Участники: дети 6-7 лет.
Длительность НОД: 30 минут.
Форма организации: групповая.
Направление: речевое.
Образовательная область: коммуникация.
Цель: Закрепление навыков четкого произношения и различения звуков П – Б в слогах, словах и фразах.
Задачи.
- Уточнить и сравнить артикуляцию и характеристики звуков П- Б.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Совершенствовать слоговую структуру слов.
- Развивать слуховое и зрительное внимание и память.
- Развивать навыки языкового и слогового анализа и синтеза.
- Упражнять детей в употреблении простых предлогов.
- Формировать интерес к логопедическим занятиям.
Создание среды для организации и проведения НОД: мультимедийное оборудование, презентация ppt, подготовленная к занятию, корзина, пряники, баранки.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Логопед: Нам с вами сегодня пришло письмо (Приложение - слайд 2), а для того, чтобы узнать, кто его прислал, давайте отгадаем загадки.
Логопед загадывает загадки:
1 загадка.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это?... (Буратино) (Слайд 3)
Буратино:
Я - веселый Буратино!
У меня в руках корзина.
В ней найдете вы банан,
Банку, булку, барабан.
Кто же скажет быстро мне,
Звук, какой лежит на дне? (Б)
Логопед уточняет с детьми артикуляцию и характеристику звука Б.
- Кто расскажет характеристику звука Б. (слайд 4)
- Но письмо не только от Буратино. В конверте есть еще одна загадка. Слушайте внимательно! (Слайд 5)
2 загадка
Клетка в комнате висит,
Чудо-птица в ней сидит,
То пронзительно кричит,
То возьмёт, заговорит.
Ну, подумай, угадай,
Что за птица?... (Попугай) (Слайд 6)
У попугая в корзине пампушки,
Пряники, пушки и погремушки
Ну-ка, скажите быстрее мне,
Звук, какой в корзинке на дне? (П)
Логопед уточняет с детьми артикуляцию и характеристику звука П. Сравнивают звуки Б и П - чем отличаются?
- Кто расскажет характеристику звука П. (Слайд 7)
- Скажите мне пожалуйста, чем звуки Б и П похожи и чем они отличаются.
II. Основная часть.
Логопед: А сейчас можно и письмо прочитать. Буратино и Попугай пишут нам, что живут в Стране Сказок, но они много баловались, плохо занимались и их выгнали из Сказочной школы. Они очень хотят туда вернуться и поэтому обратились к нам за помощью. Видите, какая у них длинная дорога. А для того, чтобы им вернуться в Страну Сказок, надо им выполнить много заданий. Давайте поможем им! (Слайд 8)
Задание №1
Отобрать картинки для Буратино (со звуком Б) и Попугая (со звуком П).
Логопед: Буратино и Попугай рассыпали свои корзиночки и теперь им нужно собрать все предметы обратно. Поможем им? Предметы, которые начинаются на звук П - отдадим Попугаю, на звук Б - отдадим Буратино. (Слайд 9)
Задание№2
Произнесение чистоговорок с сопровождением движений рук.
(Слайд 10, 11)
Логопед: А сейчас мы поиграем в любимую игру Попугаев. Нужно будет правильно произносить чистоговорки.
На пол сыпется крупа – ПА-ПА-ПА
Больше нет у нас крупы – ПЫ-ПЫ-ПЫ
Соберем скорей крупу – ПУ-ПУ-ПУ
Есть теперь у нас крупа – ПА-ПА-ПА
В лесу выросли грибы – БЫ-БЫ-БЫ
Подойдем с тобой к грибу – БУ-БУ-БУ
Есть травинки под грибом – БОМ-БОМ-БОМ
Заберем домой грибы – БЫ-БЫ-БЫ
Задание №3
Игра “Закончи слово” (слогом ПА или БА, чтобы получились правильные слова). На экране – картинки с изображением предметов, заканчивающихся на ПА или БА. (Слайд 12)
Логопед: В следующем задании вам нужно закончить слово слогом ПА или БА, чтобы получились правильные слова.
Задание №4
“Поймай слово в ладошки”. Детям предлагаются варианты слов. Если слово произнесено правильно, дети хлопают в ладоши. (Слайд 13, 14)
Логопед: Вы должны будите хлопнуть в ладошки, если я произнесу слово правильно.
БАНАН | ПАНАМА |
паман | банама |
баван | мапана |
банан | панама |
баман | патама |
ванан | бамана |
банан | панама |
панам | ванама |
банан | панама |
Задание №5
III. “Физкультминутка”. (Слайд 15)
Логопед: Дорога в Страну Сказок еще длинная, давайте с вами отдохнем. Буратино приглашает нас в лес. (Дети выполняют движения за логопедом по тексту)
Буратино в лес пошел.
Под горою гриб нашел.
День пилил, пилил, пилил
Два рубил, рубил, рубил
Гриб на землю повалил
И в корзину положил
Наварил,
Насолил,
В гости звать вас всех просил!
Задание №6
Упражнения на употребление предлогов. На экране попугай и клетка. Детям предлагается назвать, где находится попугай (НА клетке, ПОД клеткой, В клетке, ОКОЛО клетки...). (Слайд 16)
Логопед: Пока мы с вами ходили в лес. Попугай у нас куда-то улетел. Давайте посмотрим, куда он улетел.
Задание №7
Логопед: Теперь нам с вами нужно помочь Буратино и Попугаю определить место звуков в словах.
У Буратино слова: ботинки, автобус, бусы. (Слайд 17)
У Попугая слова: пакет, укроп, капуста. (Слайд 18)
Задание №8
Логопед: Буратино и Попугаю нужно помочь исправить ошибки в предложении. (Слайд 19, 20, 21, 22, 23, 24)
На березе весной набухли БОЧКИ.
Корабли заходят в БОРТ.
На лугу летают ПАПОЧКИ.
Ну-ка, громче песню БОЙ!
Принцесса сидела в высокой ПАШНЕ.
Задание №9
Логопед: Немного осталось нам до Страны Сказок. Уже Буратино и Попугай сели в поезд. Но им нужно помочь рассадить пассажиров по вагонам.
(Слайд 25).
В вагон с одним окошком, посадим пассажира, название которого состоит из одного слога (бык), в вагон с двумя окошками посадим пассажира, название которого состоит из двух слогов (кабан). В вагон, в котором три окошка посадим пассажира, название которого состоит из трёх слогов (собака).
IV. Итог занятия
Логопед: Посмотрите Буратино и Попугай уже у ворот Страны Сказок (Слайд 25). Мы им помогли выполнить все задания, и они могут теперь вернуться в Страну Сказок. Они нам очень благодарны и прислали угощенье пряники и баранки. Кто прислал баранки? (Буратино), а пряники кто? (Попугай).
Вот и закончилось наше путешествие в страну Сказок.
Сказочного волшебства
Мы не забудем никогда.
А в речи звуки П и Б
Не перепутаем нигде.
Литература
1. Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: “Издательство “Гном и Д”, 2005. - 24 с.
2. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. - М.: “Издательство “Аквариум”, 1995. – 384.