Ведущая педагогическая идея
Задачи современной системы образования состоят в повышении качества общего и профессионального образования, повышении конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности среднего профессионального образования на рынке труда.
В настоящее время данную задачу уже невозможно решить без фундаментализации образования, которая сегодня является одной из мировых тенденций его развития. Обучение специалиста, отвечающего современным требованиям, может обеспечить система среднего профессионального образования, основанная одновременно на выверенном содержании специальной и фундаментальной подготовок. Кроме того в современных условиях внимание акцентируется на непрерывном образовании в течение всей жизни. Важно сформировать у обучающихся потребность и готовность к непрерывному образованию и самообразованию, навыки и умения самостоятельно приобретать знания, включать новые знания, способы деятельности в систему уже усвоенных и применяемых на практике.
Исследованию активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в отечественной педагогической науке уделялось большое внимание.
Сущность, тенденции и особенности активизации учебно-познавательной деятельности студентов в современных условиях рассмотрены С.И. Архангельским, Е.И. Барабановой, JI.Н. Вавиловой, С.С. Великановой, В. М. Вергасовым, Г.А. Каменевой, Р.А. Низамовым, JL В. Павловой, Т.С. Паниной, И.Ф. Харламовым, А.И. Шаповал, Г.И. Щукиной и пр.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие между возросшими требованиями к формированию творчески-активной личности будущего специалиста и недостаточной разработанностью педагогических условий активизации учебно-познавательной деятельности студентов.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся среднего профессионального образовательного учреждения.
Недостаточная разработанность проблемы на современном этапе развития системы среднего профессионального образования и практическая необходимость ее решения определили выбор темы исследования: “Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами современных педагогических технологий”.
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студентов среднего учебного заведения.
Объект исследования: учебно-познавательная деятельность студентов.
Предмет исследования: педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов среднего учебного заведения.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом сформулирована гипотеза исследования, связанная с предположением о том, что активизация учебно-познавательной деятельности студентов среднего учебного заведения будет результативной, если: выявлены и используются существующие в современной педагогической теории и практике подходы к проблеме активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся; определены и учитываются факторы, позитивно влияющие на учебно-познавательную деятельность обучающихся; разработаны и экспериментально проверены педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся и выявить факторы, позитивно влияющие на её результативность в современных условиях.
2. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
3. Разработать методические рекомендации по активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА
Преподавание общепрофессиональной дисциплины “Основы алгоритмизации и программирования”, связано с определенными трудностями: слабо развитое логическое мышление, недостаточная подготовка в области математических дисциплин, проблемы с изучением английского языка, сниженный уровень произвольного внимания. Эти факторы во время занятий вызывают у студентов непонимание, тревожность, неуверенность в своих силах. Естественной защитой обучающихся является выбор пути с наименьшим сопротивлением. Таким образом основной моей целью стала активизация познавательного интереса к преподаваемой дисциплине средствами современных педагогических технологий.
Следовательно, необходимо было создать условия для развития каждого обучающегося на уровне его возможностей и способностей, формирования общих и профессиональных компетенций, формирования коммуникативных умений и навыков, творческой самореализации личности учащихся, креативного мышления в процессе обучения дисциплине “Основы алгоритмизации и программирования”.
За время работы в данной должности я пришла к выводу, что необходимо осуществлять комплексный подход к применению современных педагогических технологий. Моделируя комплекс педагогических технологий по принципу совместимости, преподаватель может повысить качество обучения.
Работая в данном направлении, я тесно сотрудничаю с преподавателями смежных дисциплин: математики и английского языка. Это позволяет реализовывать междисциплинарные связи. Для решения проблемы активизации произвольного внимания обучающихся я апробирую и успешно внедряю технологии проблемного обучения, проектного обучения, игровые технологии, широко применяю информационные технологии в обучении. Результатом педагогической деятельности в данном направлении стало составление календарно-тематического плана по дисциплине с включением проектной деятельности, методические разработки занятий с использованием игровой технологии, технологии проблемного обучения, ИКТ технологии, разработка и проведение внеклассных мероприятий, подготовка студентов к выступлению на научно-исследовательских конференциях в рамках образовательного учреждения, выступление в школе повышения педагогического мастерства по обмену опытом применения ИКТ технологий при проведении занятий.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Были проанализированы и обобщены:
- общие педагогические проблемы дидактики (Ю.В. Бабанский);
- проблемы общего развития учащихся (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин,);
- проблемы познавательной деятельности и познавательного интереса (Г.П. Щукина, Н.Ф. Талызина);
- проблемы проблемного обучения (И.Я. Лернер).
В своей работе я опираюсь на современные педагогические технологии такие как:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение;
- коллективную систему обучения;
- исследовательские методы в обучении;
- проектные методы обучения;
- технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
Анализируя и обобщая данные материалы и свой педагогический опыт, в своей работе я стараюсь создать условия для развития познавательной и творческой деятельности учащихся и повышения качества знаний.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Актуальность и перспективность опыта связана со становлением новой системы образования России, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Перспективность и практическая значимость опыта заключается в том, что работа преподавателя спланирована таким образом, чтобы повысить уровень мотивации обучения, активизировать познавательный интерес у обучающихся с использованием современных педагогических технологий.
Активизировать познавательную деятельность можно на занятиях различного типа и подбором разнообразного учебного материала, различными приемами и средствами преподавания и воспитания.
НОВИЗНА ОПЫТА
Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своего образовательного учреждения в соответствии с целями и задачами моей методической темы.
Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса в рамках специфики среднего профессионального образования. Новизна предусматривает:
- изменение подходов к преподаванию информационных дисциплин в рамках образовательного учреждения;
- реализацию компетентностного подхода;
- выявление индивидуальных возможностей и интересов учащегося;
- оценивание продвижения обучающегося по личностно-индивидуальным параметрам;
- максимальное включение обучающихся во все формы активности.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Идея опыта подразумевает работу с обучающимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности, и различный уровень подготовки. Опыт комплексный, входит в систему учебной работы, доступен в освоении. Данный опыт может быть использован преподавателями при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин работающих на специальности 230401 “Информационные системы”.
ТРУДОЕМКОСТЬ
Трудоемкость опыта заключается в составлении календарно–тематического плана изучения дисциплины с включением в план работы учебных и исследовательских проектов, составление планов занятий с элементами проблемного обучения, создания игровых моментов, разработка занятий с применением игровой технологии, разработка внеклассных мероприятий с динамической формой организации учебно–воспитательного процесса, изготовление дополнительного дидактического материала к занятиям, наглядных пособий, презентаций, исследование динамики успеваемости и качества знаний студентов.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Методика преподавания должна основываться на активных методах обучения: проблемных, исследовательских, поисковых, практических ориентированных на реальные практические результаты и способствующих активизации познавательной деятельности.
Я использую в своей педагогической деятельности следующие формы организации учебного пространства:
- индивидуальные (реферат, сочинение);
- индивидуально-групповые (исследовательский проект, экспериментальная работа);
- групповые (групповое взаимодействие: противоречия, парадоксы);
- коллективные (дискуссия, диалог, размышление, обобщение).
На своих уроках я активизирую познавательный интерес с применением следующих педагогических технологий:
- Традиционные технологии (объяснительно-иллюстративные технологии обучения)
- Игровые технологии
- Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- Технология саморазвивающего обучения (метод проектов)
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Для анализа результативности применяемых технологий в учебно-воспитательном процессом я использую квалиметрические измерения. Педагогический мониторинг и диагностика результатов обучения позволяют мне контролировать свою объективность в выставлении отметок и корректировать стиль собственной деятельности.
Мониторинг успеваемости по дисциплине “Основы алгоритмизации и программирования”
2010-2011 уч. год | ||
качество | успеваемость | |
I семестр | 28,57% | 100,00% |
II семестр | 50,00% | 100,00% |
2012-2013 уч. год | ||
качество | успеваемость | |
I семестр | 17,39% | 100,00% |
II семестр | 55,56% | 100,00% |
2012-2013 уч. год | ||
качество | успеваемость | |
I семестр | 31,82% | 95,65% |
II семестр | 66,67% | 100,00% |
Результаты свидетельствуют о том, что активизация познавательной деятельности студентов средствами современных педагогических технологий способствует повышению успеваемости и росту качества знаний.
ВЫВОД
Анализ данной проблемы и опыт работы позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации.
Успех в работе по активизации познавательной деятельности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений преподавателя и обучающихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.
В своей деятельности преподаватель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом обучающихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия активизации познавательной деятельности.
Преподаватель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу обучающихся.
Работая над активизацией познавательной деятельности учащихся, преподавателю следует больше внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством активизации познавательной деятельности. Искусство преподавания состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для обучающихся лично значимым и устойчивым.
Успех в решении задачи активизации познавательной деятельности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.