I. Целевой раздел
1. Актуальность
Программа “развитие практических и аналитических навыков при работе с картографическим материалом и географическими описаниями” необходима для активизации познавательной деятельности учащихся при изучении географии в 5-м классе. Детям с глубокими нарушениями зрения необходимы дополнительные занятия для более полного усвоения теоретической части учебного материала и совершенствования навыков работы с рельефными картами и макетами на основе тактильных ощущений.
Обучение осуществляется по учебнику Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.; Просвещение, 2012.
2. Программа составлена на основании следующих документов
- Примерная программа общего образования.
- Государственный стандарт общего образования, Федеральный компонент.
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
- Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г
3. Цели и задачи программы
Цель. Более полное усвоение учебного материала, совершенствование навыков работы с рельефными картами и макетами и как следствие - повышение эффективности познания окружающего мира.
Задачи.
Образовательные
- ознакомление с основными географическими объектами через практическую деятельность с рельефными изображениями;
- формирование навыка детального “рассматривания” рельефных карт и схем;
- формирование навыков решения задач, связанных с ориентировкой на рельефной карте, плане местности и в пространстве (север-юг, запад – восток и т.д.);
- формирование умений пользоваться компасом, измерительными приборами: циркулем-измерителем, транспортиром;
- формирование навыков решения географических задач, требующих проведения вычислительных операций (определение расстояний, использование масштаба);
- формирование навыков анализа художественных описаний из литературных произведений с целью нахождения географических признаков;
- продолжение формирования у учащихся представления о разнообразии окружающего мира;
- продолжение работы над развитием речи с использованием географических терминов;
- на основе анализа приобретенных знаний обучение учащихся умению устанавливать причинно-следственные связи – например: “Почему дует ветер?”, “Почему у полярной совы белая окраска?”;
- продолжение работы над освоением учащимися географических терминов, соответствующих программе 5 класса.
Воспитательные:
- формирование самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, способности доводить до конца начатое дело;
- воспитание уважительного отношения к знаниям, накопленным в результате деятельности ученых-географов;
- формирование понимания важности изучения географии в современном мире;
- формирование чувства уважения к своему народу и гордости за свою страну.
Коррекционно-развивающие задачи:
- корректировать и развивать имеющиеся навыки работы с дополнительными источниками информации;
- корректировать учебные навыки работы с рельефными картами и глобусом через выполнение заданий на определение направлений север-юг, запад-восток; поиск материков, островов, поиск океанов, крупных морей, рек, озер;
- продолжить формирование навыков обобщения полученной информации в виде упрощенных графиков, таблиц, схем по Брайлю;
- тренировать память на основе упражнений учащихся в запоминании новых понятий, терминов;
- развивать слуховое восприятие на основе упражнений в запоминании фрагментов из прослушанного аудиоматериала;
- продолжить формирование навыков общения с целью обмена географической информацией учащихся с разными зрительными возможностями.
Коррекция внимания:
- учить детей проверять правильность собственных действий (следить за своей речью, перечитывать и проверять точность воспроизведения прочитанного и т.д.);
- развивать быструю переключаемость внимания;
- учить распределению внимания;
- увеличивать постепенно объём внимания;
- развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей);
- воспитывать устойчивое внимание;
- формировать навыки самоконтроля.
Коррекция речи
Используя отрывки из литературных произведений с географическими описаниями корректировать и развивать связную устную речь, совершенствовать грамматический строй речи, вырабатывать привычку слухового контроля, вырабатывать качество чтения. Учить различным видам рассказа (краткий, полный, выборочный)
Коррекция и развитие тактильного восприятия
Осуществляется в результате работы с рельефными картами (узнаванием по силуэту материков, океанов, крупных островов, рек, озер). Через узнавание и сопоставление предмета с использованием макетов (оврага, дельты реки, вулкана, горного хребта)
4. Предполагаемый результат
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно находить географические объекты (материки, крупные горные системы, реки, озера) на рельефной карте и глобусе;
- узнавать географические объекты по предложенным макетам;
- уметь самостоятельно определять на картах и схемах направления север – юг, запад – восток;
- уметь находить в текстах из литературных произведений географические описания объектов, явлений;
- уметь пересказывать близко к тесту фрагменты географических описаний;
- составлять самостоятельно краткий (полный) рассказ с использованием географических терминов.
II. Программа содержит следующие разделы
1. Целевой раздел: пояснительная записка, использованные документы, цели и задачи программы, предполагаемый результат.
2. Организационный раздел: условия реализации, УМК, педагогические технологии.
III. Организационный раздел
1. Условия реализации
Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
2. Особенности коррекционного курса
Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, их социально – трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач специальной (коррекционной) школы, что требует повышенного внимания к проблеме их обучения. От активности и самостоятельности в процессе обучения во многом зависят динамика развития ребенка, возможности его социальной адаптации.
Главным недостатком учащихся с глубокими нарушениями зрения является нарушение обобщенности восприятия, отмечается замедленный темп чтения, обдумывания прочитанного по сравнению с нормальными детьми. Таким детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (карту, схему, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за недоразвития психических процессов они с трудом выделяют главное, не всегда понимают внутренние связи между географическими объектами, явлениями, процессами. Часто возникают трудности восприятия пространства и временной последовательности происходящих в природе событий, что мешает им ориентироваться в окружающем мире.
Программа по развитию практических и аналитических навыков при работе с картографическим материалом и географическими описаниями поможет учащимся лучше понять изучаемый материал, будет способствовать более глубокому и успешному изучению географии.
При реализации программы на занятиях предполагается использование большого количества наглядного материала в виде рельефных карт и схем, как основы получения информации. Особое внимание уделяется формированию практических навыков учащихся при работе с рельефными изображениями и созданию географических образов окружающего мира с использованием текстов из литературных произведений. Большое значение в понимании и запоминании терминов и понятий имеет специальная работа по разбору состава слова-термина и его этимологии, так как представление ученика о происхождении слова и ассоциации с однокоренными словами, а так же устоявшимися в языке словосочетаниями, может служить базой для сознательного усвоения смысла нового понятия. Варианты примеров для такой работы приведены в Приложении.
Данный курс предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя индивидуальную или коллективную работу учащихся под руководством учителя, что позволит развить и совершенствовать их способности, умения работать с картами, глобусом, различными макетами, с текстом, использовать знания, полученные при изучении других предметов.
Интерес к изучению географического материала на занятиях формируется следующим образом:
- использованием игровых форм;
- тщательным подбором доступных для детей форм деятельности: рисования, конструирования, моделирования;
- использованием рельефных карт и макетов;
- подбором материала из литературных источников, соответствующих возрасту учащихся.
Деятельность учителя: рассказ, объяснение, демонстрация фото- и видеоматериалов, беседа, руководство и направление деятельности учащихся при работе с рельефными картами (глобусом), помощь в подготовке творческих заданий.
Деятельность учащихся:
- участвуют в беседах,
- выступают с небольшими сообщениями,
- выполняют различные задания, направленные на поиски географических объектов на рельефных картах (в объеме программы 5 класса)
- выполняют задания на поиски указанных учителем объектов на карте, глобусе;
- читают и анализируют тексты географического содержания. Для учащихся 5 “А” класса текст переводится в формат Брайля или зачитывается учителем.
- слушают, анализируют и пересказывают фрагменты аудиоматериалов;
- по желанию выполняют творческие задания.
3. Учебно-методический комплекс
- Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. “Начальный курс географии”, 6 класс, М., Дрофа, 2006. Вариант Брайль.
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.; Просвещение, 2012.
- География. Планета Земля.5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А.Лобжанидзе. – М.; Просвещение, 2012.
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Методические рекомендации. 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение, 2012.
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь тренажер.5-6 класс. М.; Просвещение, 2012.
- Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. М.; Просвещение.
Тематический план
Часы | Тема занятий | Деятельность учащихся |
1-2 | География – древняя и современная наука. | Прослушивают и анализируют
текст: “О каких природных явлениях идет речь в
русских загадках?”. Отрывок из произведения А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Анализ состава слова и его происхождения “География” |
3 | География в древности. География в Древней Европе. | На рельефной карте находят центры Древних цивилизаций. |
4 | География в эпоху Средневековья. | Ролевая игра. Примерный вариант см. Приложение. |
5 | Открытие Нового Света | Игра “Я – путешественник” Примерный вариант см. Приложение. |
6-7 | Великие географические открытия. | Работают с рельефными изображениями Земли – картой и глобусом. Показывают территории в последовательности их открытия и изучения. |
8 | Открытие Австралии и Антарктиды | |
9 | Современные географические исследования. | Обобщение изученного: выполняют задания на определение материков, океанов по контуру, соотносят с именами путешественников, исследователей, вложивших вклад в изучение этих земель. |
10 | Изображения земной поверхности. Масштаб. | Закрепляют знания, полученные на уроке – решают задачи на определение расстояний на разных картах. Анализ происхождения слов “карта”, “топографическая карта” и “глобус”. |
11-12 | Условные знаки. | Рисуют условные знаки способом Брайль. Составляют рассказы с их использованием. |
13 | Ориентирование | Мини-ориентирование на территории школы (класса). |
14-15 | План местности. Географические карты. | Решают задачи на определение местонахождения географических объектов. |
16 |
Параллели и меридианы. |
Закрепление изученного материала – путешествие по параллелям и меридианам по рельефному глобусу. Разбор происхождения слов “параллели”, “меридианы” |
17 | Используя глобус, находят примеры широт и долгот разных точек. | |
18 | Земля в Солнечной системе | Составляют макет расположения планет Солнечной системы. Анализ происхождения слова “Галактика” |
19 | Орбитальное движение Земли. | Работают с текстами из литературных произведений. |
20 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | Представляют сообщения и их обсуждают |
21-22 | Строение Земли. Горные породы. | Работают с коллекцией горных пород. Сравнивают и анализируют их свойства. |
23 | Горные породы и наш город | Просмотр и обсуждение презентации учителя “Каменное убранство Санкт-Петербурга и его географическое положение” |
24 25 |
Геологическая история Земли. | Работают с отрывками из произведений В.А. Обручева, анализируют и сопоставляют события из геологической истории Земли. Или игра “Путешествие вглубь Земли” |
26-27 | Горные породы в нашем
метрополитене
|
Работают с дополнительными источниками информации, подготовленными учителем. Или (по желанию) представляют сообщения. |
28 | Рельеф Земли. | На рельефных картах находят крупнейшие горные системы и равнины. Игра “Чемпионы материка”. Примерный план игры см. в Приложении. |
29-30 | Внутренние и внешние силы, формирующие рельеф Земли. | Работают с макетами: вулкана, движения плит, оврага. |
31 32 |
Литосфера | Работают с текстами из литературных произведений. Прослушивают и анализируют аудиоматериал. |
33-34 | Формы рельефа на территории России | Находят на рельефной карте и рельефном глобусе самые крупные формы рельефа России. |
35 | Игра по станциям по изученному материалу. |
Педагогические технологии
На занятиях используются следующие технологии:
- игры на знание карты, географической номенклатуры,
- “игры-путешествия” (по намеченному учителем или выбранному самостоятельно) маршруту учащиеся путешествуют по рельефной карте,
- монологический рассказ (мини-сочинение) о географических объектах: о рельефе, о природе, о климате материка или какого-либо участка. С использованием заданных географических терминов или понятий.
- задания на классификацию объектов или явлений (например: найди и назови горы или реки, выделение “лишнего”, найди характерные признаки).
В Приложении представлены примерные варианты заданий.
Приложение
Примерные варианты заданий.
Разделите слово “Атлантический” на слоги. С какой буквы начинается это слово? Вспомните правило.
Земли на Земле всего одна треть…
Но странный вопрос возникает тогда?
Планета должна называться – вода!
На земной поверхности существует много различных водоёмов. Отправимся в путешествие и докажем, что почти все пространство занимает вода.
Будем двигаться влево, начиная с западного полушария. Одна команда будет передвигаться по Северному тропику, другая – по Южному.
Учащиеся делятся на две группы, выполняют задание по настольному атласу(рельефной карте), рельефному глобусу. Выписывают (называют) части суши или воды.
- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?
- Назовите пройденные вами участки воды. Что общего в них?
- Как называются большие участки воды?
- Что мы знаем об океанах?
- Чем океаны отличаются от других водоемов?
Примерные варианты игр
Я – Путешественник.
Детям выдаются карточки с именами ученых-путешественников, географов, начиная от Древней Греции и до наших дней. Каждый должен рассказать о том, когда и какое открытие им было сделано, на каких территориях он побывал.
Знаешь ли ты карту?
Для каждой команды (ребенка) выдается контур материка. На первой парте каждого ряда лежат таблички, напечатанные шрифтом Брайля, с названием географического объекта материка. Ребята по очереди берут табличку и укрепляют её на контуре.
Географические чемпионы.
Ребята называют “чемпионов” материка – всё самое большое, высокое, длинное и т.д.
Ролевая игра.
Детям выдаются карточки с именами “Геродот”, “Эратосфен”, “Аристотель”, “Афанасий Никитин”, “Марко Поло” и т.д., в зависимости от изучаемой темы. Предлагаются различные источники информации (тетрадь, учебник, аудиофайл, интернет - ресурсы и т. д). Определяется время на подготовку к заданию.
Примерный план ответа:
- когда и где жил?
- главный вид деятельности (купец, философ, географ-путешественник);
- вклад в изучение Земли.
Активизировать познавательную деятельность помогают поэзия, научно-популярная и художественная литература, живопись, в соответствии с содержанием урока.
Задание 1
Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
Вдругом – снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
Вопросы и задания: что можно сказать о величине территории России по стихотворению Н.Забила?
Задание 2
А.Н. Майков “Пейзаж”.
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь – и нет конца пути…..
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу…
Идешь, как будто по водам,
Нога шумит, а ухо внемлет.
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет.
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят…
Уж солнца луч ложится косо…
Вдали проглянула река…
На тряской мельнице колеса…
Уже шумят издалека…
Вопросы:
1. Найдите в тексте слова, выражения, характеризующие природу России.
2. Объясните:
а) о каком времени года идет речь;
б) где, в северной или южной части нашей страны, находится эта местность?
Задание 3
Детям предлагаются тексты из произведений А.С.Пушкина.
А) “…В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами…”.
Б) “…Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит….”.
В) “…Бег санок вдоль Невы широкой…”
Г) “…Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю (какому?) против бури…”.
Д) “…И пеной разъяренных вод,…
Но силой ветра от залива (какого?)
Перегражденная Нева обратно шла,
Гневна, бурлива и затопляла острова;
Погода пуще свирепела;
Нева вздувалась и ревела
Котлом клокоча и клубясь…”.
Е) “…Осада! Приступ! Злые волны
Как воры лезут в окна…”.
Ж) “…Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там;
Приют убогого чухонца…”.
З) “Терек воет, дик и злобен,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но по степи разбегаясь
Он лукавый принял вид,
И, приветливо ласкаясь,
К морю теплому (какому?) приник”.
Вопросы.
1. Выберите слова, предложения, которые помогают вам создать образ реки, окружающей местности.
2. Что нового вы узнали из этих описаний?
Задание 4
Чтение учителем стихотворения "океаны земли" под мелодию вальса штрауса или звуков океана.
Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у них водица,
Не удастся ею напиться.
Тихий океан к Востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад
С голубой бежит волной.
Океан Индийский к Югу
Занимает синий угол.
А для Северных сторон
Ледовитый шлёт поклон.
М. Погарский
Задание к тексту: найди и покажи эти океаны на карте.
Примеры для работы по разбору состава слова - термина и его этимологии
“География”, от древнегреческих слов - “geo” - земля, “grapho” - пишу. Описание Земли.
“Глобус”, от латинского слова “globe” - “шар”.
“Карта” от латинского слова “ charta” - “ бумага из папируса”.
“Топографическая карта” от греческого слова “ topos” - “место”, “grapho” - “пишу”.
“Норманны” - “северные люди”
“Австралия” от латинского словосочетания “terra australis incognito” - “земля южная неизвестная”.
“Параллели” - от греческого слова “ parallelos” - “ идущий рядом”
“Меридиан” от латинского слова “ meridianos” – “полуденный”
“Галактика” от греческого слова “ galaktikos” – “молочный”
Примерные варианты занимательного материала
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе – мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут.
(Ком + Пас = Компас.)
Слева направо слово прочтёшь,
То от дождя ты защиту найдёшь.
Если с конца же его ты прочтёшь,
Горное озеро тут же найдёшь.
(Навес – Севан.)
Список использованной литературы
- Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998.
- Большая иллюстрированная энциклопедия. География. – М.: Махаон, 2005.
- География Земли. – М.: Росмэн, 2000.
- Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.:Пилигрим, 1999.
- Дятлева Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра – Книжный клуб, 2003.
- Солнцева Л.И. Теоретические и практические аспекты коррекционно-воспитательной работы в школе для слепых на современном этапе. //Дефектология. 1990. № I. С.
- Тупоногов Б.К.. Тифлопедагогические требования к современному уроку. Методические рекомендации. Издательство Н. Бочкаревой, г, Калуга,1990 г.
- Энциклопедия “Что есть что?”: Географические карты. – М.: Слово, 2001.
- http://www.national-geographic.ru
- http://www.unknownplanet.ru
- http://www.nature.com