Совместная выработка с учениками критерий оценки к заданиям на уроках физкультуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


В течение четырех последних лет в среднем звене на уроках физкультуры больше внимание уделяю педагогическому контролю и выработке критерий оценки к контрольным упражнениям, тестам, играм и.т.д. Чтобы повысить уровень качества обучения, и вызвать интерес учащихся к физической культуре, а главное сознательное отношение к двигательным действиям. Было предложено учащимся самим воссоздать критерии на определенных условиях к различным заданиям на уроках, не нарушая требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования. В среднем звене начиная с пятого класса, в начале и конце учебного года использую рейтинг по уровню результативности учащихся среди классов на каждой параллели, где ребята набирают баллы в течение учебного года. Объясняю школьникам, где есть прирост и какие физические качества нужно улучшить в следующем году (Приложение). Зачем это нужно? Ученики среднего звена имеют высокий уровень активности, самостоятельности (на первом месте - кодекс товарищества, дружба и стремление заслужить авторитет, уважение сверстников), свойственен пятиклассникам характер соревнования, поэтому рейтинг учит, правильно относится к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе. Согласно нашим совместным действиям с учениками, мы определили, что входит в систему подсчета баллов в рейтинге: в качестве повышения мотивации к самооценке состояния физической подготовленности, по итогам результатов на уроке определялся уровень: низкий (3 балла), средний (4 балла) и высокий (5 баллов). Так же учитывалась степень владения техническими приемами и двигательными действиями базовыми видами спорта и активное применение в играх и соревнованиях. Ежегодно в начале и в конце учебного года ученики основной медицинской группы проходят обязательное тестирование по физической подготовленности (бег 30 м, 6-минутный бег, челночный бег (3х10 м), прыжок в длину с места, подтягивание и упражнение на гибкость). В каждом виде теста ученики определяют средний результат у девочек и мальчиков в классе, который равен сумме результатов учащихся, разделить на количество учеников, сдавших тест, если он соответствует среднему уровню (4 балла). В каждом классе самый высокий результат ученика равен высокому уровню 5 баллов и низкий результат равен 3 баллам и соответствует низкому уровню, в зависимости от физической подготовленности учащихся в классе. Аналогичную схему подсчета количественных критерий применяем в контрольных упражнениях. Использование контрольных упражнений учащимися в течение учебного года, учителем берется материал из разделов программы, согласно возрасту и пола. Качественные критерии вырабатывать сложнее, но школьники сами предложили выход! После изучения двигательного действия для самоконтроля техники его выполнения, учащиеся на контрольном уроке используют видео (снятого на телефон детьми специальной медицинской группы А, Б). Затем в ходе обсуждений находили ошибки, которые имели стоимость мелкие ошибки минус 1 балл, грубые минус 2 балла. Для определения уровня качественных показателей на уроках спортивных играх (технико-тактические действия) и гимнастики с элементами акробатики, ученики выбирают задания, которые соответствуют определенному уровню. Например, акробатическая комбинация состоит из 3 упражнений (низкий уровень, можно заработать не более 3 баллов), средний – 4 упражнения (можно заработать не более 4 баллов), 5 – высокий уровень (5 баллов). В рейтинге отражалась степень владения техническими приемами и двигательными действиями по разделам программного содержания, начислялись баллы у девочек и мальчиков за средний, высокий и низкий уровень качественных показателей. По итогам изучения правил спортивных игр, по усвоение знаний, навыков и умений проходили игровые уроки, где ученики сами выбирали инструкторов, они в свою очередь формировали свои команды. Учащиеся выработали критерии степень владения техники – тактическими двигательными действиями в условиях соревновательной деятельности. Так же составили критерии к спортивным играм, эстафетам, лыжным гонкам и кроссу. Важное требование это соблюдение техники безопасности и правил игр, спортивной этики, при нарушении требований, команда получает минус 2 балла. В рейтинг класса записываем баллы соревнований между классами на параллели, согласно критериям (таблица 2).

Критерии для определения результатов в соревновательной деятельности.
Таблица 2

  5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Спортивные игры За победу

I место

За проигрыш, с разницей 1-2 очка

II место

За проигрыш, с разницей больше 3 очков

III место

Неполный состав в команде, по вине учащихся Отказ от игры
Эстафета, лыжные гонки и кросс Ничья, меньше 1 минуты более 1 минуты

Во время совместной выработки критерий оценки двигательных действий с учащимися, мы выделяли: по времени (бег 30 м); по количеству раз (прыжки на скакалке); по дистанции (бег); по расстоянию (метание); по высоте (прыжки в высоту); по результату игры, эстафеты (победа, проигрыш, ничья); по сумме баллов (элементы акробатики, комбинации); по приросту достижений результатов (реалистическая оценка): прежний результат, результат значительно лучше своего предыдущего, результат значительно хуже своего предыдущего. В конце учебного года в качестве поощрения за прирост результатов в каждом виде тестов и контрольных упражнений ученикам добавлялся один балл, записывали в рейтинговую таблицу. В результате совместных действий по производству критерий оценки к заданиям, ученики учатся контролировать и корректировать друг друга, управлять своими эмоциями, результативно взаимодействовать с учителем и одноклассниками, владеть спортивной этикой и культурой общения на уроках. Ребятам комфортно и интересно на уроках, а также они умеют использовать свои знания, умения и навыки и во внеурочное время при организации соревнований и самостоятельной работы. В среднем звене контрольно-оценочный учебный процесс меня радует, как учителя физической культуры, так как ученики осознанно умеют правильно осуществлять двигательные действия на уроках, так они постепенно готовятся к реалистической оценке и адекватному самооцениванию, это помогает объективно оценить свои двигательные действия в старшем звене по контрольно-оценочной системе “Плюс”.

Приложение

Таблица рейтинга результативности учащихся по физической культуре

Тесты и контрольные испытания средний результат в классе (Девочки/Мальчик) 5А класс 5Б класс 5В класс
Начало года Балл Конец года Балл Начало года Балл Конец года Балл Начало года Балл Конец года Балл
Бег 30 м 5,4/5/4 4/4 5,2/5,3 4/4 5,5/5,2 4/4 5,4/5,0 4/5 5,9/ 5,4 4/4 5,5/ 5,4 4/4
Упражнение на гибкость 8,7/1,8 4/2 11,4/2,6 4/3 9,1/1,2 4/2 10,1/2,8 4/3 9,1/ 1,81 4/2 10,4/ 2,09 4/3
6 минутный бег 1155/ 1192 5/4 1280/ 1353 5/5 1125/ 1190 5/4 1270/ 1240 5/4 1014/ 1113 4/4 1078/ 1070 4/3
подтягивание 12,4/ 4,2 4/4 12,4/3,7 4/3 8,9/2,2 3/3 12,1/3,1 4/3 7,2/2,6 3/3 10,1/2,7 4/3
Прыжок в длину с места 163 / 166 4/4 165 / 165,9 4/4 154/171 4/4 148,5/ 168 3/4 152/163 4/4 152/167 4/4
Челночный бег 3х10 м 8,6/8,7 5/4 8,9/8,6 4/4 9,0/8,3 4/5 9,1/8,4 4/5 9,3/8,9 4/4 9,1/8,7 4/4
Прыжки через скакалку за 15 сек 40/32 4/3 42/36 5/4 38/32 3/3 42/35 5/4 40/31 4/3 42/34 5/4
Бег на лыжах (1км) 7,30/7,00 4/4 7,20/ 6,30 4/5 7,40/7,00 4/4 7,20/ 6,30 4/5 8,10/ 7,30 3/4 8,00/ 7,00 3/4
Пресс за 30 сек 17/18 4/4 18/19 5/5 16/18 3/4 18/19 5/5 16/17 3/3 17/18 4/4
Вис на согнутых руках 19/21 4/3 19/22 4/4 17/21 2/3 19/22 4/4 17/16 2/2 18/21 3/3
Отжимание в упоре лежа 13/23 4/5 14/23 5/5 13/22 4/4 14/23 5/5 13/22 4/4 14/23 5/5
Прыжок в длину с разбега (см) 260/300 4/4 270/310 4/4 270/ 300 4/4 270/310 4/4 270/300 4/4 270/310 4/4
Прыжок в высоту 95/100 4/4 95-110 4/5 95/100 4/4 95-110 4/5 95/100 4/4 95-100 4/4
Метание малого мяча 17/27 4/4 20/28 4/4 17/27 4/4 20/28 4/4 14/27 3/4 17/28 4/4
Опорный прыжок высота (80-100 см) 80/100 5/5 80/100 5/5 80/100 5/5 80/100 5/5 80/100 5/5 80/100 5/5
Акробатическая комбинация 5/4 упр. 5/4 5/5 упр. 5/5 4/4 упр. 4/4 5/4 упр. 5/4 4/4 упр. 4/4 5/4 упр. 5/4
Игра “Пионербол” I место 5 -   II 4     III 3 -  
Эстафета “Веселые старты” -   II место 4 -   III 3 -   I 5
День Здоровья I место 5 -   III 3 -   II 4 -  
ИТОГ 148 143+20дополнительные баллы =163(II место) 129 141+20=161 (III место) 124 133+24 = 167 (I место)