Методическая цель. Показ некоторых приемов работы с использованием элементов информационно-коммуникационных технологий.
Учебные цели:
- обеспечить в ходе урока усвоение следующих понятий: заголовок панели ТС, активная панель, текущий каталог, курсорная рамка, оконный интерфейс;
- сформировать умения и навыки создавать, просматривать и редактировать файлы; копировать и переименовывать файлы; создавать, выделять и удалять каталоги;
Воспитательные цели:
- воспитывать учебно-познавательную активность и интерес к предмету;
- воспитывать аккуратность и четкость при работе на компьютере;
- воспитывать творческий подход к работе на уроке.
Развивающие цели:
- развивать логическое мышление суворовцев;
- развивать способности суворовцев применять знания и умения в нестандартной ситуации;
- развивать свойства внимания (сосредоточенность, распределение и переключение внимания).
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Вид урока: комбинированный.
Материальное обеспечение:
- класс ПК “АБАКУС – 5К”;
- плазменная панель;
- раздаточный материал.
Учебные вопросы:
1. Вызов программы Total Commander.
2. Правила использования функциональных клавиш.
3. Создание фалов и каталогов, просмотр, копирование, переименование и удаление файлов и каталогов.
Время проведения урока: 45 минут (1035-1120).
Место проведения урока: кабинет информатики № 203.
Этапы урока
I. Организационный момент
II. Объявление темы и целей урока
Тема сегодняшнего урока “Файловый менеджер Total Commander”.
Все программы и данные хранятся во внешней памяти компьютера в виде файлов. Следовательно, в процессе работы на компьютере наиболее часто производятся операции именно с файлами. Вы как будущие грамотные офицеры должны обязательно уметь работать в специальных приложениях для работы с файлами.
На прошлом уроке вы познакомились со специальным приложением для работы с файлами, так называемым файловым менеджером Total Commander. Вы знаете теперь, что это приложение использует оконный интерфейс, панельное отображение файлов и поддерживает технологию работы с помощью мыши.
Программа ТС позволяет:
- постоянно видеть на экране содержимое одного или двух каталогов;
- переходить из каталога в каталог;
- создавать, переименовывать и удалять каталоги;
- копировать, перемещать, просматривать, переименовывать и удалять файлы;
- выполнять любые команды DOS, используя командную строку. Так вот сегодня на уроке все эти функции программы ТС мы и будем применять при работе на компьютере.
III. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос:
1. Сколько каталогов может демонстрировать экран ТС? Сколько мы видим сейчас?
2. Какую информацию содержит заголовок панели ТС?
3. Какая панель является активной?
4. Можно ли в ТС выполнять команды MS-DOS? Где?
5. Что такое курсорная рамка? Для чего служит?
6. Как изменить логическое имя диска панели ТС? Можно ли это сделать с помощью клавиш?
Теперь вспомним основные функции Total Commander, т.е. назначение функциональных клавиш F3 – F8, щелчок правой кнопки мыши по файлу, значение символов “*”, “+”, “-”.
IV. Формирование навыков и умений
Теперь от теории перейдем к практике. Выполним примерный вариант вашей самостоятельной работы.
1. Создать каталог PRIMER.
2. В нем создать подкаталог ZADACHA.
3. Создать файл Т1.ТХТ в подкаталоге ZADACHA.
4. Создать файл Т2.ТХТ в каталоге PRIMER.
5. Переименовать файл Т2.ТХТ в файл К2.ТХТ.
6. Скопировать файл Т1.ТХТ в файл К1.ТХТ в подкаталоге ZADACHA.
7. Удалить каталог PRIMER.
V. Самостоятельная работа на ПК
Задание 1. (обязательное) Практическая
работа.
Перейти в корневой каталог диска С
Создать каталог UROK
а) нажать F7
б) набрать имя каталога UROK и нажать Enter
а) нажать Shift + F4
б) набрать имя файла primer.txt , нажать Enter (попадете в окно редактирования файла)
в) набрать текст: TC - это современный файловый менеджер.
г) сохранить файл: Файл – Сохранить
д) выйти из окна редактирования: Файл – Выход
а) выделить имя файла курсорной рамкой
б) нажать F3
в) выйти из окна просмотра, нажав Esc
а) нажать F7
б) набрать имя каталога и нажать Enter
в) перейти в него, нажав Enter
Аналогично п.4 (Текст: ТС использует оконный интерфейс.)
а) перейти на соседнюю панель, нажав Tab
б) войти в каталог UROK
в) вернуться на другую панель, выделить заданный файл курсорной рамкой
г) скопировать файл, нажав F5, затем переместить курсор клавишей управления курсором в конец записи C:\UROK, и набрав \kniga.txt, нажать Enter
а) перейти на соседнюю панель, войти в каталог ROTA (содержание панелей должно быть одинаково)
б) выделить файл rb.txt курсорной рамкой
в) нажать F6, и после указанного пути C:\UROK\ROTA набрать \mir.txt
а) нажать F4 на имени файла
б) дополнить текст: и поддерживает технологию работы с помощью мыши.
в) сохранить файл
г) выйти из окна редактирования
а) перейти в надкаталог
б) нажать F8, Enter, Все
Задание 2. (на оценку) Самостоятельная работа.
Вариант №1
- Создать в корневом каталоге диска С каталог ROTA
- В каталоге ROTA создать 2 подкаталога: VSVOD1 и VSVOD2
- Создать файл OTD1.TXT в каталоге VSVOD1 (текст: назначение клавиши F5)
- Создать файл OTD2.TXT в каталоге VSVOD2 (текст: назначение клавиш Alt+F1)
- Скопировать файл OTD1.TXT каталог ROTA с именем GR1.TXT
- Переименовать файл OTD2.TXT в каталоге VSVOD2 в GR2.TXT
- Вызвать преподавателя для проверки проделанной работы
- Удалить каталог ROTA
Вариант №2
- Создать в корневом каталоге диска С каталог KING
- В нем создать файл tir.txt (текст: назначение клавиши F4)
- Создать подкаталог TIGR в каталоге KING
- Создать файл les.txt(текст: назначение символа “*”) каталоге TIGR
- Скопировать файл les.txt в каталог KING с именем tor.txt
- Переименовать файл tir.txt и mir.txt
- Вызвать преподавателя для проверки проделанной работы
- Удалить каталог KING
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.
Обсуждение итогов урока, постановка дальнейших задач.
Рефлексия проводится с помощью индивидуальных карточек, в которых нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
1) интересно | 1) работал | 1) понял материал |
2) скучно | 2) отдыхал | 2) узнал больше, чем знал |
3) безразлично | 3) помогал другим | 3) не понял |
VII. Задание на самоподготовку
Повторить конспект по теме “Файловый менеджер Total Commander”.
Этапы урока/Деятельность учащихся (Приложение)