Цели урока.
Образовательная:
- создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни рыцарей, о их быте и занятиях.
Развивающая:
- формирование умений у учащихся работать с текстом учебника, делать выводы, отвечать на сквозные вопросы темы, работать в группе; развитие культуры здорового образа жизни.
Воспитательная:
- воспитывать у учащихся уважение к рыцарской культуре и культуру делового общения; воспитание нравственных качеств личности (благородства, доброты, уважения).
Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация в системе Power Point “В рыцарском замке”, учебник “История Средних веков” (Агибалова Е.В., Донской Г.М. – М.: Просвещение, 2002), раздаточный материал, индивидуальные листы обучения.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент (рассадка учащихся, проверка наличия учебных принадлежностей).
II. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя, звучит лирическая музыка:
Пробегают года и века над землей,
И заоблачной кажутся сказкой
Орден Льва или Орден Марии святой,
Славный рыцарский Орден Подвязки.
Мы порой вспоминаем в тоске
И безумии сладостной веры,
Как с коней припадали к руке
Золотого Руна кавалеры.
И под взглядами томными дам,
Отрываясь от ручек с досадой,
Смерть несли деревням, городам,
Насмехаясь над дантовским адом.
Но никто лучше них бы не смог,
Вмиг забыв о сражениях жутких,
Поднести оброненный платок,
Подхватить застарелую шутку.
Много минуло зим, много лет,
Но, хоть рыцарство вымерло вроде,
Кто поверил наветам, что рыцарей нет
И что рыцарство больше не в моде?
Древних лат нам нисколько не жаль,
С прошлым мы расстаемся без страха.
Кто читает теперь “Парсифаль”
Сочинения фон Эшенбаха?
Но печаль затаивши в груди,
Мы удобный момент выжидаем.
Кто поверил, что мы позади? –
Мы же дамам места уступаем!
И как прежде, в седые года
Нам поют современные барды.
Кто сказал: пели лучше тогда,
При дворе короля Эдуарда?
В нас не умер еще дон Кихот,
Еще мельниц осталось немало…
Кто сказал, что душа не поет
Без коня, без меча, без забрала?!
- Как красиво. Я всегда мечтала попасть в эпоху Средневековья, где жили благородные рыцари, прекрасные дамы, где проводились рыцарские турниры, откуда родом был доблестный Дон Кихот.
- А вы бы хотели оказаться в Средневековье? Узнать, как и где жили рыцари, чем они занимались, как выглядели? (Ответы учеников)
- Сегодня, часто упрекают, что у современной молодежи нет благородства, которое было присуще рыцарям. Давайте же сегодня на уроке мы узнаем, в чем проявлялось благородство рыцаря. Вместе совершим путешествие в эпоху Средневековья и отыщем ответы на наши вопросы. В этом вам помогут индивидуальные листы, найдите их, все, что мы сегодня узнаем, мы будем фиксировать в листах, отмечая правильные ответы, в этом нам поможет учебник, раздаточный материал, иллюстрации.
Класс делится на две группы
План
1. В замке феодала.
- Как вы думаете, а где жили рыцари? Слайд 1
- Для чего строили замки? (Для защиты от нападений норманнов и венгров)
- Из чего строили замки? (Из дерева, позднее из камня). Слайд 2
- Какие места выбирали для строительства замков? (На холме или высокой скале, на острове посреди реки или озера) Слайд 3
- Чем был окружен замок? (Широким рвом и водой)
- Как можно было попасть в замок? (Через подъемный мост) Слайд 4
- Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота.
- Как рыцари защищали свой замок от врагов? (Сбрасывали камни и бревна на головы врагов, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали врагов стрелами)
- А где рыцари могли выдержать долгую осаду, если другие укрепления уже захвачены? (В главной башне – донжон) Слайд 5
- Внутри башни один над другим были расположены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу. Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землей. Если удавалось ее разбить, то приходилось вести борьбу за каждый этаж. По приставным лестницам надо было пробираться через люки, которые закрывались тяжелыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в спасительный подземный ход (слайд 6).
2. Воспитание рыцаря.
- Итак, замок, мы построили, теперь надо воспитать рыцаря.
- Какими качествами должен был обладать настоящий рыцарь? Наверно, рыцаря окружали заботой, ведь из него должен был вырасти настоящий защитник. Спал рыцарь на пуховых перинах, все жители замка потакали его желаниям, берегли его.
- Согласны со мной? Нет, тогда давайте узнаем, как воспитывали настоящего рыцаря. (Самостоятельное чтение - стр.93 учебника)
- Как можно было стать рыцарем? Слайд 7
3. Снаряжение рыцаря.
- Основным занятие рыцарей была война, но не пойдешь же на поле боя в одной рубахе и штанах. Для участия в сражениях рыцарям было необходимо снаряжение.
Задание: из предложенных доспехов снарядить рыцаря на войну.
- Вооружение рыцаря было очень тяжелым, поэтому ему надо было быть сильным, закаленным, здоровым. (Слайд 8)
(Рыцарь был вооружен большим мячом и длинным копьем (3,5 м), большим щитом, который прикрывал рыцаря с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из железных колец, позднее кольчугу заменили латы – доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз. Чтобы сражаться в тяжелых доспехах, нужна была долгая выучка. Рыцари готовились к военной службе с детства, они постоянно упражнялись в фехтовании, борьбе, плавании, метании копья, верховой езде. Боевой доспех весил 30 кг.).
- А вы как думаете, пригодились бы вам эти качества? Почему лучше быть здоровым и сильным, чем больным? (Растирание, контрастный душ)
4. Развлечения рыцарей.
- Войны проходили, конечно, часто, но, когда наступало мирное время, рыцари стремились заполнить досуг занятиями максимально похожими на войну.
- Что же это были за занятия? (Охота и турниры) Слайд 9
- Турниры – военные состязания рыцарей в силе и ловкости, на которые собиралось много зрителей.
- Чем отличался один рыцарь от другого? (Каждый рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и девиз – краткое изречение, объясняющее смысл герба)
Задание учащимся: из отдельных элементов составить герб и девиз к нему.
- А кто объявлял имена и девизы рыцарей? Рыцарь сам себя объявлял, он что кричал свое имя, девиз? (Герольды – специальные глашатаи)
- Прошу выйти по одному глашатаю от каждой группы и прикрепить к своим рыцарям гербы и озвучить девизы.
- Как проходили военные состязания рыцарей? Вы знаете?
(Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на конях навстречу друг к другу. Тупым турнирным корьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание кончалось серьезными увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного противника. Изредка разыгрывалось сражение двух рыцарских отрядов, которые выстраивались цепью. Обычно турнир завершали пиром)
- Кому посвящались победы в рыцарском турнире? (Прекрасной даме, чье расположение рыцарь хотел получить. Только на турнире дама могла увидеть отвагу, ловкость и благородство рыцаря и оценить это все по достоинству. Вот мальчики, как привлекают внимание девочек, которые им нравятся – дергают за косички, обижают, а ведь можно поступать по рыцарски, совершать благородные поступки, помогать, защищать)
- Назовите известных вам рыцарей, чьи имена дошли да нас из глубины веков, чьи подвиги служили примером благородства. (Ричард Львиное Сердце, Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август, Король Артур и рыцари круглого стола, Дон Кихот, Айвенго).
- Какие правила поведения рыцарей дошли до наших дней?
И ныне мужчина сопровождает даму справа от себя - так поступали рыцари, чтобы не задевать спутницу висящим слева мечом или шпагой.
При встрече мужчины пожимают друг другу руки, сняв перчатку, - так рыцари демонстрировали, что в правой руке нет оружия.
Отдание чести у военных не что иное, как повторение жеста рыцаря, поднимавшего забрало. При встрече другу показывали лицо, чтобы он убедился, что перед ним свой, а противнику - чтобы знал, с кем имеет дело.
- Дерзайте, ведь в ваших силах сделать современную жизнь полную благородства, доблестных поступков.
III. Закрепление.
Решить кроссворд.
- Что же нового мы узнали сегодня на уроке?
По вертикали: 1. Металлическая маска для защиты рыцаря.
По горизонтали: 1. Жилище феодала. 2. Боевые доспехи рыцаря. 3. Отличительный знак рода. 4. Глашатай на турнире. 5. Тяжелая дубина с металлическим утолщенным концом. 6. Одеяние из металлических колец. 7. Одна из рыцарских забав.
IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание: § 11, индивидуальные листы, придумать герб своей семьи.