Междисциплинарные связи | Английский язык, информатика и ИКТ, МДК 02.01 |
Методическая идея | - продемонстрировать методику
использования ТСО для контроля знаний студентов - продемонстрировать методику использования ТСО при изучении нового материала - продемонстрировать методику использования ТСО для активизации познавательной деятельности студентов |
Цели занятия | |
Образовательная | -проконтролировать степень усвоения
основных понятий по теме “Динамические
структуры данных” - сформировать и обобщить знания по теме “Построение и использование модуля” - закрепить знание терминологии по теме |
Развивающая | - развивать у обучающихся умение
выделять главное - развивать познавательный интерес, логическое мышление |
Воспитательная | - продолжить воспитание навыков информационной культуры |
Вид занятия | Урок |
Тип занятия | Комбинированный урок |
Форма организации учебно – познавательной деятельности | Проблемный урок |
Методы | Проблемное изложение, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный |
Место проведения занятия | Каб №21 |
Продолжительность занятия | 90 мин |
Основные понятия | Модуль, структура модуля, интерфейсная часть, исполняемая часть, подключение модуля, подпрограммы, правила компиляции и сохранения модуля |
Оснащение | Мультимедийный проектор, электронная презентация, тетради, ручки, учебник Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования |
Раздаточный материал | чистые листы для ответов. |
План занятия
1 | Организационный этап | 2 мин |
2 | Актуализация знаний | 6 мин |
3 | Мотивация целеполагания | 2 мин |
4 | Усвоение новых знаний | 40 мин |
5 | Закрепление знаний | 30 мин |
6 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | 3 мин |
7 | Домашнее задание | 2 мин |
8 | Подведение итогов. Рефлексия | 5 мин |
Ход занятия
Этап деятельности | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Примечание |
Организационный этап | Приветствует студентов Проводит проверку присутствующих Говорит вступительное слово |
Приветствуют преподавателя | Слайд 1 Презентация1 |
Актуализация знаний | Объясняет порядок работы Организует контроль по темам изученного раздела Выдает бланки для ответов на вопросы Организует самопроверку самостоятельной работы |
Слушают преподавателя. Выполняют письменно самостоятельную работу. Самостоятельно оценивают выполненную работу. |
Слайд 2-14 |
Мотивация целеполагания | Сообщает тему и цель занятия Подчеркивает актуальность изучаемой темы |
Слушают преподавателя. Отвечают на вопросы. |
Слайд 15-19 |
Усвоение новых знаний | Объясняет новый материал по плану: Определение модуля Структура модуля Пример Описание процедур и функций Формальные и фактические параметры |
Слушают преподавателя. Воспринимают материал. Записывают учебный материал. |
Слайд 20 - 24 |
Закрепление знаний | Проводит закрепление знаний по новой теме | Отвечают на вопросы Воспринимают информацию Решают задачи |
Слайд 25-26 |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Организует контроль изученного материала | Слушают объяснения Воспринимают информацию |
Слайд 27 |
Домашнее задание | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания | Слушают объяснения Воспринимают информацию |
Слайд 28 |
Подведение итогов Рефлексия |
Подводит общий итог урока Проводит рефлексию |
Слушают объяснения Воспринимают информацию |
Слайд 29 |
1. Организационный этап
Добрый день, ребята, уважаемые коллеги. Мы продолжаем изучать особенности языка программирования Турбо Паскаль.
Отметить отсутствующих в рапортичке. Сделать запись в журнале.
2. Актуализация знаний
Ребята, вам нужно взять ручку и листок бумаги, который находится у вас на парте. Подпишите на своем листке фамилию, группу и вариант.
Сейчас вы будете выполнять самостоятельную работу по теме “Динамические структуры данных”, которую мы изучали на прошлом уроке.
Внимательно смотрим на доску. Я буду читать вопросы по вариантам, а вы сразу отвечаете на вопросы.
3. Выполнение самостоятельной работы
1 вариант | 2 вариант | |
1 вопрос | Как называются величины, память для
которых выделяется во время компиляции
программы?
|
В какой памяти располагается указатель?
|
2 вопрос | Значение ссылочной величины хранится в
... памяти.
|
Как называется раздел оперативной
памяти распределяемый статически?
|
3 вопрос | Как называется раздел оперативной
памяти распределяемый динамически?
|
Как называются величины, память для
которых выделяется во время выполнения
программы?
|
4 вопрос | Процедура выделения памяти под
динамическую величину
|
Процедура освобождения памяти
|
5 вопрос | Пустая ссылка
|
Базовый тип указателя задается
|
Сдаем листочки на первую парту.
Давайте вместе проверим, какие ответы вы дали на вопросы самостоятельной работы.
1 вариант | 2 вариант | |
1 вопрос | d) статические |
|
2 вопрос |
|
|
3 вопрос |
|
|
4 вопрос |
|
|
5 вопрос |
|
d) ^real |
Поставьте себе оценку:
- “Пять”, если вы правильно ответили на все вопросы;
- “Четыре”, если у вас есть одна ошибка;
- “Три”, если у вас две ошибки;
- “Два”, если у вас больше двух ошибок.
Поднимите руку, кто ответил на “пять”, кто на “четыре”, кто на “три”, а есть такие студенты, кто ответил на “два”?
4. Мотивация целеполагания
Ребята, сегодня у нас важный урок. Мы с вами уже изучили много разных типов данных, процедур и функций. Решили много разных задач. И во время решения задач часто возникала необходимость иметь немного больше процедур, чем предоставляет программа Турбо Паскаль.
Вспомните, когда мы только начинали с вами работать в этой программе оказалось, что Турбо Паскаль не имеет процедуры вычисления функции Котангенса, а мы “не помним” как это делается или очень часто встречающиеся задачи на вычисление факториала числа.
; ;
Или нам надо создать программу “МЕНЮ” с возможностью выбора любого пункта меню в любой последовательности и неограниченное количество раз. Возможно ли это?
Если мы рассмотрим некоторую программу на языке Турбо Паскаль, то она имеет последовательную структуру. И вернуться назад при выполнении программы достаточно проблематично.
Сегодня мы научимся создавать нужные и полезные для работы программы, узнаем как составлять библиотеку программиста и какой структурой должна обладать программа, реализующая “МЕНЮ”.
Откройте тетради и запишите тему урока “Создание и использование модулей”
После занятия вы сможете:
- Описывать структуру модуля.
- Создавать и компилировать модуль.
- Подключать модуль к программе.
- Использовать процедуры и функции своего модуля.
- Напишем программу для вычисления Котангенса.
5. Усвоение новых знаний
Модуль — это набор ресурсов (функций, процедур, констант, переменных, типов и т.д.), разрабатываемых и хранимых независимо от использующих их программ. В отличие от внешних подпрограмм модуль может содержать достаточно большой набор процедур и функций, а также других ресурсов для разработки программ. В основе идеи модульности лежат принципы структурного программирования.
Существуют стандартные модули Турбо Паскаля :
- SYSTEM,
- CRT,
- GRAPH и т.д.
6. Структура модуля:
Unit <имя модуля>; {заголовок модуля}
Interface {интерфейсная часть}
Implementation {раздел реализации}
Begin {раздел инициализации модуля}
End.
После служебного слова Unit записывается имя модуля, которое (для удобства дальнейших действий) должно совпадать с именем файла, содержащего данный модуль. Поэтому (как принято в MS DOS) имя не должно содержать более 8 символов.
В разделе Interface объявляются все ресурсы, которые будут в дальнейшем доступны программисту при подключении модуля. Для подпрограмм здесь лишь указывается полный заголовок.
В разделе Implementation описываются все подпрограммы, которые были ранее объявлены. Кроме того, в нем могут содержаться свои константы, переменные, типы, подпрограммы и т.д., которые носят вспомогательный характер и используются для написания основных подпрограмм. В отличие от ресурсов, объявленных в разделе Interface, все, что дополнительно объявляется в Implementation, уже не будет доступно при подключении модуля. При описании основной подпрограммы достаточно указать ее имя (т.е. не требуется полностью переписывать весь заголовок), а затем записать тело подпрограммы.
Наконец, раздел инициализации Begin (часто отсутствующий) содержит операторы, которые должны быть выполнены сразу же после запуска программы, использующей модуль.
Для подключения модуля используется служебное слово Uses, после которого указывается имя модуля. Данная строка записывается сразу же после заголовка программы. Если необходимо подключить несколько модулей, они перечисляются через запятую.
При использовании ресурсов модуля программисту совсем не обязательно иметь представление о том, как работают вызываемые подпрограммы. Достаточно знать назначение подпрограмм и их спецификации, т. е. имена и параметры. По такому принципу осуществляется работа со всеми стандартными модулями. Поэтому если программист разрабатывает модули не только для личного пользования, ему необходимо выполнить полное описание всех доступных при подключении ресурсов.
7. Компиляция модулей
Среда ТП предоставляет пользователю возможность управлять способом компиляции модулей.
Модуль можно откомпилировать обычным способом, а можно посредством программы, его использующей.
В результате компиляции на диске создается файл, в который помещается откомпилированный модуль.
Имя файла совпадает с именем самого модуля и *.pas - файла и автоматически получает расширение *.TPU.
Если компилятор встречает предложение USES, его дальнейшие действия зависят от того, какой режим компиляции установлен в опции Compile главного меню.
Варианты компиляции
1. ALT+F9 в этом случае все упоминавшиеся в USES модули должны быть предварительно откомпилированы и результаты должны быть помещены в файлы *.TPU. если такой файл не найден ,то выдается ошибка.
2. MAKE+F9 в этом режиме компилятор проверяет наличие *.TPU файлов. Если такой файл не найден , она ищет одноименный *.pas - файл и приступает к его компиляции. В этом режиме система следит за возможными изменениями исходного модуля.
3. BUILD в этом режиме система игнорирует существование *.TPU файла. Она ищет и компилирует соответствующий *.pas - файл. Этот режим наиболее удобен на стадии разработки и отладки программы.
Замечание. После отладки текст с файлом модуля не уничтожается!
8. Порядок работы с модулем
1. Создать программу модуля.
2. Compile, F9.
3. Запись на диск.
4. На диске появились два файла *.pas и *.tpu.
5. Создать основную программу, в которой есть обращение к модулю.
6. Записать программу на диск.
7. Запустить программу на выполнение.
9. Получение результатов.
Приведем пример разработки и использования модуля.
9. Закрепление знаний
- Тест (мультимедийный обучающий диск)
- Пример программы Учебник стр. 148.
Ответить на вопросы:
- Это пример программы или модуля?
- С какого слова начинается модуль?
- Тип данных, который описан в разделе интерфейс является локальным или глобальным?
- Назовите процедуры и функции интерфейсной части.
- В какой части модуля необходимо описать действие процедур или функций?
- Где в примере находится раздел инициализации модуля?
- Пример программы Учебник стр. 151.
- Это пример программы или модуля?
- С какого слова начинается программа?
- Какой тип данных используется в программе?
- Как подключается модуль к программе?
- Какая подпрограмма из модуля использована в данном примере?
10. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Составление программы модуля с процедурой вычисления Котангенса.
11. Домашнее задание
- Учебник п.3.22.
- Выучить структуру модуля.
- Выучить служебные слова.
- Подготовиться к тесту – диктанту по теме “Структура модуля”.
- Подготовиться к лабораторной работе.
12. Подведение итогов урока
Сегодня на занятии хорошо работали ____________________________
Тест я проверю и выставлю оценки на следующем уроке
13. Рефлексия содержания учебного материала
Ребята, продолжите фразу, написанную на доске
Спасибо за внимание, занятие окончено!
Литература