять, иль девятка,-
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.Цифра вроде буквы О –
Это ноль, иль ничего.
Инсценировка про ноль.
Это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.Сказал веселый, круглый ноль
Соседке единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!Она окинула его сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я встану справа.Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.Пусть говорят, что мы ничто, -
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки – целых двести.
Обыкновенный календарь становится волшебным, когда Маршак рассказывает про каждый из двенадцати месяцев. Все цвета радуги, все краски и оттенки природы по-новому засверкали в его “Разноцветной книге”.
(Дети рассказывают стихи и раскрывают свои иллюстрации к соответствующим страницам. Одновременно идет показ слайдов.)
Зеленая страница.
Эта страница зеленого цвета,
Значит на ней постоянное лето.
Если бы здесь уместиться я мог,
Я бы на этой странице прилег.Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза.Вот в одинаковых платьях, как сестры,
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пестрой,
То, раскрываясь, несутся опять.
Желтая страница.
Вот желтая страница –
Пустынная страна.
Песок по ней кружится,
Несется, как волна.Неведомо откуда,
Неведомо куда
Бредут по ней верблюды,
Степные поезда.Вы любите, ребята,
Пересыпать песок.
В руках у вас лопата,
Ведерко и совок.
Белая страница.
Это – снежная страница.
Вот по ней прошла лисица,
Заметая след хвостом.Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом.Цепь следов на снежной глади
Остается, как строка
В чистой, новенькой тетради
Первого ученика.
Синяя страница.
А это страница – морская,
На ней не увидишь земли.
Крутую волну рассекая,
Проходят по ней корабли.Дельфины мелькают, как тени,
Блуждает морская звезда,
И листья подводных растений
Качает, как ветер, вода.
Ночная страница.
Пред вами – страница ночная.
Столица окутана тьмой.
Уходят на отдых трамваи,
Троллейбусы мчатся домой.
Спешат на ночлег пешеходы,
Нигде не увидишь ребят.
И только вокзалы, заводы,
Часы и машины не спят.
Загадки.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу.Держусь я только на ходу,
А если встану, упаду.В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
Физминутка “Мой веселый звонкий мяч”
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда несешься вскачь?
Красный,
Желтый,
Голубой,
Не угнаться за тобой!
Конкурс “Узнай сказку” по иллюстрации.
Кто это? (“Детки в клетке”)
Песня “Из чего же, из чего же...”
“Пожелания друзьям”. Итоги.