“Тот, кто не знает математики, не может узнать никакойдругой науки,
и даже не может обнаружить своего невежества”.
Роджер Бэкон
Цели:
- формирование у учащихся интереса к изучению математики;
- создание условий для практического применения приобретенных знаний, умений и навыков по математике; расширение границ познания учащихся по математике;
- развитие интеллекта, логического мышления, индивидуальных творческих способностей учащихся, творческой активности, находчивости, сообразительности, памяти, внимания, оригинальности и гибкости мышления;
- воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, формировать навыки коллективной работы, культуры ведения дискуссии, чувства ответственности.
Оборудование:
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- файл с презентацией;
- карточки с вопросами, кегли, мячи для боулинга (игрушечные), мишень, мячи, ключи.
Правила игры: Команды должны состоять из 6 человек. Остальные учащиеся выступают в роли зрителей, болельщиков.
Игра состоит из 5 этапов
Цель игры: Собрать как можно больше ключей и отгадать итоговое слово.
Ход игры
I. Оргмомент. (1 слайд).
Ведущий: Форт Боярд находится в Атлантическом океане в Бискайском заливе недалеко от города Ла-Рошель. Это не бутафория, а настоящее оборонительное фортификационное сооружение, построенное в XVIII веке по приказу Наполеона на маленьком островке для прикрытия морских подступов к портовым городам Рошфор и Ла-Рошель. В стратегических целях крепость ни разу не применялась, зато долгое время служила местом содержания под стражей политических заключенных. Когда тюрьму перенесли в Новую Каледонию, форт стал одним из памятников французской истории регионального масштаба.
И сейчас мы с вами посетим эту крепость и поиграем в игру “Ключи от форт Боярд”. В нашей игре принимают участие две команды. Команды пройдут ряд испытаний, в которых надо проявить все свои знания по математике, а также ловкость и везение. За каждый успешно и быстро пройденный этап команды получают ключи. Чем больше ключей заработает команда, тем больше букв она сможет открыть в зашифрованном слове, и отгадать само слово. Итак, прежде чем отправиться в путь за ключами, познакомимся с командами.
(На сцену выходят две команды и занимают свои места)
II. Первое задание: (3 слайд)
Расставить дроби в порядке возрастания:
(команда, выполнившая задание быстрее и правильно, получает ключ)
III. Второе задание: (4 слайд)
Итак, мы попали в тир. От каждой команды один участник бросает мяч в мишень и получает вопрос, соответствующий полученному числу. Задание обсуждает команда, ответ даёт капитан. На обсуждение 15 секунд.
1) Какое получится ядовитое вещество, если длиннохвостаягрызунья, встретит длинношёрстого быка? (Мышьяк)
2) Сколько сейчас времени, если оставшаяся часть суток в два раза больше прошедшей? (8 часов)
3) Какой получится струнный инструмент, если на участке в 100 кв.м. звучит одна и та же нота? (Арфа)
4) Какое число делится на все числа без остатка? (Ноль)
5) Какие ноты при соединении образуют только часть чего-либо? (Доля)
(Команда, отгадавшая правильно ответ, получает ключ.)
IV. Третье задание: (5 слайд)
Боулинг: Один человек от каждой команды по очереди пускают мяч в кегли. На кеглях номера, соответствующие заданию.
Разгадать ребусы. Время выполнения – 1 минута.
(дробь)
(точка)
(задача)
(отрезок)
(модуль)
(Команда, разгадавшая ребус, получает ключ.)
V. Загадка Фура: (6 слайд)
Задание даётся обеим командам, ответ записывается на карточке и передаётся ведущему.
“Этот предмет изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг и первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось вершиной мастерства, а уж умение решать задачи с его помощь -- признаком большого ума и высокого положения в обществе. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться каждый школьник”.
(циркуль)
(Команда, отгадавшая слово, получает ключ.)
VI. Четвёртое задание: (7 слайд)
Вы попали в террариум с насекомыми и пресмыкающимися. Выбрав на экране понравившегося вам представителя, вы получите задание.
Задания со спичками. Время – 3 минуты.
Приложить к четырем спичкам пять спичек так, чтобы получилось сто.
Положено пять спичек. Прибавить к ним еще пять спичек так, чтобы получилось три.
Из спичек построен дом. Переложить две спички так, чтобы дом повернулся другой стороной.
Спичечный рак ползет вверх. Переложить три спички так, чтобы он ополз вниз.
Из десяти спичек сделан ключ. Переложить в нем четыре спички так, чтобы получилось три квадрата.
Ответы:
1.
2.
3.
4.
5.
(Ключ получит та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.)
VII. Пятое задание. (8 слайд)
Задачи-шутки.
Каждая команда получает карточку с задачами-шутками, ответы записываются в отведённых для них местах. На выполнение задания даётся 2 минуты.
- Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? ____________
- Как далеко в лес может забежать заяц? ______________
- Какое колесо не крутится при правом повороте? ___________
- Электропоезд едет с востока на запад. Набрав скорость, поезд делает 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад – дует ветер, но со скоростью 50 км/ч. В какую сторону относит дым поезда? ________________
- На грядке сидело 7 воробьев. К ним подкрался кот и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? ____________________
- Из какой посуды не едят? ___________________
Ответы:
- Нет, будет ночь.
- До середины, затем он будет выбегать из леса.
- Запасное.
- Электропоезд не дымит.
- Ни одного.
- Из пустой.
(Команда, ответившая на большее количество вопросов, получает ключ)
VIII. Игра со зрителями. (9слайд)
Ведущий: Итак, у каждой команды набралось несколько ключей. Сейчас они получат столько же букв и постараются отгадать ключевое слово нашей игры.
И пока они совещаются, поиграем со зрителями. (Кнопка болельщики)
1) Какой раздел математики греки назвали “искусством чисел”?
А) Алгебра
Б) Геометрия
В) Арифметика
Г) Теория чисел
2) Какие бывают современные фотоаппараты?
А) Числовые
Б) Цифровые
В) Формульные
Г) Логарифмические
3) Как называется промежуток времени в 10 дней, третья часть месяца?
А) Десятина
Б) Десятник
В) Декада
Г) Декадент
4) Как заканчивается известная пословица: “Ясно, как ...”?
А) Дважды два
Б) Трижды три
В) Пятью пять
Г) Шестью шесть
5) Какой “дробный” член есть в футбольной команде?
А) Полувратарь
Б) Полутренер
В) Полунападающий
Г) Полузащитник
6) Исключите лишнее слово
А) Сумма
Б) Множитель
В) Разность
Г) Частное
7) Какой математический знак существует?
А) Стебель
Б) Корень
В) Лист
Г) Цветок
8) Какова сумма числа вершин и ребер куба?
А) 12
Б) 16
В) 20
Г) 22
(После игры с болельщиками, проверяем, как справились команды с разгадкой слова)
IX. Подведение итогов.(10 слайд)
Ведущий: Ключевое слово – диагональ, в переводе с латинского от угла к углу. Ближе мы познакомимся с этим понятием при изучении геометрии.
Итак, мы закончили игру. Победителей поздравляем с победой и желаем дальнейших успехов. Но в математике нет проигравших.
Математика – это орудие, с помощью которого человек познает мир и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить ее так, как любил ее каждый из великих математиков, как любили и любят ее десятки и сотни других людей... Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам.