Программное содержание
- Продолжать знакомить детей с традициями празднования “Масленицы”.
- Продолжить знакомить детей с народными песнями, хороводами.
- Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- Продолжить работу по обогащению бытового, общественного словаря.
Материал: семь разноцветных листов, кукла Масленица, блины по количеству детей, материалы необходимые для изготовления куклы оберега на каждого ребенка: 3 разноцветных круга из гофрированной бумаги разного размера, ватный шарик, длинная деревянная шпажка, треугольная тряпочка для платочка.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте дети! Скажите, а какое сейчас время года? А какое время года наступит после зимы? Молодцы, правильно, вот уже солнце выглядывает, скоро растает снег и наступит весна. А теперь отгадайте мою загадку:
Праздник этот знаем мы -
Время проводов зимы.
Люди в этот день должны
Веселиться, печь блины.
Предполагаемые ответы детей: Масленица.
Воспитатель: А вы знаете, что такое Масленица?
С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Люди отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю (воспитатель с детьми повторяет названия дней недели). Все выселяться и радуются, что пришла зима и наступает весна. А что делали на Масленицу?
Празднование совершалось по строго расписанному порядку. Итак, начинается Масленица в понедельник (1-й день недели).
(Воспитатель на доску вывешивает первый цветной листок)
Воспитатель: Понедельник называется “Встречей Масленицы”. Послушайте песню.
(Воспитатель включает песню “А мы Масленицу дожидали”)
Воспитатель: второй день - вторник звался “Заигрышем” (воспитатель вывешивает на доску второй цветной листок). В этот день начинали собираться игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, катание с ледяных гор, воздвигались снежные городки.
Физминутка
1, 2, 3, 4, 5 – будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть,
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!
Воспитатель: Третий день Масленицы – среда-“лакомка” (воспитатель вывешивает третий цветной листок на доску). Почему он так назывался? В этот день лакомились блинами. Блины были символом Масленицы. Ребята на что по форме похож блин? Почему? А как вы думаете, блин похож на солнце? А вы любите блины? А с чем кто любит блины есть?
Воспитатель: Четверг – четвертый день Масленицы – стал разгульным и назывался “широкий четверг” или “разгуляй-четверг”. (Воспитатель вывешивает четвертый цветной листок на доску). На этот день приходилась середина веселья и гульбы. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы.
(Воспитатель проводит игру-хоровод “Золотые ворота”)
Воспитатель: Пятый и шестой день – пятница и суббота - были “гостевыми днями” и посвящались хождению в гости. Все объедались блинами, пирогами и другими кушаньями. (Воспитатель вывешивает пятый и шестой цветной листок на доску).
Воспитатель: В воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – был обычай “проводов зимы”: сделанное чучело из соломы выносили на улицу и сжигали его – так вот прощались с Масленицей. (Воспитатель вывешивает седьмой цветной листок на доску)
Как только разгорался костер, все кричали:
Масленица загорела,
Всему миру надоела.
Потом пели дети и, сцепившись руками, малыши быстро мчались вокруг догорающего костра, продолжая петь.
(Воспитатель включает песню “Гори, гори ясно, чтобы не погасло”)
Песня смолкала. Догорал костер. И все начинали плясать вокруг сгоревшего чучела Масленицы, водили хороводы и играли.
Ну вот, мы с вами и узнали, что делали на масляную неделю.
(Воспитатель показывает на вывешенные семь цветных листков и повторяет с детьми дни недели).
А теперь мы с вами сделаем куклу-оберег, с которой вы будете встречать весну и провожать зиму.
(Воспитатель и дети делают куклы обереги)
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Вот какие красивые обереги у вас получились. А я хочу вас угостить блинами.
(Угощение блинами)