Программу “Научное познание” можно отнести к программам эколого-биологической направленности. Программа входит в систему непрерывного эколого-биологического образования МБОУ ДОД “Станция юных натуралистов №2” и включает в себя дополнительное экологическое образование учащихся 9-11 классов школ г. Новокузнецка. Особенность представленного курса состоит в его ориентации на овладении учащимися базовыми приемами и навыками интеллектуальной деятельности, необходимыми для проведения исследования. Исследовательская деятельность обучающихся служит достижению одной из важнейших целей образования - научить детей мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
При организации исследовательской деятельности обучающихся необходимо опираться на содержание ключевых понятий в современной педагогике по вопросам теории и практики исследовательской деятельности. В “Философском энциклопедическом словаре” дается следующее определение: “Научное исследование – это процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний”.
Программа “Научное познание” опирается на следующее понятие исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
При выполнении исследований формируется исследовательская компетентность обучающихся и культура исследовательской деятельности. Именно выполнение исследований позволяет ребятам раскрыть свой творческий потенциал, и применять полученные знания на занятиях в объединении, на уроках в школе и в неформальном общении со сверстниками и взрослыми. Большой интерес педагогов и детей к проведению исследований отражает современную тенденцию развития общества, направленность человечества на прогресс и внедрение инноваций. Сегодняшние школьники уже завтра станут студентами, послезавтра – специалистами, которые будут работать в разных отраслях российской экономики. Исследовательская компетентность – это залог успешности, который формируется педагогами при организации самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся.
Организационно-педагогические основы обучения
Выполнение программы рассчитано на один учебный год. Возраст обучающихся – 15-17 лет (9-е, 10-е, 11-е классы средней общеобразовательной школы). Обучение осуществляется на добровольной основе. Режим занятий: продолжительность одного занятия – два часа, один раз в неделю.
Цель курса: создание необходимых условий для формирования исследовательской компетентности обучающихся на основе знакомства с основными этапами развития современной науки и освоения базовых методик проведения самостоятельных исследований.
Задачи курса:
- Повышение уровня компетенции обучающихся по вопросам организации самостоятельной исследовательской деятельности и научного познания мира.
- Развитие у детей умений анализировать теоретическую и практическую информацию, сравнивать, обобщать изучаемый материал, отстаивать свое мнение в прениях и дискуссиях.
- Воспитание активной жизненной позиции и гражданской ответственности.
Основные формы и методы работы
Реализация программы осуществляется с использованием таких методов обучения как объяснительно-иллюстративный (педагог объясняет и наглядно иллюстрирует учебный материал; осуществляется в форме лекции, беседы, демонстрации опытов, экскурсии) и репродуктивный метод (воспроизведение знаний при решении задач, воспроизведении опытов).
При реализации программы “Научное познание” широко используется метод проблемного обучения, который реализуется в форме проблемного изложения учебного материала с использованием проблемных вопросов и решением проблемных задач.
Частично-поисковый метод обучения реализуется при выполнении практических работ.
Особое значение имеет исследовательский метод. В объединении планируется и реализуется самостоятельная исследовательская деятельность, когда обучающиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с помощью педагога. При выполнении исследований используются информационные технологии и Интернет-ресурсы.
Предполагаемый результат обучения
Учащиеся в конце учебного года должны знать:
- особенности научного мировоззрения;
- историю развития науки;
- методы научного познания мира;
- правила оформления исследовательской работы школьника;
- правила формулирования темы исследовательской работы;
- правила постановки цели и задач исследования;
- правила составления обзора литературных и информационных источников;
- правила выбора методов исследования;
- правила статистической обработки данных;
- правила оформления результатов исследования: таблиц, диаграмм и графиков;
- правила формулирования выводов по проведенному исследованию;
- правила создания презентации доклада;
- правила выступления с докладом;
- правила выступления в прениях и дискуссиях;
- правила оформления тезисов исследовательской работы.
Учащиеся должны уметь:
- выбирать тему учебного исследования;
- формулировать цели и задачи исследования;
- формулировать актуальность данного учебного исследования;
- самостоятельно выдвигать гипотезу учебного проекта или исследования;
- проводить обзор литературы по теме исследования;
- определять возможные методы;
- провести статистическую обработку материала исследования;
- сформулировать выводы из проведенного исследования;
- составить электронную презентацию к докладу результатов исследования;
- представить доклад, сообщение, участвовать в дискуссии;
- защитить результаты работы перед аудиторией.
Учебный план
№ п/п | Наименование тем программы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Тема I. Введение в курс. | 3 | 3 | 6 |
2. | Тема II. Методы научного познания мира. | 4 | 4 | 8 |
3. | Тема III. Методология научного творчества. | 11 | 11 | 22 |
4. | Тема IV. Правила оформления исследовательской работы |
7 | 7 | 14 |
5. | Тема V. Представление исследовательской работы |
4 | 6 | 10 |
6. | Тема VI. Исследовательская и научная деятельность |
4 | 4 | 8 |
Всего | 33 | 35 | 68 |
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||||
Теория | Практика | Всего часов | ||||||
I. Введение в курс “Научное познание и творчество”” | ||||||||
1. | Наука и научное мировоззрение. | 1 | 1 | 2 | ||||
2. | История развития науки в 16-19 веках. | 1 | 1 | 2 | ||||
3. | История развития науки в XX веке. | 1 | 1 | 2 | ||||
II. Методы научного познания мира | ||||||||
4. | Наблюдение, описание, измерение. | 1 | 1 | 2 | ||||
5. | Эксперимент, анализ, синтез, обобщение. | 1 | 1 | 2 | ||||
6. | Индукция, дедукция, аналогия. | 1 | 1 | 2 | ||||
7. | Моделирование, классификация. | 1 | 1 | 2 | ||||
III. Методология научного творчества | ||||||||
8. | Тема научного исследования. | 1 | 1 | 2 | ||||
9. | Актуальность исследования, цели, задачи. | 1 | 1 | 2 | ||||
10. | Предмет и объект исследования. Гипотеза. | 1 | 1 | 2 | ||||
11. | Обзор литературы - составная часть научного исследования. | 1 | 1 | 2 | ||||
12. | Работа с информационными источниками. | 1 | 1 | 2 | ||||
13. | Правила оформления обзора литературы. | 1 | 1 | 2 | ||||
14. | Выбор методов научного исследования. | 1 | 1 | 2 | ||||
15. | Правила проведения эксперимента. | 1 | 1 | 2 | ||||
16. | Достоверность экспериментальных данных. | 1 | 1 | 2 | ||||
17. | Основные правила статистической обработки экспериментальных данных. | 1 | 1 | 2 | ||||
18. | Таблицы, диаграммы, графики. | 1 | 1 | 2 | ||||
IV. Правила оформления исследовательской работы | ||||||||
19. | Правила оформления титульного листа разных типов творческих работ обучающихся. | 1 | 1 | 2 | ||||
20. | Правила написания и оформления главы исследования “Введение”. | 1 | 1 | 2 | ||||
21. | Правила оформления первой главы исследовательской работы “Обзор литературы”. | 1 | 1 | 2 | ||||
22. | Правила оформления второй главы исследования “Методы исследования” | 1 | 1 | 2 | ||||
23. | Правила оформления третьей главы исследования “Результаты исследования” | 1 | 1 | 2 | ||||
24. | Правила оформления заключительной главы исследования “Выводы и заключение” | 1 | 1 | 2 | ||||
25. | Правила оформления списков литературных и информационных источников и приложений. | 1 | 1 | 2 | ||||
V. Правила представления исследовательской работы | ||||||||
26. | Доклад, тезисы доклада. | 1 | 1 | 2 | ||||
27. | Электронная презентация доклада. | 1 | 1 | 2 | ||||
28. | Правила выступления с докладом перед аудиторией. | 1 | 1 | 2 | ||||
29. | Научно-практическая конференция обучающихся объединения. | - | 2 | 2 | ||||
30. | Ролевая игра “Симпозиум специалистов” по материалам исследовательских работ. | 1 | 1 | 2 | ||||
VI. Исследовательская и научная деятельность | ||||||||
31. | Научная статья как итог исследования. | 1 | 1 | 2 | ||||
32. | Курсовые и дипломные работы в вузе. | 1 | 1 | 2 | ||||
33. | Путь в науку. Наука в XXI веке. | 1 | 1 | 2 | ||||
34. | Заключительное занятие. | 1 | 1 | 2 | ||||
Всего часов: | 33 | 35 | 68 |
Список литературы.
- Биологический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. М.С. Гиляров.- М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 864с.
- Великие россияне [Текст] / Биографическая библиотека Ф. Павленкова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 639 с.: ил.
- Ермаков Д. С., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. [Текст]. - М.: Школьная Пресса, 2002.-112 с.
- Зверев, И. Д. Практические занятия по экологии для учащихся 9-го класса. [Текст]. – М.: Просвещение, 1998. – 78 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ООО “ИТИ Технологии”, 2006. – 944 с.
- Петунин, О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения. [Текст]. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 192 с.
- Скалон, Н.В. Экология сибирского города. Программа и практикум для учащихся старших классов. [Текст]. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
- Скалон, Н.В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно- методическое пособие [Текст] / Скалон, Н.В., Горшкова, Л.А., Демиденко, Н.В., Аверина, Е.П. – Кемерово: КРЭОО “Ирбис”, 2006.- 128 с.
- Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова (главный редактор), Л.С. Шаумяна. – М.: Советская энциклопедия, 1964.
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология [Текст] / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1996. – 704 с.: ил.
- Энциклопедия для детей: Т.4. Геология. [Текст] / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта +, 1995. – 624 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология [Текст] / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 448 с.: ил.