1. Характеристика технической подготовки баскетболистов
Техническая подготовка при работе с
баскетболистами занимает одно из важнейших мест
[2]. Под термином «техника» подразумевается
система движений, сходных по структуре и
направленных на решение примерно одной и той же
игровой задачи. Разнообразие условий, в которых
применяется тот или иной приём, стимулирует
формирование и совершенствование способов его
выполнения. На разных этапах развития баскетбола
изменялось и совершенствовалось количество
приёмов, способы их выполнения, критерии оценки.
Техника баскетбола включает в себя сложившуюся в
процессе развития вида спорта совокупность
приемов, способов и их разновидностей,
позволяющих наиболее успешно решать конкретные
задачи.
Техника спортсмена на каждом этапе развития –
это наиболее эффективное, апробированное
практикой средство, которое даёт возможность
игроку в рамках правил успешно действовать в
сложных ситуациях борьбы. Для того чтобы
добиваться наилучших результатов в мгновенно
складывающихся игровых положениях, баскетболист
должен владеть всем богатством разнообразия
технических приёмов, быстро и точно их выполнить.
Основных приёмов техники не так много, но в
баскетболе приёмы изолированно друг от друга не
применяются. Все действия, выполняемые
баскетболистом в игре, состоят из комплекса
приёмов, по-разному сочетающихся между собой. Они
называются игровыми действиями. Такие игровые
действия весьма разнообразны и позволяют вести
игру гибко, с учётом конкретной ситуации. Чем
богаче и разнообразнее их комплекс, тем быстрее и
эффективнее баскетболист сможет решать задачи,
возникающие в игре. Владение техникой приёмов и
игровых действий, состоящих из них – основа
технического мастерства спортсменов. Правильная
начальная постановка техники, как и всесторонняя
физическая подготовка – основа для достижения
высоких спортивных результатов. Овладение
техникой игры в основном заканчивается в
юношеском возрасте. С переходом в команды
взрослых спортсменов техника совершенствуется и
расширяется на базе улучшения общей технической
подготовки.
Все приёмы техники нужно повторять с ребятами на
каждом занятии. Дело в том, что у юных
баскетболистов навык непрочен. Стоит юному
баскетболисту сделать перерыв в занятиях на 10-15
дней, как с ним придется начинать всё с начала.
1.1 Классификация технической подготовки
Классификация техники игры – это
распределение всех её приёмов по разделам и
группам на основе определённых признаков. К
числу таких признаков, прежде всего, относятся
назначения приёма в спортивной борьбе (для атаки
или обороны корзины), содержание действия (с
мячом или без меча), а так же особенности его
кинематической и динамической структуры [2].
Технику баскетболиста подразделяют на два
больших раздела: технику нападения и технику
защиты. В каждом из разделов выделяют две большие
группы: в технике нападения – технику
передвижения и технику владения мячом, а в
технике защиты – технику передвижения и технику
отбора мяча и противодействия.
Внутри каждой из групп имеются приёмы и способы
их выполнения. Почти каждый способ выполнения
приёма имеет несколько разновидностей, которые
раскрывают отдельные детали структуры движений.
Техника нападения включает в себя такие разделы,
как техника передвижения и техника владения
мячом [2].
Основа техники баскетбола – передвижение.
Передвижения баскетболиста по площадке являются
частью целостной системы действия, направленной
на решение атакующих задач и формируемой в ходе
реализации конкретных игровых положений.
Техника владением мячом включает в себя
следующие приёмы техники: ловлю, передачу,
ведение и броски мяча в кольцо.
Ловля – приём, с помощью которого игрок может
уверенно овладеть мячом и предпринять с ним
дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча
является и исходным положением для последующих
передач, ведения и бросков. Поэтому структура
движений должна обеспечивать чёткое и удобное
выполнение последующих приёмов. Ещё не поймав
мяч, игрок смотрит туда, куда и кому его потом
отдавать. Это возможно благодаря
периферическому зрению, так как центральное
зрение должно быть направлено на мяч [3].
Передача мяча – приём, с помощью которого игрок
направляет мяч партнёру для продолжения атаки.
Если игроки команды недостаточно хорошо освоят
передачи мяча, то ни одна система игры, ни одна
комбинация, ни одна атака не принесут им удачи.
Именно в своевременной, точной и быстрой
передаче мяча кроется успех баскетбольной
команды. Умение правильно и точно передать мяч
основа чёткого, целенаправленного
взаимодействия баскетболистов в игре.
Ведение мяча – приём, дающий возможность игроку
двигаться с мячом по площадке с большим
диапазоном скоростей и в любом направлении.
Бросок мяча в корзину – один из самых важнейших
приёмов баскетбола. Бросок как бы венчает усилие
баскетболистов, ведущих нападение. Точность
броска мяча по корзине тотчас же сказывается не
только на счёте матча, но и на организации игры,
на психическом состоянии команды [4].
Техника защиты включает в себя технику
передвижения, технику овладения мячом и
противодействия.
Техника в спортивных играх всегда служит
осуществлению тактического замысла. Поэтому
тактику в баскетболе правильно рассматривают с
этой стороны как комплекс путей наиболее
рационального использования приобретенной
техники для достижения победы в соревнованиях.
1.2 Методика повышения уровня технической подготовленности баскетболистов
Для совершенствования спортсменов в правильном подборе и использовании технических приемов, соответствующих определенному тактическому плану, можно рекомендовать следующие практически апробированные методы. Данные методы были апробированы на тренировочных занятиях группы начальной подготовки по баскетболу. Использование данных методов показало, что уровень технико-тактической подготовленности баскетболисток вырос, о чем свидетельствуют результаты контрольных испытаний.
1-й метод: проведение
упражнений в усложненных условиях с требованием
правильного выбора технических средств.
В баскетболе к усложненным условиям применения
техники следует отнести также действия на
«повышенных скоростях», в которых выбор приемов
или их вариантов затрудняется сложной
зрительной ориентировкой в десятые доли секунды.
К усложненным условиям «внутреннего характера»
следует отнести состояние утомления.
Совершенствование баскетболистов в сложных
технических приемах в состоянии некоторого
утомления должно занять значительное место в
общей системе тренировки.
2-й метод: введение в
упражнения условного противника, оказывающего
сопротивление ограниченной, последовательно
возрастающей интенсивности.
В пылу схватки с противником, находясь в
возбужденном состоянии, спортсмен всегда
предпочитает пользоваться комплексом давно
усвоенных приемов в ущерб вновь изучаемым. При
малом количестве повторений новых приемов в
учебных состязаниях требуется очень и очень
много времени для того, чтобы спортсмен овладел
ими в совершенстве. Положение упрощается, если в
упражнения, которые применяются для овладения
новыми приемами, вводить сопротивление
условного противника (партнера по занятию).
Условность сопротивления состоит в том, что оно
носит строго определенный характер,
ограничивается и направляется партнером.
3-й метод: применения учебных
состязаний с партнерами, действующими по
наиболее вероятному тактическому плану будущего
противника.
В отличие от предыдущего метода здесь
интенсивность противодействия партнеров в
пределах предложенной им тактической схемы
должна быть всегда максимальной.
4-й метод: выделение спортсмену конкретного раздела в общем тактическом плане; свою задачу он должен решать самостоятельно, творчески.
Важно приучить спортсменов к тому, чтобы они внимательно наблюдали за ходом упражнения или игры, научились оценивать действия своих партнеров и в особенности анализировать и объективно оценивать свои достижения и ошибки. Способность спортсменов к такому анализу – мощный стимул дальнейшего развития тактического мышления.
Во время тренировки баскетболиста также особое внимание следует уделять тем качествам или свойствам, которые существенно влияют на процесс становления мастерства. Как известно, к ним относятся: реакция на движущийся объект (РДО), мышечно-двигательная чувствительность (МДЧ), свойства внимания [1].
Формированию РДО могут способствовать упражнения, в которых необходимым условием успешности выполнения заданий является верная оценка игроком пространственно-временных характеристик движения.
- В упражнении участвуют два баскетболиста. Игрок без мяча стоит спиной к стене на расстоянии 2 м от нее, другой игрок с мячом — лицом к стене на расстоянии 3 м. По сигналу он выполняет передачу в стенку, а его товарищ должен успеть повернуться и поймать мяч. Усложнение достигается изменением расстояния до стены или изменением направления передачи мяча в стенку. Движущимся объектом для баскетболиста, стоящего спиной к стене, является мяч. Чтобы его поймать, игроку надо правильно рассчитать направление и скорость движения мяча.
Для развития МДЧ могут использоваться упражнения, способствующие расширению двигательных возможностей. В частности, хорошие результаты дал прием, связанный с выполнением движений без зрительного контроля.
- Игроки становятся в ряд вдоль стены в 2 м от нее. У каждого в руках мяч. По сигналу они выполняют передачу мяча в стенку сначала с открытыми, потом с закрытыми глазами.
Выключение зрительного анализатора способствует улучшению мышечно-двигательной чувствительности. Повторный зрительный контроль помогает проводить коррекцию движений рук, уточнить некоторые движения, формирует мышечно-двигательную чувствительность).
Формирование мышечно-двигательной
чувствительности происходит при условии
дифференцирования движений рук. Сложность
упражнения — в одновременном выполнении
заданий, каждое из которых требует тонкой и
специфической мышечно-двигательной
чувствительности. Спортсмен должен выполнять
ведение по определенной амплитуде, а также тонко
ощущать усилия руки, которая катит мяч. Это также
способствует формированию специализированного
восприятия (чувства мяча).
Для развития свойств внимания подходят
упражнения, в которых игроку необходимо проявить
сосредоточенность и удержать ее длительное
время (устойчивость внимания) или сохранить
уровень сосредоточенности при смене действий
(переключение внимания).
- Два игрока А и Б с мячами в руках встают напротив друг друга на расстоянии 1,5 м. Баскетболисту надо выполнить каждой рукой Х ударов мячом об пол. При этом он должен смотреть на игрока Б, который произвольно (в любом темпе и любой рукой) выполняет удары мяча об пол, стараясь помешать партнеру. Успешное выполнение упражнения игроком А требует от него концентрации внимания на собственном задании независимо от сбивающих действий игрока Б. Упражнение способствует также улучшению устойчивости внимания).
Переключение внимания обеспечивается выполнением баскетболистами разных задач в минимальный промежуток времени. Игрок должен быстро определить, во-первых, какую передачу он должен выполнить в зависимости от направления, во-вторых, — вид передачи с учетом цвета майки партнеров. Причем и направление передачи мяча, и цвет маек игроков постоянно меняются, а это заставляет баскетболиста быстро и часто переключать внимание с одного действия на другое.
- Игроки располагаются четырехугольником. Баскетболист А передает мяч от груди игроку Б, затем бежит по диагонали и становится в конце противоположной колонны. Игрок Б, получив мяч, передает пас от пола партнеру В, бежит и занимает позицию в конце колонны, куда передавал мяч. Игрок В передает мяч правой рукой от груди баскетболисту Г, бежит по диагонали и становится в конце колонны, а тот, получив мяч, ведет его к кольцу и бросает в кольцо).
Целенаправленное влияние на развитие свойств внимания, мышечно-двигательной чувствительности, РДО с помощью упражнений дает весьма ощутимый рост технического мастерства. Поэтому имеет смысл систематически включать в тренировочные занятия с юными баскетболистами различные сочетания рекомендуемых упражнений. На одном уроке рационально использовать не более двух упражнений, желательно разной направленности.
2. Тесты и контроль технической подготовки
Согласно Федеральному стандарту спортивной подготовки по баскетболу в программу тестирования и контроля технической подготовки для групп, завершающих этап НП вошли следующие показатели:
Передвижение в защитной стойке – игрок, находясь за лицевой линией, по сигналу начинает перемещение спиной в защитной стойке в направлении линии штрафного броска, где изменяет направление движения вновь к лицевой линии, а затем в центр площадки, откуда выполняет заключительный рывок лицом вперед до лицевой линии под кольцом. Фиксируется общее время (в секундах). Задание является одинаковым для всех групп занимающихся.
Скоростное ведение – игрок, находящийся за лицевой линией, по сигналу начинает ведение левой рукой в направлении первых «ворот» (две стойки), переводит мяч на правую руку и проходит внутри «ворот» и т.д. еще через четверо «ворот», установленных зигзагом между осевой и боковой линиями площадки; при проходе каждых последующих «ворот» игрок меняет ведущую руку; пройдя пятые «ворота», игрок ведет мяч правой рукой и затем выполняет бросок в движении с 2-х шагов в кольцо также правой рукой, затем снимает мяч с кольца и начинает движение в обратном направлении при условии ведения мяча правой рукой, а затем, преодолев последние, 10-е «ворота», выполняет ведение левой рукой и ею же выполняет бросок по кольцу также с двух шагов. Для групп НП – перевод мяча выполняется попеременно с одной руки на другую, задание выполняется в две дистанции, или 4 броска по кольцу. Фиксируется общее время и количество попаданий мяча в кольцо. В протоколе отражается время, из которого вычитается по 1 с за каждый заброшенный мяч.
Передачи мяча – игрок стоит лицом к центральному кругу, выполняет передачу в щит, снимает мяч в высшей точке и левой рукой передает его партнеру № 1, затем начинает движение к противоположному кольцу. Получает обратно мяч и передает его партнеру № 2 левой рукой и т.д.; после передачи от партнера № 3 игрок выполняет атаку в кольцо, снимает свой мяч и повторяет тот же путь к противоположному кольцу, отдавая передачи уже правой рукой. Для групп НП – передачи выполняются одной рукой от плеча, задание выполняется в две дистанции, или 4 броска. Фиксируется общее время выполнения упражнения и количество попаданий. В протокол записывается время, с которого снимается по 1 с за каждый заброшенный мяч.
Броски с дистанции. Для групп НП – выполнить 10 бросков с 5-ти указанных точек 2 раза – туда и обратно, фиксируется число попаданий. Заданное время выполнения – 2 минуты. Фиксируется количество бросков и заброшенных мячей.
Таблица 1. Контрольные нормативы по баскетболу для групп НП (Федеральный стандарт).
Контрольные упражнения |
Годы |
|||
1-й |
2-й |
3-й |
||
Раздел «Техническая подготовленность» |
||||
Передвижения в защитной стойке, с |
мальчики |
10,1 | 10,0 | 9,8 |
девочки |
10,3 |
10,2 | 10,0 |
|
Скоростное ведение, с, попадания |
мальчики |
15,0 |
14,9 | 14,7 |
девочки |
15,3 |
15,1 |
15,0 |
|
Передачи мяча, с, попадания |
мальчики |
14,2 |
14,0 |
14,0 |
девочки |
14,5 |
14,4 |
14,3 |
|
Дистанционные броски, % |
мальчики |
28 | 30 |
35 |
девочки |
28 |
30 |
35 |
|
Штрафные броски, % |
мальчики |
– |
– |
– |
девочки |
– | – |
– |
На первых этапах многолетнего тренировочного процесса подготовка юных баскетболистов строится без учета возрастных особенностей. Рост спортивного мастерства во многом зависит от степени развития физических качеств и функциональных возможностей организма юного спортсмена, которые в значительной мере определяют индивидуальные особенности занимающихся на всех этапах спортивной подготовки. Рациональная организация комплексного контроля за уровнем биологического развития юных баскетболистов дает возможность осуществлять контроль за их морфофункциональным состоянием и планировать тренировочный процесс.
Содержание
1. Журнал «Спортивные игры», №1, 1982 г.
2. Спортивные игры для институтов физической
культуры / Под ред. Железняка Ю.Д., Портного Ю.Н. –
М.: ФиС. – 2001. – 501с.
3. Спортивные игры. Учебник для институтов
физической культуры. – М.: ФиС. – 1989. – 120с.
4. Яхонтов Е.Р., Генкин З.А. Баскетбол. М.: ФиС.
–1978.–160с.