Введение
Из самых диких жеребят выходят
наилучшие лошади,
только бы их как следует воспитать и выездить.
Плутарх
Актуальность исследования. Современный мир меняется очень быстро. Чтобы отправить письмо, уже не нужно искать почтовый ящик, достаточно лишь набрать текст на компьютере и щелкнуть мышью. Поговорить с папой, когда он в командировке, можно не из переговорного пункта, а с помощью мобильного телефона. И на смену “Пряткам” и “Казакам-разбойникам” уже давно пришли игровые гаджеты.
Но есть такая сфера деятельности взрослых людей, где подчас бессильны даже самые современные компьютерные технологии. Это - воспитание детей! Как часто можно услышать от родителей жалобы на то, что ребенок не слушается, капризничает или ленится. И хотя специалисты по детской психологии выявили и назвали причины детского непослушания, иногда поведение ребенка приводит родителей в отчаяние.
Наши мамы иногда говорят нам: “Надо было меня слушаться!” или “Ну почему ты такая непослушная!”. То же самое можно нередко услышать и от других родителей.
И нам захотелось выяснить, почему так случается, что дети перестают слушаться? В каких ситуациях дети чаще всего не слушаются взрослых? И что сами взрослые думают об этом?
С помощью учителя мы провели небольшое исследование среди учащихся вторых классов и их родителей. Результаты нашего исследования представлены в этом проекте.
Цель исследования: определить причины непослушания младших школьников.
Задачи исследования:
- способствовать формированию адекватной самооценки и развитию рефлексии у детей;
- актуализировать интерес родителей к вопросам воспитания;
- воспитывать чувство индивидуальности и самоценности у детей.
Участники исследования:
- учащиеся 2 “Г” класса (20 чел.);
- родители учащихся 2 “Г” класса (15 чел.).
Гипотеза: конфликты в детско-родительских отношениях возникают из-за разных точек зрения взрослых и детей на непослушание.
Объект исследования: непослушание младших школьников.
Предмет исследования: особенности взглядов родителей и детей на возникновение ситуаций непослушания.
Планируемые результаты исследования: составление детского свода правил для родителей (что делать родителям, чтобы избежать ситуации непослушания).
Практическая значимость. Повышение интереса родителей к вопросам воспитания. Активизация совместной деятельности детей и взрослых. Составление свода детских правил для родителей и заинтересованных взрослых.
Содержание проекта
Этап I. Погружение в проект. Наша работа проходила в несколько этапов. На первом этапе мы предложили детям нарисовать, чем бы они занимались в течение дня, если бы родители позволили им делать все, что захочется. Чаще всего детям хочется играть в компьютерные игры, завести домашнее животное.
Этап II. Анкетирование учащихся и их родителей. Вторым, основным этапом исследования стало анкетирование учеников и родителей нашего класса по вопросам детского непослушания. Мы также предложили взрослым указать на основные, по их мнению, причины непослушания.
В ответах на первый вопрос мы видим, что большинство учеников считают себя непослушными лишь иногда. Мнение родителей здесь практически совпадает с мнением детей.
Отвечая на вопрос “Кого чаще всего ты не слушаешься?”/“Не слушается ваш ребенок?” и дети, и взрослые единодушно отдают первое место маме. Папу осмеливается не слушать всего один ребенок (по версии самого ребенка). Также к объектам непослушания были отнесены бабушки, причем в родительских анкетах эта цифра вдвое больше, чем в детских.
Ситуации, в которых чаще всего возникает непослушание, примерно одинаковы и с точки зрения детей, и с точки зрения взрослых. Это моменты уборки и возвращения с прогулки. Правда, родители частым поводом для конфликтов считают уборку комнаты, а дети - необходимость уйти с прогулки. Также ребята указали и другие причины своего непослушания. Например, “когда я играю, а говорят идти в ванную” или “когда сестра раскидает игрушки, а мама просит ей помочь”.
Родителям мы задали два дополнительных вопроса о причинах непослушания и возможности для ребенка быть непослушным. Половина опрошенных в качестве причин называют борьбу за внимание родителей и непоследовательность в воспитании. По три человека соответственно указывают на противоречивость требований и тяжелый характер ребенка. В качестве своего варианта отмечают “лень-матушку”.
Подавляющее большинство родителей (14 из 19 опрошенных) считают, что дети не должны всегда быть послушными. Аргументируя свой выбор, родители говорят о необходимости диалога с собственными детьми, об умении слушать и слышать их, о праве детей на тот уровень свободы и самостоятельности, который необходим и по силам их возрасту и развитию. Результаты опроса представлены в виде диаграмм.
Этап III. Тематическое рисование. Узнав мнение учеников и родителей по интересующим нас вопросам, мы перешли к следующему этапу - тематическому рисованию. Мы спросили у ребят, а как они представляют себе непослушного ребенка, какой он? Перед рисованием все дети посмотрели мультфильм “Нехочуха”. В рисунках наших учащихся непослушный ребенок все время просит мороженое, поджигает дом, не хочет идти в школу.
Этап VI. Заключительный. На заключительном этапе мы предложили ученикам практическую работу, которая включала элементы творческой и познавательной деятельности. После тщательного обдумывания им было необходимо сформулировать один, самый важный, по их мнению, совет для собственных родителей. Что нужно делать мамам и папам, чтобы дети их слушались? Сделанную руками своего ребенка открытку с пожеланием получил каждый родитель, участвовавший в проекте. Но мы предположили, что такие необычные детские советы могут быть полезны и другим взрослым. Поэтому в заключение мы представляем свод детских правил для родителей, который и стал результатом проектного исследования.
Свод детских советов для родителей, или что нужно делать взрослым, чтобы дети их слушались
- Не нужно ругать детей за ошибки и за “2”.
- Не нужно ругаться, а нужно покупать подарки, и тогда ребенок будет ложиться спать в 9 вечера и сам разбирать кровать.
- Не кричать на ребенка, а быть нежным, и ребенок будет все понимать.
- Родители должны проводить больше времени с ребенком.
- “Мама, чтобы я был послушным, давай мне мясо”.
- Нужно всегда покупать конфеты, мороженое и шашлык.
- Чтобы ребенок был послушным, нужно, чтобы он с папой поехал на охоту.
- Нужно любить своих родителей такими, какие они есть! Но пусть они разрешат всегда играть в компьютер! Ну, пожалуйста! И все!
Заключение
Работая над проектом, мы увидели, насколько важна и интересна эта тема, прежде всего, для самих взрослых. Ведь несмотря на свою постоянную занятость, нехватку времени, усталость, они ясно понимают, что главная ценность в жизни – это собственные дети. И нужно воспитать их так, чтобы непослушание, как признак возрастного кризиса или усталости, осталось в далеком детстве. А повзрослевшие дети должны уметь не слушать глупых людей, дающих дурные советы.
Ребята также с большой ответственностью и вниманием отнеслись к участию в исследовании. Особенно охотно они включились в деятельность по составлению свода советов для родителей. Детям ведь очень часто хочется побыть на месте взрослых! Можно также сделать вывод и о том, что для детей крайне важны поведение и реакции взрослых в различных жизненных ситуациях, ребята очень чувствительны к родительским словам и оценкам!
Библиография
- Основы общей психологии/Рубинштейн С.Л.- С-Пб.: Питер, 2000. -350 с.
- Психология развития человека/Сапогова Е.Е.- М.: Аспект Пресс, 2001. – 185 с.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/Под ред. Циркина С.Ю.- С-Пб.: Питер, 2000. -425 с.
- Школьный словарь иностранных слов /Баш Л.М., Боброва А.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 205 с.
Приложение 2 (презентация)