Непосредственно образовательная деятельность по опбучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Участники: дети 6-7 лет.

Длительность НОД: 30 минут.

Форма организации: групповая.

Направление: речевое.

Образовательная область: коммуникация.

Цель: Закрепление навыков четкого произношения и различения звуков П – Б в слогах, словах и фразах.

Задачи.

  1. Уточнить и сравнить артикуляцию и характеристики звуков П- Б.
  2. Развивать фонематическое восприятие.
  3. Совершенствовать слоговую структуру слов.
  4. Развивать слуховое и зрительное внимание и память.
  5. Развивать навыки языкового и слогового анализа и синтеза.
  6. Упражнять детей в употреблении простых предлогов.
  7. Формировать интерес к логопедическим занятиям.

Создание среды для организации и проведения НОД: мультимедийное оборудование, презентация ppt, подготовленная к занятию, корзина, пряники, баранки.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Логопед: Нам с вами сегодня пришло письмо (Приложение - слайд 2), а для того, чтобы узнать, кто его прислал, давайте отгадаем загадки.

Логопед загадывает загадки:

1 загадка.

У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой,

Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это?... (Буратино) (Слайд 3)

Буратино:

Я - веселый Буратино!
У меня в руках корзина.
В ней найдете вы банан,
Банку, булку, барабан.
Кто же скажет быстро мне,
Звук, какой лежит на дне? (Б)

Логопед уточняет с детьми артикуляцию и характеристику звука Б.

- Кто расскажет характеристику звука Б. (слайд 4)

- Но письмо не только от Буратино. В конверте есть еще одна загадка. Слушайте внимательно! (Слайд 5)

2 загадка

Клетка в комнате висит,
Чудо-птица в ней сидит,
То пронзительно кричит,
То возьмёт, заговорит.
Ну, подумай, угадай,
Что за птица?... (Попугай) (Слайд 6)

У попугая в корзине пампушки,
Пряники, пушки и погремушки
Ну-ка, скажите быстрее мне,
Звук, какой в корзинке на дне? (П)

Логопед уточняет с детьми артикуляцию и характеристику звука П. Сравнивают звуки Б и П - чем отличаются?

- Кто расскажет характеристику звука П. (Слайд 7)

- Скажите мне пожалуйста, чем звуки Б и П похожи и чем они отличаются.

II. Основная часть.

Логопед: А сейчас можно и письмо прочитать. Буратино и Попугай пишут нам, что живут в Стране Сказок, но они много баловались, плохо занимались и их выгнали из Сказочной школы. Они очень хотят туда вернуться и поэтому обратились к нам за помощью. Видите, какая у них длинная дорога. А для того, чтобы им вернуться в Страну Сказок, надо им выполнить много заданий. Давайте поможем им! (Слайд 8)

Задание №1

Отобрать картинки для Буратино (со звуком Б) и Попугая (со звуком П).

Логопед: Буратино и Попугай рассыпали свои корзиночки и теперь им нужно собрать все предметы обратно. Поможем им? Предметы, которые начинаются на звук П - отдадим Попугаю, на звук Б - отдадим Буратино. (Слайд 9)

Задание№2

Произнесение чистоговорок с сопровождением движений рук.

(Слайд 10, 11)

Логопед: А сейчас мы поиграем в любимую игру Попугаев. Нужно будет правильно произносить чистоговорки.

На пол сыпется крупа – ПА-ПА-ПА

Больше нет у нас крупы – ПЫ-ПЫ-ПЫ

Соберем скорей крупу – ПУ-ПУ-ПУ

Есть теперь у нас крупа – ПА-ПА-ПА

В лесу выросли грибы – БЫ-БЫ-БЫ

Подойдем с тобой к грибу – БУ-БУ-БУ

Есть травинки под грибом – БОМ-БОМ-БОМ

Заберем домой грибы – БЫ-БЫ-БЫ

Задание №3

Игра “Закончи слово” (слогом ПА или БА, чтобы получились правильные слова). На экране – картинки с изображением предметов, заканчивающихся на ПА или БА. (Слайд 12)

Логопед: В следующем задании вам нужно закончить слово слогом ПА или БА, чтобы получились правильные слова.

Задание №4

“Поймай слово в ладошки”. Детям предлагаются варианты слов. Если слово произнесено правильно, дети хлопают в ладоши. (Слайд 13, 14)

Логопед: Вы должны будите хлопнуть в ладошки, если я произнесу слово правильно.

БАНАН ПАНАМА
паман банама
баван мапана
банан панама
баман патама
ванан бамана
банан панама
панам ванама
банан панама

Задание №5

III. “Физкультминутка”. (Слайд 15)

Логопед: Дорога в Страну Сказок еще длинная, давайте с вами отдохнем. Буратино приглашает нас в лес. (Дети выполняют движения за логопедом по тексту)

Буратино в лес пошел.
Под горою гриб нашел.
День пилил, пилил, пилил
Два рубил, рубил, рубил
Гриб на землю повалил
И в корзину положил
Наварил,
Насолил,
В гости звать вас всех просил!

Задание №6

Упражнения на употребление предлогов. На экране попугай и клетка. Детям предлагается назвать, где находится попугай (НА клетке, ПОД клеткой, В клетке, ОКОЛО клетки...). (Слайд 16)

Логопед: Пока мы с вами ходили в лес. Попугай у нас куда-то улетел. Давайте посмотрим, куда он улетел.

Задание №7

Логопед: Теперь нам с вами нужно помочь Буратино и Попугаю определить место звуков в словах.

У Буратино слова: ботинки, автобус, бусы. (Слайд 17)

У Попугая слова: пакет, укроп, капуста. (Слайд 18)

Задание №8

Логопед: Буратино и Попугаю нужно помочь исправить ошибки в предложении. (Слайд 19, 20, 21, 22, 23, 24)

На березе весной набухли БОЧКИ.
Корабли заходят в БОРТ.
На лугу летают ПАПОЧКИ.
Ну-ка, громче песню БОЙ!
Принцесса сидела в высокой ПАШНЕ.

Задание №9

Логопед: Немного осталось нам до Страны Сказок. Уже Буратино и Попугай сели в поезд. Но им нужно помочь рассадить пассажиров по вагонам.

(Слайд 25).

В вагон с одним окошком, посадим пассажира, название которого состоит из одного слога (бык), в вагон с двумя окошками посадим пассажира, название которого состоит из двух слогов (кабан). В вагон, в котором три окошка посадим пассажира, название которого состоит из трёх слогов (собака).

IV. Итог занятия

Логопед: Посмотрите Буратино и Попугай уже у ворот Страны Сказок (Слайд 25). Мы им помогли выполнить все задания, и они могут теперь вернуться в Страну Сказок. Они нам очень благодарны и прислали угощенье пряники и баранки. Кто прислал баранки? (Буратино), а пряники кто? (Попугай).

Вот и закончилось наше путешествие в страну Сказок.

Сказочного волшебства
Мы не забудем никогда.
А в речи звуки П и Б
Не перепутаем нигде.

Литература

1. Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: “Издательство “Гном и Д”, 2005. - 24 с.

2. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. - М.: “Издательство “Аквариум”, 1995. – 384.