Цель урока.
- Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы, бассейне и водоразделе рек.
- Сформировать умения характеризовать реку по географическим картам, определять левый и правый берега, притоки левые и правые.
- Развивать способность учащихся отбирать главное и существенное, сопоставлять и сравнивать, читать карты.
- Воспитывать развитие патриотических чувств через величие и красоту рек России.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас, медиапроектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Изучая гидросферу, вы приступили к изучению вод суши. Какие воды относятся к водам суши? (подземные и поверхностные) На прошлом уроке вы изучили подземные воды, сегодня мы начнем изучение поверхностных вод суши. Какие воды относят к поверхностным? (реки, озера, ледники)
3. Изучение нового материала.
Определение темы урока.
Слайд 1
- Ребята, сейчас закройте глаза и представьте себе то, о чем вам подскажет мелодия и стихотворение, которое я вам прочитаю.
(играет мелодия "Шум реки" на фоне которой, учитель читает стихотворение о реке)
Плывет лебедушкой, как песня плавная
Спокойной птицею ее волна.
Всегда игристая, река-красавица,
Как в поле ветер, здесь, она вольна.
Березы русские вокруг красуются,
Поля широкие и даль ясна
И наш красивый край не налюбуется
Тобой, красавица - моя, река.
- Откройте глаза и расскажите, что нарисовало ваше воображение, когда вы слушали музыку. Как выдумаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Реки играют в жизни человека огромную роль. Еще в Древности по ним селились племена, возникали села и города.
- А почему? (Реки кормили и поили людей, были естественной преградой от врагов. Реки - это главный путь сообщения между людьми. Вся жизнь человека связана с реками. Издавна реку любили поэты и художники и воспевали ее красоту в своих творениях. На Руси реки не только любили, но и почитали, ласково называли, давали меткие характеристики:
Волга – матушка, Енисей – могучий богатырь, Ангара – дочь Байкала, Лена – сибирская красавица, а Обь – свое имя получила от народа коми, что в переводе означает “бабушка”
И в настоящее время реки играют большую роль. Слайд 2.
Слайд 3
Огромное множество рек на планете. Они, как кровеносная система пронизывают все части суши. Самая длинная река – Нил, а самая многоводная – Амазонка.
Но, ни в одной стране мира нет такого количества рек, как в нашей. Если учитывать только те реки, длина которых превышает 10 тыс.км., то общая длина их составит более 3 млн.км.! Соединившись, наши реки могли бы несколько раз покрыть расстояние до Луны и обратно.
-А какие реки есть у нас в республике? Они имеют красивые названия (Агидель, Караидель... ), об этих реках сложено множество легенд, песен. Вы их знаете из курса Культура Башкиртостана.
Вы уже поняли, что тема нашего урока “Реки” Слайд 4
- Как вы думаете, что же нам нужно знать о реках? (3 щелчка)
Ребята формулируют цель урока (2 щелчка)
- А что же такое река? Попробуйте дать определение. Слайд 5
- Попробуем дать по схеме определения этим частям и конечно, проверим, правильно ли вы мыслите.
Ребята называют части реки, формулируют определения.
- Почему текут реки? Рельеф земной поверхности не ровный, поэтому вода течет оттуда, где выше, туда, где ниже.
- Например, Река Лена куда течет? А Волга? (посмотреть по карте России)
- В какую сторону течет большинство рек России? Какой можно сделать вывод? (Уклон рельефа идет к северу)
Работа по карте: определить на карте притоки реки Обь, ее направление течения, исток и устье.
Если притоков несколько, их различают: приток 1 порядка, 2-го...
Виды истоков Слайд 6
Виды устьев Слайд 7
Устьем может быть – море, океан, озеро, другая река.
Дельта - форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Чаще всего имеет треугольную и веерообразную форму. Образуется на мелководных участках моря (озера) при впадении реки, несущей большое количество наносов.
Эстуарий - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносят приливно-отливые течения, а прилегающая часть моря достаточно глубока.
Работа по карте: откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты и эстуария.
Схема речной долины Слайд 8.
Углубление, в котором располагается русло, называется речной долиной.
Части речной долины:
Углубление, в речной долине, по которому постоянно течет вода – русло.
Часть долины, которая затопляется в половодье, называется поймой.
Постепенно река углубляет свое русло, вслед, затем понижается ее пойма. О прежней пойме напоминают террасы, которые хорошо видны на рисунке.
- Давайте проверим, как вы запомнили части реки. У вас есть схема – подпишите основные части реки.
Подписать на карточках части реки (Приложение 1)
У кого работа вызвала затруднения, сверьте свои записи.
(Проверка правильности ответов идет по слайдовой презентации. Слайд 9
- Где берет свое начало река? (в озере)
- Где берет начало приток? (в горах)
- Где еще могут брать начало притоки? (в болоте, в роднике) - Если река имеет несколько притоков. Как мы их будем различать?
Прочитать в учебнике пункт 2 Бассейн реки и водораздел.
- Что такое бассейн реки?
- Что такое водораздел?
- Посмотрев, на физическую карту, можете сказать, какая река имеет самый большой речной бассейн? (Обь, Лена, Волга...) Слайд 10
- Что является для этих рек водоразделом?
Слайд 11
Определить: что является бассейном и водоразделом для рек, показанных на слайде
(Реки Яна, Лена)
4. Закрепление полученных знаний.
Слайд 12
Практическая работа по картам.
Работа в группах.
- 1 ряд – река Енисей
- 2 ряд – река Волга
- 3 ряд – река Амазонка
- Опишите речную систему по плану.
1) Определите, где находится исток реки.
2) В каком направлении протекает река.
2) Где находится устье реки, его вид
3) Назовите правые притоки.
4) Назовите левые притоки
Проверка задания Слайд 13
5. Рефлексия.
- Что запомнили сегодня на уроке?
- А что больше всего поразило?
- Я научился...
Слайд 14
Домашнее задание.
- Прочитать параграф 30.
- В контурных картах подписать следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Ганг, Нил, Янцзы, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.