1. Актуальность реализованного проекта.
Сохранение жизни и здоровья детей — одна из основных целей и смысл существования человеческого общества. Конвенция о правах ребенка утверждает неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь и обязывает государство обеспечивать “в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка”.
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей во всех странах мира. Одной из проблем дорожно-транспортного травматизма является попадание детей в ДТП. При этом под детским дорожно-транспортным травматизмом (ДДТТ) понимается совокупность всех дорожно-
транспортных происшествий за определенный промежуток времени, в которых получили телесные повреждения различной тяжести лица в возрасте до 16 лет.
Практика показывает, что одной из причин нестабильности ситуации с ДТП является низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей.
По данным УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области, за 11 месяцев 2013 года на территории Самарской области зарегистрировано 537 дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) с участием детей, в которых 12 несовершеннолетних погибли и 579 получили ранения различной степени тяжести. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост количества таких ДТП на 19,9%, травмированных в них детей на 23,5%; по числу погибших в ДТП детей зарегистрировано снижение на 36,8% .
За 11 месяцев 2013 года в дорожно-транспортных происшествиях погибли 12 детей: 3 велосипедиста; 2 пассажира; 7 пешеходов. Основным видом ДТП с участием детей остается наезд на пешеходов – 214 ДТП (39,8% от всех ДТП с участием детей). Основными участниками ДТП являются подростки в возрасте от 11 до 16 лет – 239 детей.
Среди основных нарушений, допущенных детьми и ставших причиной ДТП, преобладают:
1. Переход через проезжую часть вне пешеходного перехода – 14 ДТП, что составляет 2,6% от всех происшествий с детьми;
2. Неожиданный выход из-за стоящего ТС – 7 ДТП, что составляет 1,3% от всех происшествий с детьми;
3. Неподчинение сигналам регулирования – 5 ДТП, что составляет 0,9% от всех происшествий с детьми);
4. Игра на проезжей части – 4 ДТП, что составляет 0,7% от всех происшествий с детьми.
Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке. Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур. Проблему травматизма детей на дороге возможно решить только при совместной работе школы, сотрудников Госавтоинспекции и активном участии родителей.
Профилактика различных видов детского дорожно-транспортного травматизма имеет для школьника особую актуальность. Каждый ученик должен знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит его жизнь и безопасность.
2. Цель проекта – создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей; ученик знающий и соблюдающий ПДД.
3. Задачи проекта:
- расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
- изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
- формирование практических умений пешеходов;
- формирование культуры участника дорожного движения;
- воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;
- развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
- поддержка у родителей обучающихся устойчивого интереса к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
4. Основные принципы формирования навыков по соблюдению ПДД:
- Принцип субъектности: опора на активность школьников, их родителей, учителей. Их инициативность, стимулирование самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции культуры пешехода.
- Принцип адекватности: соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс по данной тематике с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды: семейных, региональных, муниципальных.
- Принцип индивидуализации: учёт индивидуальных особенностей и уровня сформированности, осознанности культуры пешехода у обучающегося; предоставление возможности каждому школьнику для самореализации и самораскрытия.
- Принцип рефлексивной позиции: ориентация на формирование у школьников осознанной устойчивой системы отношений к дорожно-транспортным проблемам, проявляющейся в соответствующем поведении и поступках.
5. Мероприятия проекта.
№/п | Темы внеклассных занятий: | Срок проведения |
?. Путешествие в историю ПДД. | ||
1 | Беседа. Откуда появились ПДД. | сентябрь |
2 | Посещение спектакля на тему правил дорожного движения “Дорожная азбука”. | октябрь |
3 | Презентация. Первые правила дорожного движения. | ноябрь |
??. ПДД от А до Я знает вся моя семья! | ||
4 | Круглый стол: “Они думают только о себе: “Я смогу перебежать... Я быстро...” | декабрь |
5 | Статистика дорожно-транспортных происшествий в районе и городе. По материалам СМИ. Виртуальная игра “Я - водитель городского транспорта” | январь |
6 | День безопасного движения совместно с родителями. Разработка памятки для родителей | февраль |
7 | Презентация “Дорожные знаки”. Конкурс рисунков. Ролевая игра: “Я – дорожный знак!” | март |
??? В гости к Светофору Светофорычу. | ||
8 | Праздник “Нужно слушаться, бесспорно, указаний светофора...” | апрель |
9 | Оформление классных уголков “Мой друг светофор” | май |
10 | Викторина “Знание видов светофоров и их сигналов”. | июнь |
№/п | Темы теоретических занятий: | Срок проведения |
Автобусная экскурсия “Страна светофория” | сентябрь | |
История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правила дорожного движения, их история. | октябрь | |
Элементарные вопросы теории движения автомобиля. Разгон, торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя. Демонстрация в реальных условиях тормозных возможностей автомобиля. Посещение площадки контроля за техническим состоянием транспорта. | ноябрь | |
Правила дорожного движения. Общие положения. Общие обязанности водителя. Обязанности пешеходов и пассажиров. | декабрь | |
Правила дорожного движения. Разметка дороги. Места перехода проезжей части. Где и как двигаться пешеходам вдоль дорог. Перекрестки и их виды. | январь | |
Организация дорожного движения. Предмет организации дорожного движения транспорта и пешеходов. Как изучают состав, размеры движения транспорта. | февраль | |
Правила дорожного движения. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора. Поведение пешеходов на перекрестке. Сигналы автомобиля. | март | |
Правила дорожного движения. Дорожные знаки и их группы. Значение отдельных дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков. Ознакомление с инструкцией и порядком установления дорожных знаков. | апрель | |
Общие вопросы порядка движения, остановки, стоянки транспортных средств. Отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и железнодорожных переездов. | май |
№/п | Темы практических занятий: | Срок проведения |
Подготовить сценки, загадки и викторину на тему: “Правила дорожного движения”. | сентябрь | |
Провести в 1 классе ролевую игру “Дорога в школу” | октябрь | |
Нарисовать схему остановочного пути автомобиля и с помощью этой схемы провести беседы о недопустимости перехода проезжей части перед приближающимся транспортом. | ноябрь | |
Изготовить макет дорожного знака “Пешеходный переход”. Провести в 1-2 классах рассказ о знаке ““Пешеходный переход”. | декабрь | |
Изучить разметку проезжей части. Начертить схемы перекрестков различных видов. Сфотографировать движение на одном из перекрестков. Придумать и провести игру “Наш перекресток”. Написать на школьный сайт заметку под названием “На перекрестке”. | январь | |
Изучить фазы цикла светофора. Провести для учащихся занятие “Трехцветный друг”. Изготовить макет светофора и продемонстрировать его работу в 1 – 2 классе. Написать рассказ или стихотворение о светофоре. | март | |
Подготовить и провести в 1 – 2 классе занятие на тему: “Сами не видят - другим показывают”. Зарисовать в рабочей тетради дорожные знаки, написать их название и значение. Изготовить на картоне дорожные знаки. Сфотографировать на дорогах дорожные знаки и поместить снимки в альбом. | апрель | |
Праздник “Путешествие в страну Дорожных знаков” | май | |
Неделя безопасного движения: 1 день - Встреча с инспектором ГИБДД. 2 день - Просмотр спектакля “Дорожная азбука”. 3 день - Праздник “Путешествие в страну Дорожных знаков. 4 день - Конкурс рисунков, 5 день - Защита проектов. 6 день - Экскурсия. 7 день - Подведение итогов. |
май |
6. Результаты
- расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
- сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
- повышение активности родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения.
- освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)
Дети должны знать:
1. историю возникновения ПДД;
2. дорожные знаки;
3. сигналы светофора;
4. виды транспорта;
5. причины ДТП;
6. правила движения на велосипеде;
7. правила движения по дороге.
Дети должны уметь:
1. ориентироваться в дорожных ситуациях;
2. оценивать свое поведение на дороге;
3. объяснить товарищу правила поведения на дороге.
7. Ресурсы, задействованные при реализации проекта
Ресурс | Целевое использование |
Административный | Нормативно-правовая база, ресурсная база школы, взаимодействие с партнерами |
Общественный | Управление взаимодействием учеников, родителей, сотрудников ГИБДД |
Ресурсы партнеров | Информационные, фото-, видеоматериалы органов ГИБДД |
Материальные ресурсы | Информационно-компьютерная база, расходные материалы (канцтовары и пр.) |
Интеллектуально-творческие | Опыт проектной деятельности автора проекта и учащихся, творческие возможности детей |