Государственный образовательный стандарт основного и среднего (полного) общего образования второго поколения говорит о формировании адекватной социокультурной компетенции учащихся.
Актуальность проблемы развития социокультурной компетенции при обучении иностранным языкам очевидна. Полноценное владение иностранным языком возможно только при адекватном развитии социокультурной компетенции учащегося, обеспечивающей адекватное межкультурное общение, диалог культур. Но, тем не менее, методика ее развития разработана недостаточно.
Для преодоления несоответствия между традиционными методами и формами обучения иностранным языкам и требованиями государственного образовательного стандарта нового поколения необходима разработка такой методики развития социокультурной компетенции, при которой обучаемые вовлекаются в сам процесс поиска и обработки, информации, в течение которого происходит накопление, организация и структурирование знаний о мире.
Безусловно, самым лучшим средством формирования иноязычной социокультурной компетенции учащегося является пребывание в стране изучаемого языка. Однако, исходя из реальных условий обучения, наиболее эффективным средством развития социокультурной компетенции учащихся, изучающих иностранный язык вне языковой среды, является погружение в виртуальное пространство, которое моделирует необходимые социокультурные характеристики социума. Таким виртуальным пространством является аутентичная виртуальная интерактивная языковая среда - Интернет, наряду с другими современными компьютерными технологиями. Разработка новых концепций использования информационных и коммуникационных технологий при развитии социокультурной компетенции является важной задачей методики обучения иностранным языкам.
Тем не менее методика применения компьютерных технологий в развитии социокультурной компетенцииобучаемых еще очень слабо разработана, в то время как глобальная сеть Интернет представляет собой не только обширный банк знаний о культуре того или иного народа, но и может возмещать недостаток коммуникации и интеракции с реальными носителями языка вне языковой среды, благодаря множеству телекоммуникационных систем, работающих как в он-лайн, так и в офф-лайн режимах. Интернет и методически грамотные обучающие программы дают достаточно контекстуальной информации при моделировании ситуаций общения благодаря наличию реальной потребности коммуникации, а мультимедийные средства создают дополнительные видео и аудио условия, помогающие студенту лучше войти в предложенную ему роль. Обучаемые имеют возможность получить более подробную информацию и даже изменить результат интеракции с помощью мультимедийных средств, которые в настоящее время, в сочетании с гипертекстовыми технологиями, называют термином “гипермедиа”. Средства гипермедиа, применяемые в Интернете и некоторых обучающих программах, должны способствовать успешному формированию компонентов социокультурной компетенции обучаемых.
Межкультурные аспекты обучения иностранным языкам исследуются на качественно новом уровне в связи с широким использованием информационных и коммуникационных технологий. Наиболее актуальным является включение инновационных методов на основе данных технологий в традиционную методику обучения.
Осуществление взаимодействия с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий позволяет вывести лингвистическую и поликультурную подготовку учащихся на уровень активного, познавательного творчества, что с одной стороны расширяет потенциальные возможности их развития, а с другой стороны, способствует интеграции знаний и переработке информации по исследуемой теме. Компьютерные и телекоммуникационные технологии должны использоваться не только как средство получения новой информации, новых знаний в области иностранного языка, но и для развития адекватной межкультурной компьютерно-опосредованной коммуникации.
Под веб-квестом понимается веб-проект, в котором часть или вся информация, с которой работают обучаемые, находится на различных веб-сайтах. Учащимся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы.
Берни Додж выделяет следующую структуру веб-квеста:
- Introduction (Введение),
- Task(Заданиe),
- Process (Выполнение),
- Evaluation (Оценивание),
- Сonclusion (Заключение),
- Credits (Использованные материалы),
- TeacherPage (Комментарии для преподавателя).
Однако, данная структура не является чем-то застывшим и используется только как основа, которую при необходимости можно изменить. Учитель может конструировать квест в соответствии с уровнем и потребностями своих учеников.
- Introduction (Введение) - формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста. Цель- подготовить и мотивировать учащихся. Поэтому здесь важны мотивирующая и познавательная ценность.
- Task (Заданиe) - четкое и интересное описание проблемной задачи и формы представления конечного результата: проблема, или загадка, которую необходимо решить; позиция, которую нужно сформулировать и защитить; продукт, который нужно создать; реферат, который должен быть создан; доклад или журналистской счет; творческая работа, презентация, постер и т.д. Задание должно быть проблемным, четко сформулировано, иметь познавательную ценность.
- Process (Выполнение) - точное описание основных этапов работы; руководство к действиям, полезные советы по сбору информации (контрольный список вопросов для анализа информации, разнообразные советы по выполнению того или иного задания, "заготовки" Web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов и пр.); С методической точки зрения материал должен отличаться релевантностью, разнообразием и оригинальностью ресурсов; разнообразием заданий, их ориентацией на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличием методической поддержки - вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании элементов ролевой игры - адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли. Здесь можно указать ссылки на ресурсы и не выделять для них отдельный раздел.
- Evaluation (Оценивание) - описание критериев и
параметров оценки выполнения веб-квеста, которое
представляется в виде бланка оценки. Критерии
оценки зависят от типа учебных задач, которые
решаются в веб-квесте.
Методической оценке подлежит адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы. - Сonclusion (Заключение)- краткое и точное описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест. Здесь должна прослеживаться взаимосвязь с введением.
- Credits (Использованные материалы)- ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста. Данный раздел можно объединить с разделом Process (Выполнение).
- Teacher Page (Комментарии для преподавателя) - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест: происхождение, цели и задачи веб-квеста, о чем он; возрастная категория учащихся (может ли быть использован другими учащимися при наличии дополнений, корректировки); планируемые результаты, опираясь на стандарты обучения (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные); процесс организации работы над веб-квестом; необходимые ресурсы; ценность и достоинство данного веб-квеста.
Нами представлены примеры социокультурных и кросскультурных веб-квестов, в которых показаны дидактические возможности информационных технологий для развитии социокультурной компетенции учащихся. https://sites.google.com/site/pancakewebquest/
https://sites.google.com/site/vebkvestchristmas/Пояснительная записка к веб-квесту представлена здесь. Приложение 1.
Описание веб-квестов представлено здесь. Приложение 2, Приложение 3
Таким образом, развитие социокультурной компетенции учащихся возможно и целесообразно осуществлять с помощью Интернет-технологий и, в частности, технологий веб-квестов, которые обеспечивают в процессе обучения:
- виртуальную социокультурную среду страны изучаемого языка;
- аутентичность используемых материалов, представленных в сети;
- мотивацию учащихся к самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие информационной культуры обучаемых как необходимой составляющей общекультурной компетенции современной личности.
Веб-квесты развивают критическое мышление. Учащиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют её, чтобы выполнить задание, решить поставленную проблему. У них повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто “реальное” и “полезное”, что ведет к повышению продуктивности деятельности.
В заключение, следует отметить, что все работы могут быть сохранены в электронном виде и размещены на сайте школы, таким образом представлять собой электронный европейский языковой портфель.
Интеграция Интернет технологий и методики обучения английскому языку направлена на высокое качество получаемых знаний, владение современными методами поиска, обработки и использования информации, личностное развитие обучаемого, способность продолжить образование на более высоком уровне.
Источники информации.
- Dodge B. A Rubric for Evaluating Web Quests. 2001. http://webquest.sdsu.edu/webquestrubric.html
- Dodge B. Creating a Rubric for a Given Task. 2001. -http://projects.edtech.sandi.net/staffdev/tpss99/rubrics/rubrics.html
- March T. Criteria for Assessing Best Web Quests. 2002-2003. -http://www.bestwebquests.com/bwq/matrix.asp
- Bauer-Ramazani Chr. Web Quests Resource Page. 1998-2005. -http://academics.smcvt.edu/cbauer-ramazani/Links/webquests.htm
- The Web Quest Page. Reading and Training Materials. 1998-2005. http://webquest.sdsu.edu/materials.htm
- Dodge B. Creating Web Quests. 1999. -http://webquest.org/
- Горбунова О.В. Использование технологии веб-квест в образовательном процессе http://inshakovaox.jimdo.com/методические-работы/повышение квалификации/использование-технологии-веб-квест-в-образовательном-процессе-вариативный-модуль-72-часа/
- Веб-квесты http://idee.ucoz.ru/publ/kvest/idei_sozdanija_kvesta/veb_kvesty/3-1-0-4
- Веб-квесты по английскому языку http://творческиеработы.рф/webquest