Цели:
- развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Средства обучения: интерактивная доска, компьютер, выставка книг Г.Х.Андерсена.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Ребята, пока мы были на перемене, к нам в класс кто-то заходил и смотрите что забыл.
(Учитель показывает учащимся зонт-трость)
Как вы думаете, кто бы мог оставить эту вещь?
(Оле Лукойе)
Верно, а волшебника этого нам подарил великий датский сказочник...
(Ганс Христиан Андерсен).
Какая же тема нашего урока?
II. Развитие умений.
На доску прикрепляется портрет Г.Х.Андерсена.
Рассказ детей о писателе.
Расскажите, что вы знаете об этом сказочнике.
- Кто были его родители?
- Какое у него было детство?
- Кто были его друзья?
Учитель раскрывает зонт над ученицами, они выходят и рассказывают сказку “Ёлка”.
- О чём эта сказка?
- А какие ещё сказки этого автора вы читали?
Учитель раскрывает зонт над другими детьми, которые подготовили сказку “Про снеговика”.
- О чём эта сказка? Чему она учит? С какой сказкой созвучна?
Выборочное чтение.
- А сейчас откройте свои книги. Мы по очереди будем читать понравившиеся отрывки, а остальные ребята будут отгадывать, из какой сказки данный эпизод.
Я слышу шум. К нам, кажется, пришли гости.
(Учитель достает из корзинки: оловянного солдатика, балерину, собаку, овечку, лошадь, корову, балерину, цветы, скорлупу орехов, утёнка, сундук).
Вспомните, из каких сказок к нам попали эти вещи.
Физкультминутка “Герои сказок Андерсена”
Я девочка, Дюймовочка, на праздник к вам пришла,
(Пружинка с поочередным разведением рук в сторону)
От милой доброй ласточки привет вам принесла.
(Повороты туловища влево-вправо с разведением рук в стороны)
Русалка странное создание,
(Пожимания плечами вверх-вниз)
Она прекрасно сложена,
И в синем море-океане
С волной и пеною дружна.
(Дети поднимают руки вверх и резко опускают их вниз, будто “выныривают”)
Солдатик, сказочный герой
Знаком с игрушечной войной.
(Дети маршируют на месте, попеременно разворачиваясь в разные стороны)
Как все – в коробочке лежал,
Как все – ружьё в руках держал.
(Складывают руки на груди, а затем опускают их “по швам”).
К доске прикреплены воздушные шары, в которые вложены листочки с пословицами.
Выберите себе понравившийся шар, достаньте из него записку и отгадайте, к какой сказке относится та или иная пословица.
- При солнышке тепло, а при матери добро.
- Друг познаётся в беде.
- Некрасив собой, но красив душой.
- Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Узнайте сказку по ее началу.
1. “Жила-была девочка, премилая, прехорошенькая, но была очень бедная, и летом ей приходилось ходить босиком, а зимою - в грубых деревенских башмачках, которые ей ужасно натирали ноги...” (“Красные башмачки”.)
2. “Жила-была женщина, очень ей хотелось иметь ребенка, да где его взять...” (“Дюймовочка”.)
3. “Шел солдат по дороге: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку - шел он домой с войны...” (“Огниво”.)
4. “Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, но только настоящую...” (“Принцесса на горошине”.)
5. “В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло, но зато и глубоко там...” (“Русалочка”.)
6. “Много лет назад жил-был на свете король, он так любил наряжаться...” (“Новое платье короля”.)
А теперь я вам открою секрет ещё одной сказки Андерсена “ Улитка и розовый куст”. В этой сказке автор рассказывает о себе. (Чтение учителем сказки).
- Кем, на ваш взгляд, является автор в этой сказке?
- Почему вам так кажется?
III. Итог.
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
IV. Домашнее задание.
Нарисуйте иллюстрации к любимой сказке Г.Х.Андерсена.
Литература и сайты.
1.Сборник сказок Г.Х.Андерсена
2. Г.Х.Андерсен “Оле-Лукойе”
3. Татьяна Керстен “Дюймовочка”, “Оловянный солдатик”
4. Аполлон Коринфский “Дания – моя Родина”
5. wikipedia.org