Поверхностное натяжение

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • Познавательная: изучить процессы, происходящие на поверхности жидкости. Ознакомиться с механизмом поверхностного натяжения жидкости. Рассмотреть примеры поверхностного натяжения жидкости, организовать деятельность обучающихся по формированию знаний о  силах поверхностного натяжения и их природе.
  • Развивающая: развитие познавательного интереса, любознательности, способствовать формированию мировоззрения путем раскрытия методов науки: теория-эксперимент-практика.
  • Воспитательная: воспитывать умение логически мыслить, восторгаться явлениями природы.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, мыльный раствор, каркасы на двух проволоках и нитях, на проволочном кольце с нитяной петлёй, каркасы из проволоки в виде параллелепипеда, тетраэдра, сферы, плоская рамка с подвижной стороной.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку. Организация внимания. Определяют готовность к уроку.
Актуализация знаний Задаёт вопросы:

1. Из чего состоят жидкие тела?

2. Как ведут себя молекулы в жидких телах?

3. Какие свойства жидкости вы знаете:

Отвечают с места:

1. Из молекул.

2. Молекулы колеблются относительно положений равновесия и перескакивают с одного места на другое.

3. Жидкости текучи, практически несжимаемы. Они сохраняют объем, но меняют форму

Слайд 2 Проделаем эксперимент по выдуванию мыльных пузырей.

1. Почему пузыри имеют форму шара?

2. А какие формы бывают у мыльных пленок?

Один из учащихся выдувает мыльные пузыри

Выдвигают свою точку зрения

Слайд 3 Даёт пояснение: Равнодействующая сил, действующая на каждую молекулу, будет направлена вглубь жидкости, перпендикулярно поверхности, поверхностные молекулы втягиваются внутрь жидкости. Слушают объяснение учителя
Слайд 4-6 Проводит эксперимент: опускаем в мыльный раствор металлические каркасы на двух проволоках и нитях, на проволочном кольце с нитяной петлёй, в виде параллелепипеда, тетраэдра, сферы, получаем мыльные пленки разной формы. Принимают участие в проведении эксперимента
Слайд 7 Где в жизни мы встречаемся с поверхностями минимальной площади? Приводят примеры
Слайд 8 Объясняет строение поверхностного слоя жидкости, включает учащихся в диалог. Работают в диалоге с учителем
Слайд 9-10 Проводит эксперимент: получение мыльной пленки на каркасе с подвижной стороной. Объясняет механизм возникновения поверхностного натяжения, устанавливает с учащимися зависимость поверхностного натяжения от коэффициента и температуры. Отвечают на вопросы учителя

Работают в диалоге с учителем

Слайд 11-12 Вычисляет с учащимися избыточное давление внутри сферической капли жидкости над атмосферным давлением. Делают вычисления в тетради
Закрепление изученного материала

Слайд 13

Делает вывод вместе с учащимися, что из себя представляет мыльный пузырь.  
Слайды 14-15 Задаёт вопрос: где встречается поверхностное натяжение в природе и жизни? Показывает примеры на слайдах. Приводят свои примеры
Подведение итогов урока Подводит итоги урока. Отвечают на вопросы учителя
Домашнее задание Поясняет, что нужно дома прочитать, ответить на вопросы. Записывают домашнее задание

Литература

  1. Учебник “Физика 10”, профильный уровень, под ред. А.А. Пинского,  О.Ф. Кабардина, Просвещение, Москва, 2010.
  2. Поурочные разработки по физике. А.В. Волков. Москва “ВАКО”, 2006.
  3. Учебник физики для 10 класса средней школы, Н. М. Шахмаев, С. Н. Шахмаев, Д. Ш. Шодиев, изд.: “Просвещение”, Москва, 1991.
  4. www.show-milnih-puzirei.ru