Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий

Разделы: Работа с дошкольниками


Приоритетными направлениями нашего МОУ центра – детского сада № 387 является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

Цель здоровье-сберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Работая в своей группе, я использую психолого-педагогические и физкультурно-оздоровительные технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Содержание своей работы в данном направлении я дополняю парциальной программой регионального уровня «Здоровый ребенок» С.Н. Кучкина, где акцентирую внимание на развитие здоровье-сберегающей компетентности дошкольников, умение детей самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением своего здоровья, оптимального приспособительного эффекта к различным нагрузкам, использование в процессе обучения детей метода биоуправления с биологической обратной связью.

Активно использую программу М.Ю. Картушиной «Зеленый огонек». В организацию всех видов деятельности включаю пальчиковые подвижные игры, с элементами развития речи, физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, танцевально-игровую гимнастику, элементарные массажи, динамические переменки, дыхательные упражнения. Поощряю речевую активность детей в процессе двигательной деятельности.

Широко использую пальчиковую гимнастику Цвентарного В.В. для формирования мелкой моторики развития речевого аппарата и снятия напряжения. Играя в пальчиковые игры обращаю внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

В своей работе применяю дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. Упражнения, игровые настрои стараюсь проводить с использованием полифункционального оборудования, которое улучшает тренировочный эффект и происходит диафрагмальный массаж практически всех органов брюшной полости. У детей повышается сопротивляемость к простудным заболеваниям и выносливость при физических нагрузках.

Применяю оригинальную методику М. Чистяковой – развитие и комплексная коррекция различных сторон психики детей дошкольного возраста. Использую психогимнастику, мимические этюды для выражения эмоциональных состояний, развиваю психосаморегуляцию, недопустимость переутомления.

В свою работу включаю методику зрения В.Ф. Базарного. Использую в разных видах деятельности разработанные им офтальмотренажеры для развития зрительной координации и снятия усталости с глаз.

Применяя авторскую программу Н.Н. Ефименко, включаю речевой материал и фрагменты сказок для обыгрывания упражнений для гимнастики после сна.

Для развития двигательной активности в играх под музыку я применяю методику С. и Е. Железновых, которая позволяет с интересом включаться в игровую деятельность и легче усваивать речевой материал. Особенно детям нравится игровые упражнения с музыкальным сопровождением и пением: «Где же ручки», «Разминка», «Аэробика забавные уроки» и т.д.

Применяю методы оздоровления и закаливания детей: воздушно-контрастное закаливание по методике Ю.Ф. Змановского, физические упражнения в группе с контрастной температурой воздуха, дневной сон с открытыми фрамугами, ультрафиолетовое облучение (УФО) передней задней поверхности туловища в осенне-зимний период курсами до 20 сеансов, кислородный коктейль по 21 дню – два раза в год, спелеотерапию – пребывание в искусственной солевой пещере (галокамеру посещением два раза в год, курсами по 10 сеансов, продолжительность каждого сеанса 10-20 минут.) У детей появился интерес к оздоровлению своего организма и радость при выполнении закаливающих процедур, решила задачу снижения риска заболеваемости детей простудными заболеваниями.

Все перечисленные оздоровительные мероприятия провожу на основании дифференцированного подхода к детям с разным уровнем физического развития. Оценку здорового образа жизни я осуществляю путем комплексной оценки уровня здоровья, в результате анализа медицинских карт (динамика простудных заболеваний в течении периода заболеваемости.)

В работе с родителями, информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у них здорового образа жизни, как ценности, а так же в знакомстве взрослых с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информации о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребенка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках. Поэтому была разработана система мероприятий, к которым относится: родительские собрания, консультации, конференции, спортивные праздники здоровья, семейный клуб, беседы, нетрадиционные формы работы с родителями.

Образовательная деятельность у детей по получению знаний о здоровом образе жизни предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и различных действий в непредвиденных ситуациях.

Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни» не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.