Содержание урока (ведущие образовательные идеи) | Соотношение населения по полу и
возрасту – значение для страны, следствие
демографической истории страны. Влияние образа жизни и других факторов на продолжительность жизни. Самосохранительное поведение как фактор продолжительности жизни. |
Задачи при изучении темы | Формирование новых понятий и
представлений: - объяснение влияния различных факторов на продолжительность жизни населения страны; молодежи и лиц старшего возраста; |
Требования к подготовке учащихся (предметные умения) | - объяснять влияние различных
факторов на продолжительность жизни населения
страны; - строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности; - на основе имеющихся знаний о продолжительности жизни населения, объяснять современную демографическую ситуацию страны. |
Метапредметные умения | - строить диаграммы и графики на
основе статистических материалов, читать и
анализировать их, объяснять особенности
населения России; - анализировать информацию из различных источников, необходимую для изучения темы; - представлять результаты в разной форме; - приводить примеры формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; |
Практическая работа | Социологический опрос:
“Долгожители моей семьи”; Памятка “Секреты долгой жизни”. |
Элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ | Половой и возрастной состав населения. |
Цели и задачи: сформировать целостную картину о продолжительности жизни россиян.
Необходимо выяснить, сколько лет в среднем живет россиянин, каковы различия между продолжительностью жизни в России и других странах, выявить различия в продолжительности жизни между субъектами РФ, определить причины, влияющие на продолжительность жизни.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявление эмоционально-ценностного отношения к проблеме;
- развитие гражданской позиции, собственного отношения к здоровью, к необходимым действиям для долгой и полноценной жизни.
Познавательные:
- умения сравнивать сходство и различие между странами с высоким экономическим развитием и продолжительностью жизни и нашей страны в рамках её развития и настоящим России;
- умение критически анализировать учебный материал и делать выводы о значимости продолжительности жизни, как составляющей общего демографического портрета России.
Регулятивные:
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование в рамках данного урока;
- умение оценивать значимость и реальность показателей продолжительности жизни Россиян.
Коммуникативные:
- готовить и обсуждать информацию о факторах, влияющих на продолжительность жизни;
- умение взаимодействовать при организации работы в парах;
- умение ориентироваться в окружающем мире;
- осознание единства географического пространства как среды обитания человека;
- умение формулировать свою позицию и находить общие решения.
Предметные:
- умение анализировать, используя статистические данные о продолжительности жизни в разные периоды развития человечества, прогнозировать, дальнейшие изменения в показателях продолжительности жизни, знать и понимать региональные различия по территории России;
- умение работать с тематическими и контурными картами, статистическим материалом.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические приемы и техники |
Вызов. Мотивация |
Предлагает высказывание великого русского полководца А. Суворова. “Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость — победа”. | Погружаются в смысл урока | Метод эмоционального стимулирования |
Активизация знаний воспитанников (10 мин.) | Предлагает воспитанникам три конверта с заранее подготовленными вопросами. Разноуровневое обучение предполагает выбор учащимся комфортного для него темпа усвоения на основе его самооценки. | Имеет возможность
самостоятельно выбрать сложность задания.
Отвечает на вопросы. Каждый учащийся может выбрать наиболее приемлемый для него вариант. |
ЛОО, дифференцированный опрос, снятие стресса при выборе уровня заданий, личностно-ориентированный подход. Оценивают ответ воспитанники, корректируют при необходимости. |
Звучит песня Аллы Пугачевой
“Кукушка”. Приложение 2 Думаю, что все догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? Люди во все времена задумывались над тем: “Как прожить дольше?” Пытались найти секрет вечной молодости. А некоторые даже верили, что существует некий эликсир молодости. - Что нам сегодня предстоит узнать? - Сколько лет в среднем живет Россиянин? |
Прогнозируют. Дают ответы |
Аудиовизуальный метод | |
Осмысление | Дает понятие продолжительности жизни | Записывают определение | Технология развития
критического мышления: словесный метод, наглядный метод, практический метод. |
Планирование | Выявление причин, от которых
зависит продолжительность жизни; Сколько лет жили наши предки? Максимальная продолжительность жизни (понятие долгожители); Годы, в которые разные страны достигли продолжительности жизни 70 лет (по оценке Отдела населения ООН); График “Динамика изменения продолжительности жизни россиян”; Различия в продолжительности по регионам Росси. |
Прогнозируют, анализируют
предложенные рисунки, карты. Смотрят презентацию
90 лет |
Технология развития
критического мышления: словесный метод, наглядный метод, практический метод. |
Действие по реализации плана | Организация работы в группе: Работа со статистическим материалом по выявлению различий в ПЖ по регионам России и мира, а также по количеству долгожителей у народов, проживающих в России. |
Самостоятельная работа с
материалами Получают статистические данные: 1 группа – Различия в ПЖ у людей в разных странах мира; (контуры стран раскрасить с самой высокой продолжительностью), отметить на каком месте находится Россия. 2 группа - Различия в ОПЖ с высоким показателем у жителей России, рассчитать чему равен средний возраст? 3 группа - Различия в ОПЖ с низким показателем у жителей России, рассчитать чему равен средний возраст? 2 группа - Различия в ОПЖ с высоким и низким показателем у разных народов России; |
Критическое осмысление содержания |
Коррекция | Природно-хозяйственные зоны и продолжительность жизни | Выявляют закономерности. Определяют, что долгожители не всегда проживают в самых комфортных районах. | Технология развития
критического мышления: словесный метод, наглядный метод, практический метод |
Самоконтроль, самоанализ,
самооценка
Оценка эксперта (диагностика)
Рефлексия |
Секреты долгой жизни. Главная черта, которая характерна для всех долгожителей – это оптимизм и доброта. Главное правило Суворова: Торопиться делать добро! Делайте правильный выбор! Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте… |
Выполняют работу в парах,
составляют памятку “Секреты долгой жизни”.
Творческое задание. Д/з “Мои долгожители”, параграф 50. |