Тип урока: урок “открытия” новых знаний.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
- Осознание понятия кулинария.
- Уяснение санитарно-гигиенических требований к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд; правил и последовательности мытья посуды; правил ухода за поверхностью стен и пола.
- Уяснение безопасных приёмов работы на кухне: правилами безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями; правилами оказания первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
- Осознание питания как физиологической потребности.
- Формирование знаний о пищевых (питательных) веществах и значении белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека; пищевой пирамиде; роли витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержании в пищевых продуктах; пищевых отравлениях.
- Практическое освоение приемов первой помощи при пищевых отравлениях.
- Формирование знаний о режиме питания.
Метапредметные:
- Самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока.
- Планирование собственной познавательной деятельности.
- Формирование навыков работы с учебной литературой.
- Освоение навыков проведения лабораторной работы.
- Формирование навыков анализа и систематизации.
- Осознанное использование речевых средств для выражения собственных мыслей.
- Организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.
- Оценивание правильности выполнения поставленных задач, диагностика собственной познавательной деятельности в соответствии с разработанными критериями.
Личностные:
- Проявление познавательной активности на уроке.
- Формирование навыков самообразования.
- Формирование навыков общения и сотрудничества.
- Формирование экологического сознания и бережного отношения к природным ресурсам.
Словарь урока: санитарно-гигиенические требования, кухонная столовая и чайная посуда, столовые приборы, правила безопасной работы на кухне; пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества; пищевая пирамида, режим питания.
Ресурсы урока:
- Учебник “Технология. 5 класс, Технологии ведения дома” Синица Н. В., Симоненко В. Д., издательство “Вентана-Граф”, 2014.
- Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс, Синица Н. В., Буглаева Н. А., издательство “Вентана-Граф”, 2013.
Ход урока
1 этап. Организационный момент.
2 этап. Мотивация.
Чтобы приготовить воскресный завтрак для всей семьи, необходимо (слайд 2):
- ознакомиться с понятием кулинария;
- узнать, что такое санитарно-гигиенические требования;
- попробовать себя в качестве официанта;
- научиться правильно мыть посуду;
- освоить приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
- научиться оказывать первую помощь при ожогах и отравлениях;
- узнать, какие питательные вещества необходимы человеку;
- научиться готовить вкусные и полезные блюда для завтрака;
- научиться сервировать стол к завтраку и оформлять блюда.
Посмотрите на требования к выполнению нового проекта и определите, сможете ли вы разработать проект без дополнительной подготовки?
3 этап. Актуализация знаний.
- Что такое проект?
- Что такое творческое проектирование?
- Какие этапы выполнения проекта вы знаете?
Задание на соответствие (слайд 3):
Определите, какие виды деятельности соответствуют каждому этапу выполнения проекта.
4 этап. Целеполагание и планирование.
Что вы должны узнать для выполнения творческого проекта по кулинарии (слайд 4)?
- Познакомиться с понятием кулинария.
- Узнать, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при выполнении кулинарных работ.
- Научиться ухаживать за посудой, поверхностью стен и пола.
- Изучить безопасные приемы работы на кухне и правила оказания первой помощи при порезах и ожогах.
- Узнать, какие питательные вещества входят в состав пищи.
- Узнать, что такое пищевая пирамида.
- Научиться оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.
- Познакомиться с понятием режим питания.
Обсудим план урока (слайд 5).
- Познакомиться с новыми понятиями.
- Научиться оказывать первую помощь во время работы на кухне.
- Выполнить задания в рабочей тетради.
5 этап. “Открытие” нового знания (изучение новой темы). 1 урок.
- Понятие кулинария.
- Слово кулинария происходит от латинского culina – “кухня” и означает искусство приготовления пищи.
- Санитария и гигиена на кухне.
Санитария (от лат. sanitas — “здоровье”) — система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний (слайд 6).
Значение слова гигиена вы можете самостоятельно узнать в Интернете и оформить сообщение.
К помещению кухни и столовой предъявляют особые требования – это, прежде всего, чистота. Так было всегда: и в прошлом, когда готовили пищу на открытом огне, и теперь, в условиях высокотехничного оснащения кухни (слайд 7).
Определите, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при проведении кулинарных работ (слайд 8):
Если ты пришел на кухню,
Руки мыть ты не спеши.
Фартук надевать не нужно,
Его ты вовсе не носи.
Не спеши ты вымыть фрукты –
От мытья им только вред.
Прихватив ножи и доску,
Режь скорее все подряд.
Позабудь про холодильник!
Подготовь на кухне полку.
Молоко, сосиски, рыбу
На ней лучше сохранишь.
Обратите внимание на способы маркировки разделочных досок! (слайд 9)
Какие еще требования необходимо соблюдать во время работы на кухне?
Прочитайте материал учебника на стр. 30-31 и дополните правила (самостоятельная работа с учебником).
Посуда для кухни и уход за ней; уход за поверхностью стен и пола.
Работа с учебником стр. 31-34.
Первичное закрепление полученных знаний: упражнение на соотнесение (слайд 10):
- Определите, какие предметы к какой посуде относятся.
Выполните № 1 из задания 4 в рабочей тетради.
- Безопасные приемы работы на кухне (слайд 11).
Работа с учебником стр. 34-36.
- Первая помощь при порезах и ожогах.
Работа с учебником стр. 36.
Выполните № 2 из задания 4 в рабочей тетради.
Практическая работа “Приемы оказания первой помощи при порезах и ожогах”.
5 этап. “Открытие” нового знания (изучение новой темы). 2 урок.
- Здоровое питание.
Для того чтобы жить, человеку нужно питаться. Это – физиологическая потребность. Но не вся пища, которой мы утоляем голод, нужна и полезна организму. Какое же питание является здоровым?
- Пищевые (питательные) вещества.
Работа с учебником стр. 38-39.
Задание на соответствие (слайд 12).
Определите значение для человека таких веществ, как белки, жиры, углеводы и витамины.
- Пищевая пирамида.
Работа с учебником стр.39.
Рассмотрите рис. 21 и перечислите, какие продукты расположены на определенных уровнях пирамиды (слайд 13).
- Пищевые отравления, первая помощь при пищевых отравлениях.
Работа с учебником стр. 39-41.
Задание на определение правильной последовательности (слайд 14):
Определите правильную последовательность оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
- Режим питания.
Для того чтобы пища приносила наибольшую пользу, нужно принимать ее в необходимых количествах и в определенное время (слайд 15).
- Сколько раз в день необходимо принимать пищу?
- Как называются приемы пищи?
- Какой прием пищи считается главным? Почему?
- Какие продукты можно использовать для перекусов?
- Лабораторная работа “Определение качества питьевой воды” (приложение 1), стр. 41 (слайд 16).
Показатели качества воды:
Прозрачность – для определения прозрачности нам понадобится 20 см столб: если, глядя через него, вы будете четко различать стандартный шрифт на листе бумаги, значит, вода прозрачна.
Цвет – аналогично определяем цветность, оценивая цвет столба воды на фоне белой бумаги (офисной).
Запах – запах воды оцениваем при температуре 20 градусов, затем нагреваем жидкость до 60 градусов и вновь анализируем свои ощущения.
Вкус – привкус воды может быть горьковатым, солоноватым, вяжущим и так далее. Солоноватый привкус свидетельствует о высокой минерализации воды, а неприятные вяжущие ощущения вызывает повышенное содержание ионов железа.
Кислотность – берем индикатор (лакмусовую бумажку), помещаем его в раствор и следим за изменением цвета.
Наличие хлора – определим это можно при помощи йодокрахмальной бумаги, которая при взаимодействии с ионами хлора приобретает синий цвет.
Жесткость воде придают соли кальция и магния. Если мыло в воде плохо мылится, овощи – долго варятся, если после того, как вода вскипела, на стенках емкости в большом количестве остается накипь - вода имеет повышенную жесткость.
Оцените качество питьевой воды по перечисленным показателям, заполните таблицу и сделайте вывод о качестве воды.
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление).
Самостоятельная работа: рабочая тетрадь – № 4, задание 4; № 4, задание 5.
7 этап. Рефлексия и оценивание.
Согласны ли вы с народной пословицей: “Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука”?
Оцените свои достижения на уроке.
Оценочный лист (слайд 17):
Определение правильной последовательности мытья посуды (№ 1, задание 4) – 1 балл.
Задание на соответствие названия питательного вещества его назначению – 1 балл.
Определение правильной последовательности оказания первой помощи при порезах и ожогах (№ 2, задание 4) – 1 балл.
- Лабораторная работа – 1 балл.
- Активность на уроке – 1 балл.
8 этап. Домашнее задание.
Инвариативная часть. Параграфы 5-6, № 1, 2, задание 5, продукты для бутербродов: хлеб, сыр, колбаса, сливочное масло, чай, кофе, сахар, фартук и косынка.
Вариативная часть.
Темы для сообщений:
- “Богиня здоровья”,
- “Витамины в жизни человека”,
- “Вода – богатство планеты”,
- “Анализ воды в домашних условиях”.