Введение
9 мая 2015 года наша страна будет праздновать семидесятилетие Победы советского народа в годы Великой Отечественной войны. Эта страшная война не обошла стороной ни один дом, не пощадила судьбу ни одной семьи, отпечаталась тяжким бременем в сознании каждого человека. И, несомненно, самыми героическими персонажами тех событий были дети.
Война и дети... . Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Война в жестокой слепоте соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. И когда дети беспощадной волею войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Тема войны, тема детей сирот всегда останется актуальной, и молодое поколение, должны помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать, через какие муки они прошли, делая все для защиты нашей Родины!
Рассказать о мужественном подвиге ровесников, о нелегкой участи, которая постигла этих ребят, значит отдать должное памяти своих героев. Презентация “Седые дети войны” раскрывает тему военного детства, опираясь на факты, используя фотодокументы, аудиозаписи звуков войны, песен о войне. Может использоваться для проведения внеклассных мероприятий ко Дню Победы.
Форма проведения: урок памяти для учащихся 6-11-х классов.
Цель работы: познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны, воспитание патриотизма, уважения к подвигу детей в пору военного лихолетья, гордости за свою страну.
Оформление: книжная выставка “Дети и война”.
Оборудование: проектор для демонстрации мультимедийной презентации.
Ход мероприятия
Слайд 2. Презентация
“Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”. (А.Твардовский)
Слайд 3.
Дети и война. Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает…
Слайд 4.
В воскресенье 22 июня, в 4 часа утра, когда только начало светать, фашистские пушки открыли огонь, и над Брестской крепостью закружились немецкие самолёты, засыпая её бомбами. Застигнутые врасплох, ещё не успевшие проснуться, люди погибали под развалинами зданий, падали под огнём врага. Сотни наших воинов, женщин и детей погибли в Брестской крепости в то первое страшное утро войны.
Слайд 5-9.
Демонстрируются кадры начала войны.
Слайд 10.
В ночь на 22 июня фашистские корабли подошли близко - близко к берегам, где находились пионерские лагеря. Знали ли враги, что стреляют по детям, что там, на берегу, в лагерях, находятся тысячи детей? Знали! Нет точной статистики, сколько детей погибло, но точно известно - многие сотни…
Одиннадцатилетнюю Тамару Пархимович война тоже застала в пионерском лагере: “Мы спим, а пионерский лагерь бомбят. Выскочили из палаток, бегаем и кричим: “Мама, мама!”. Меня воспитательница за плечи трясёт, чтобы я успокоилась, а я кричу: “Мама! Где моя мама?”. Пока она меня к себе не прижала: “Я твоя мама”…У меня на кровати висели юбочка, кофточка и пионерский галстук. Я это надела, и мы пошли в Минск. По дороге многих детей встречали родители, а моей мамы не было. Вдруг говорят: “Немцы уже в городе…”. Повернули назад. Кто-то мне сказал, что видел мою маму убитою… И тут у меня провал в памяти”.
Слайд 11.
Враг наступал. Занимал города, сёла. Люди вынуждены были эвакуироваться вглубь страны. В спешке эвакуации дети теряли своих родителей.
Слайды 12-15.
Демонстрируются кадры эвакуации мирного населения.
Слайд 16.
Они похожи: судьба смоленского и белорусского мальчиков, судьба украинской и литовской девочек.
Война стала общей биографией детей той поры. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.
Инне Старовойтовой, когда началась война, было 7 лет. Вот что она вспоминает: “Мама поцеловала нас и ушла, мы остались в шалаше вчетвером: младшие - братик, двоюродные брат и сестра - и я, самая большая, семи лет. Мы не в первый раз оставались одни и научились не плакать, вести себя тихо. Знаем, что мама наша разведчица, её послали на задание, а нам надо её ждать. Сидим и слушаем: деревья шумят, женщины неподалеку стирают. Вдруг крики: “Немцы! Немцы!” Все стали выбегать из своих шалашей, звать детей, убегать дальше в лес. А куда мы побежим одни без мамы? Так как я самая старшая, говорю: “Молчок всем. Здесь темно, и немцы нас не найдут”. Притаились мы, спрятались. Кто-то заглянул и сказал по-русски: “Кто есть, выходите!” Голос был спокойный, и мы вылезли из шалаша. Я увидела высокого человека в зелёной форме.
- У тебя есть папа? – спросил он у меня.
- Есть.
- А где он?
- Он далеко, на фронте, - выложила я.
Помню, что немец даже засмеялся.
- А мама твоя где? – задал он очередной вопрос.
- Мама с партизанами в разведку ушла…
Подошёл другой немец, тот был в чёрном. Что-то они переговорили, этот, чёрный, показал нам рукой, куда надо идти. Там стояли женщины с детьми, которые не успели убежать. Чёрный немец навёл на нас пулемёт, и мне стало страшно, я поняла, что он сейчас будет делать. Я не успела даже закричать и обнять маленьких.… Проснулась я от маминого плача. Да, мне казалось, что я спала. Приподнялась, вижу: мама копает ямку и плачет. Она стояла спиной ко мне, а у меня не было сил её позвать, сил хватало, только, чтобы смотреть на неё. Мама разогнулась передохнуть, повернула ко мне голову и как закричит: “Инночка!” Она кинулась ко мне, схватила на руки. В одной руке меня держит и другой остальных ощупывает: вдруг кто ещё живой? Нет, они были холодные. Когда меня подлечили, мы с мамой насчитали у меня девять пулевых ран”.
Слайды 17-21.
Демонстрируются кадры с изображением детей военной поры.
Слайд 22.
Что такое фашизм?
Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом.
Слайд 23.
За три дня с 29 по 31 сентября 1941 года за городом Киевом, на месте, которое называлось Бабий Яр, было расстреляно 195 тысяч человек. В основном женщины, старики и дети.
Слайды 24-26.
Демонстрируются кадры трагедии Бабьего Яра.
Слайд 27.
Ведущий или чтец читают стихотворение Э.Асадова “Чулочки”.
Слайд 28.
На месте, где были расстреляны ни в чём не повинные люди, много памятников. И один из них - памятник расстрелянным детям.
Звучит песня “Бабий Яр” в исполнении А.Розенбаума.
Слайд 29.
Солнечным утром 22 марта 1943 года большой отряд карателей плотным кольцом окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей - мужчин, женщин, стариков, детей - выгнали из домов. А затем под дулами автоматов согнали в большой сарай и подожгли. Всех, кто пытался вырваться из огненного плена, уложили автоматные очереди. Фашисты разграбили дома и сожгли всю деревню. Хатынь была стёрта с лица земли. 149 человек погибло в огне, среди них 76 детей.
Сейчас на месте сожжённых хат высятся монолитные столбы, напоминающие чёрные печные трубы. На них - бронзовые колокола. Их печальный перезвон звучит как напоминание об ужасах фашизма.
Слайды 30-34.
Демонстрируются кадры трагедии Хатыни. Звучит песня “Колокола Хатыни” в исполнении А.Рачицкой.
Слайд 35.
Ведущий или чтец читает стихотворение А.Балина “Я видел седых детей…”.
Слайд 36
Что такое фашизм?
Фашизм - когда дети становились донорами для немецких солдат. Кровь брали, пока ребёнок не умирал.
Слайд 37.
Саласпилс - лагерь смерти, расположенный на территории оккупированной фашистами Латвии. Наиболее печальную известность получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.
Дети, начиная с грудного возраста, находились в состоянии маленьких животных. Они были лишены даже примитивного ухода. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии приводили к массовой гибели маленьких узников.
В лагере смерти Саласпилс мученической смертью погибли около трёх тысяч детей до 5 лет. Подавляющее большинство из них подвергалось выкачиванию крови.
Слайды 38-42.
Демонстрируются кадры трагедии концлагеря Саласпилс. Звучит песня “Саласпилс” в исполнении ВИА “Поющие гитары”.
Слайд 43.
Мальчишки. Девчонки.
На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
“Мы были серыми, как соль.
А соль на золото ценилась.
В людских глазах застыла боль.
Земля дрожала и дымилась…”. (Л.Щасная)
Слайд 44.
В осаждённом Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей.
“Ленинградские дети”, - когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Это звучало как пароль - “ленинградские дети”. И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей страны, когда детей эвакуировали из блокадного Ленинграда.
Слайд 45.
Маленькие ленинградцы сражались с голодом, холодом, смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без содрогания: “Женя умерла 28 декабря в 12.30 ч. утра 1941 г…”. Голод - это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце - всё, что у тебя есть, голодает. Сначала голодает, потом умирает. Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась. С ней была мама. Потом… Страничка на букву С: “Савичевы умерли все”.
Слайд 47.
Умирающую Таню удалось увезти из блокадного Ленинграда в Горьковскую область. Но спасти её было нельзя. В рабочем посёлке Шатки, на её могиле был установлен памятник.
Слайд 48.
Прошли годы. Бывшие мальчики и девочки блокадного Ленинграда хорошо запомнили ту пору, заледенелую, голодную, лишённую детских радостей. Все страдания отпечатались в детской душе, навсегда вошли в сердце.
Из воспоминаний Л.Северской.
“Мы, школьники, глядя на взрослых, делали всё, что могли. И в школе, и в домах дежурили на крышах, оказывали первую помощь. В городе не стало света, не стало воды, начались сильные морозы, а бомбёжки не прекращались. Придёшь домой - холодно, есть нечего, возьмёшь учебник и при тусклом свете коптилки занимаешься, пока не окоченеют руки и ноги. Кругом люди падали от истощения; дети просили есть; взрослые, сжимая кулаки, работали у станков; а мы впрягались в саночки и ездили на Неву за водой для семей бойцов, где были маленькие дети”.
Слайд 49-50.
15 249 ленинградских пионеров - активных участников обороны Ленинграда получили правительственную награду - медаль “За оборону Ленинграда”.
Звучит песня “Ленинградские мальчишки” в исполнении ВИА “Мзиури”.
Слайд 51.
Юные герои.
До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки.
Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Слайд 52.
Маленькие герои большой войны.
Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду: на море, в небе, в партизанском отряде, в подполье. И ни на миг не дрогнули их юные сердца!
В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки. Они не играли в войну, они жили по её суровым законам.
Слайд 53.
Когда началась война, Лёне Голикову не было ещё 14 лет. Он жил в маленькой деревушке Лукино. Когда враги оккупировали родную землю, Лёня встал в ряды народных мстителей. Не раз ходил в опасные разведки, добывая сведения о расположении фашистских частей, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда, разрушал мосты, уничтожал склады. В одном из сражений с гитлеровцами погиб. Юному герою присвоено звание Героя Советского Союза.
Слайд 54.
Зина Портнова - подпольщик. Она распространяла листовки; зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике; участвовала в диверсиях. В декабре 1943, возвращаясь с задания, была схвачена фашистами. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух врагов. Зверски замучена.
Слайд 55.
Аркадий Каманин - самый молодой лётчик Второй мировой войны. В 14 лет попал на Калининский фронт. Работал механиком. Затем начал летать. Выполняя различные задания, летал за линию фронта. Награждён боевыми орденами и медалями. Умер в 1947 г. от менингита.
Слайд 56.
Марат Казей - партизан, Герой Советского Союза. В ноябре 1942 г. вступил в партизанский отряд и добыл немало сведений. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами.
Слайд 57.
О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли… Сколько им было от роду? Двенадцать - четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете. Они награждены орденами и медалями посмертно. Они удостоены самой высокой награды Родины - Звания Героя Советского Союза.
Слайд 58.
Сыны полков.
Оставшихся без родителей детей, подбирали солдаты. И если не было возможности отправить их в тыл, ребятишек оставляли у себя. Как много было таких детей! Так, в 63-й гвардейской танковой бригаде было 9 воспитанников.
Служили дети полков в разных войсках: и в разведке, и в танковых войсках, и в авиации, и на флоте. Четыре долгих года сражались дети вместе с взрослыми. Вместе со своими полками вступили они в Берлин.
Слайды 59-62.
Демонстрируются кадры с изображением сыновей полка.
Слайд 63.
А в тылу многие подростки, заменив отцов и братьев, ушедших на фронт, вместе с женщинами и стариками трудились на полях, фабриках и заводах.
В школьных мастерских пионеры Москвы выполняли фронтовые заказы, изготовляли детали для мин и другого оружия. В мастерских школ Москвы, летом 1942 года, работало 17 тысяч пионеров и школьников, выпустивших продукции на 30 миллионов рублей.
Слайд 64.
Война закончилась 9 мая 1945 года. Фашизм был полностью уничтожен. Но какой страшной ценой досталась нам эта Победа!
Слайд 65.
Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят или белорусских, еврейских или польских? Погибали дети - граждане Мира.
Демонстрируются кадры трагедии детей войны. Звучит музыка композитора Джона Уильямса из фильма “Список Шиндлера”.
Слайд 66.
На земле самый лучший народ - дети. Как уберечь нам его в тревожное время?
Как сохранить его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее?
И чтобы детство никогда больше не называлось войной.
Литература
- Алексиевич С.А. Последние свидетели // В кн.: Алексиевич С.А. У войны не женское лицо…: Документальная проза.- М.: Правда, 1988. - С.273-461.
- Буйнова Т.Н. Юные герои “сороковых, пороховых” // Читаем, учимся, играем.- 2003. - №4. - С.55-61.
- Зайцева Л.А. Дети и война // Читаем, учимся, играем.- 2006. - №5. - С.54-59.
- Ксенофонтова О.Э. “Я видел седых детей…” // Читаем, учимся, играем. - 2005.- №1. - С.23-27.
- Пономарёва И.В. Сыны полков // Читаем, учимся, играем.- 2007.- №4.- С.11-16.
- Стрижова Н.З. “Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?..” // Читаем, учимся, играем.- 2005. - №12. - С.24-31.
Интернет-сайты:
https://ru.wikipedia.org
http://netvoyne.ru/