Программа дополнительного образования детей по организации исследовательской деятельности «Научное познание»

Разделы: Общепедагогические технологии


Программу “Научное познание” можно отнести к программам эколого-биологической направленности. Программа входит в систему непрерывного эколого-биологического образования МБОУ ДОД “Станция юных натуралистов №2” и включает в себя дополнительное экологическое образование учащихся 9-11 классов школ г. Новокузнецка. Особенность представленного курса состоит в его ориентации на овладении учащимися базовыми приемами и навыками интеллектуальной деятельности, необходимыми для проведения исследования. Исследовательская деятельность обучающихся служит достижению одной из важнейших целей образования - научить детей мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

При организации исследовательской деятельности обучающихся необходимо опираться на содержание ключевых понятий в современной педагогике по вопросам теории и практики исследовательской деятельности. В “Философском энциклопедическом словаре” дается следующее определение: “Научное исследование – это процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний”.

Программа “Научное познание” опирается на следующее понятие исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

При выполнении исследований формируется исследовательская компетентность обучающихся и культура исследовательской деятельности. Именно выполнение исследований позволяет ребятам раскрыть свой творческий потенциал, и применять полученные знания на занятиях в объединении, на уроках в школе и в неформальном общении со сверстниками и взрослыми. Большой интерес педагогов и детей к проведению исследований отражает современную тенденцию развития общества, направленность человечества на прогресс и внедрение инноваций. Сегодняшние школьники уже завтра станут студентами, послезавтра – специалистами, которые будут работать в разных отраслях российской экономики. Исследовательская компетентность – это залог успешности, который формируется педагогами при организации самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся.

Организационно-педагогические основы обучения

Выполнение программы рассчитано на один учебный год. Возраст обучающихся – 15-17 лет (9-е, 10-е, 11-е классы средней общеобразовательной школы). Обучение осуществляется на добровольной основе. Режим занятий: продолжительность одного занятия – два часа, один раз в неделю.

Цель курса: создание необходимых условий для формирования исследовательской компетентности обучающихся на основе знакомства с основными этапами развития современной науки и освоения базовых методик проведения самостоятельных исследований.

Задачи курса:

  • Повышение уровня компетенции обучающихся по вопросам организации самостоятельной исследовательской деятельности и научного познания мира.
  • Развитие у детей умений анализировать теоретическую и практическую информацию, сравнивать, обобщать изучаемый материал, отстаивать свое мнение в прениях и дискуссиях.
  • Воспитание активной жизненной позиции и гражданской ответственности.

Основные формы и методы работы

Реализация программы осуществляется с использованием таких методов обучения как объяснительно-иллюстративный (педагог объясняет и наглядно иллюстрирует учебный материал; осуществляется в форме лекции, беседы, демонстрации опытов, экскурсии) и репродуктивный метод (воспроизведение знаний при решении задач, воспроизведении опытов).

При реализации программы “Научное познание” широко используется метод проблемного обучения, который реализуется в форме проблемного изложения учебного материала с использованием проблемных вопросов и решением проблемных задач.

Частично-поисковый метод обучения реализуется при выполнении практических работ.

Особое значение имеет исследовательский метод. В объединении планируется и реализуется самостоятельная исследовательская деятельность, когда обучающиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с помощью педагога. При выполнении исследований используются информационные технологии и Интернет-ресурсы.

Предполагаемый результат обучения

Учащиеся в конце учебного года должны знать:

  • особенности научного мировоззрения;
  • историю развития науки;
  • методы научного познания мира;
  • правила оформления исследовательской работы школьника;
  • правила формулирования темы исследовательской работы;
  • правила постановки цели и задач исследования;
  • правила составления обзора литературных и информационных источников;
  • правила выбора методов исследования;
  • правила статистической обработки данных;
  • правила оформления результатов исследования: таблиц, диаграмм и графиков;
  • правила формулирования выводов по проведенному исследованию;
  • правила создания презентации доклада;
  • правила выступления с докладом;
  • правила выступления в прениях и дискуссиях;
  • правила оформления тезисов исследовательской работы.

Учащиеся должны уметь:

  • выбирать тему учебного исследования;
  • формулировать цели и задачи исследования;
  • формулировать актуальность данного учебного исследования;
  • самостоятельно выдвигать гипотезу учебного проекта или исследования;
  • проводить обзор литературы по теме исследования;
  • определять возможные методы;
  • провести статистическую обработку материала исследования;
  • сформулировать выводы из проведенного исследования;
  • составить электронную презентацию к докладу результатов исследования;
  • представить доклад, сообщение, участвовать в дискуссии;
  • защитить результаты работы перед аудиторией.

Учебный план

№ п/п Наименование тем программы Количество часов
теория практика всего
1. Тема I. Введение в курс. 3 3 6
2. Тема II. Методы научного познания мира. 4 4 8
3. Тема III. Методология научного творчества. 11 11 22
4. Тема IV.

Правила оформления исследовательской работы

7 7 14
5. Тема V.

Представление исследовательской работы

4 6 10
6. Тема VI.

Исследовательская и научная деятельность

4 4 8
Всего 33 35 68

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем Количество часов
Теория Практика Всего часов
I. Введение в курс “Научное познание и творчество””
1. Наука и научное мировоззрение. 1 1 2
2. История развития науки в 16-19 веках. 1 1 2
3. История развития науки в XX веке. 1 1 2
II. Методы научного познания мира
4. Наблюдение, описание, измерение. 1 1 2
5. Эксперимент, анализ, синтез, обобщение. 1 1 2
6. Индукция, дедукция, аналогия. 1 1 2
7. Моделирование, классификация. 1 1 2
III. Методология научного творчества
8. Тема научного исследования. 1 1 2
9. Актуальность исследования, цели, задачи. 1 1 2
10. Предмет и объект исследования. Гипотеза. 1 1 2
11. Обзор литературы - составная часть научного исследования. 1 1 2
12. Работа с информационными источниками. 1 1 2
13. Правила оформления обзора литературы. 1 1 2
14. Выбор методов научного исследования. 1 1 2
15. Правила проведения эксперимента. 1 1 2
16. Достоверность экспериментальных данных. 1 1 2
17. Основные правила статистической обработки экспериментальных данных. 1 1 2
18. Таблицы, диаграммы, графики. 1 1 2
IV. Правила оформления исследовательской работы
19. Правила оформления титульного листа разных типов творческих работ обучающихся. 1 1 2
20. Правила написания и оформления главы исследования “Введение”. 1 1 2
21. Правила оформления первой главы исследовательской работы “Обзор литературы”. 1 1 2
22. Правила оформления второй главы исследования “Методы исследования” 1 1 2
23. Правила оформления третьей главы исследования “Результаты исследования” 1 1 2
24. Правила оформления заключительной главы исследования “Выводы и заключение” 1 1 2
25. Правила оформления списков литературных и информационных источников и приложений. 1 1 2
V. Правила представления исследовательской работы
26. Доклад, тезисы доклада. 1 1 2
27. Электронная презентация доклада. 1 1 2
28. Правила выступления с докладом перед аудиторией. 1 1 2
29. Научно-практическая конференция обучающихся объединения. - 2 2
30. Ролевая игра “Симпозиум специалистов” по материалам исследовательских работ. 1 1 2
VI. Исследовательская и научная деятельность
31. Научная статья как итог исследования. 1 1 2
32. Курсовые и дипломные работы в вузе. 1 1 2
33. Путь в науку. Наука в XXI веке. 1 1 2
34. Заключительное занятие. 1 1 2
  Всего часов: 33 35 68

Список литературы.

  1. Биологический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. М.С. Гиляров.- М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 864с.
  2. Великие россияне [Текст] / Биографическая библиотека Ф. Павленкова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 639 с.: ил.
  3. Ермаков Д. С., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. [Текст]. - М.: Школьная Пресса, 2002.-112 с.
  4. Зверев, И. Д. Практические занятия по экологии для учащихся 9-го класса. [Текст]. – М.: Просвещение, 1998. – 78 с.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ООО “ИТИ Технологии”, 2006. – 944 с.
  6. Петунин, О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения. [Текст]. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 192 с.
  7. Скалон, Н.В. Экология сибирского города. Программа и практикум для учащихся старших классов. [Текст]. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
  8. Скалон, Н.В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно- методическое пособие [Текст] / Скалон, Н.В., Горшкова, Л.А., Демиденко, Н.В., Аверина, Е.П. – Кемерово: КРЭОО “Ирбис”, 2006.- 128 с.
  9. Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова (главный редактор), Л.С. Шаумяна. – М.: Советская энциклопедия, 1964.
  10. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология [Текст] / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1996. – 704 с.: ил.
  11. Энциклопедия для детей: Т.4. Геология. [Текст] / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта +, 1995. – 624 с.: ил.
  12. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология [Текст] / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 448 с.: ил.