Цели:
Урок 1
Вводятся понятия политологии по теме “Политический режим”. Политический режим характеризует правовое положение личности в обществе и государстве, её фактическое положение, воздействие государства на политическую жизнь страны, юридические формы деятельности государственных органов и их фактические полномочия. Он в значительной мере индивидуализирует форму государства, что определяет его важность для каждого гражданина.
Определение понятия “политический режим” (на примере различных вариантов определения термина учащиеся выделяют его существенные признаки):
- одна из форм государства, характеризующая пути, формы, средства и методы реализации политической власти,
- способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности
- совокупность приемов и средств осуществления государственной власти, выражающих степень участия народа в её осуществлении.
Функции:
- обеспечивает стабильность политической власти,
- управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений,
- достижение целей политики, реализацию интересов властвующей группы.
Основные типы:
Демократический | Антидемократический (недемократический) |
либерально-демократический
собственно демократический режим античной демократии буржуазно-демократический социалистическая демократия |
автократический (единоличная
автократия, деспотия, тирания, режим личной
власти и т.п.) авторитарный тоталитарный военный/военно-диктаторский расистский |
Задание:
1) найти примеры проявления типов политических режимов в истории;
2) какие критерии могут быть взяты для классификации политических режимов?
Критерии для классификации политических режимов
(дополняется учителем по мере необходимости):
- принципы взаимоотношения общества и власти
- права и свободы личности
- соотношение прав и свобод личности с правами государства
- характер правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц
- существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц всех уровней
- гарантированность прав и свобод личности
- степень реализации политической власти непосредственно народом
- степень участия народа в механизмах формирования политической власти
- способ формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров
- контроль общества за деятельностью государства
- степень разделения трех ветвей власти
- степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни
- характеристика реальных механизмов осуществления власти
- доминирование определенных методов при осуществлении политической власти
- уровень гласности в работе органов власти
- положение СМИ
- мера политического плюрализма
- общественно-политические традиции, господствующие в обществе
- тип политического поведения
- характер политического лидерства
- политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур
Класс делится на группы:
- эксперты, характеризующие антидемократический режим с негативных позиций (урок 2)
- эксперты, характеризующие демократический режим с позитивных позиций (урок 3)
- граждане государства, изучающие выводы экспертов, которые исследовали их политический режим для будущего развития государства
В конце урока учащимся предоставляется время для планирования работы группы.
Урок 2
Записи на доске группы, характеризующей антидемократический режим с негативных позиций.
1. Ролевое моделирование ситуации:
- в государстве Робинзон – антидемократический политический режим,
- прибытие группы экспертов, характеризующей его отрицательные черты с целью отказа от данного политического режима,
2. Организация дискуссии через вопросы класса группе экспертов.
При необходимости учитель может использовать следующие варианты вопросов:
- Согласно ли население государства с данной позицией?
- Что лучше: традиционный недемократический режим или навязанный, чуждый демократический режим?
- Готово ли государство Робинзон к иному политическому режиму?
- Какие интересы преследуют эксперты? И т.д.
3. Подведение итога дискуссии:
Антидемократический режим
“+” | “-” |
Итого: ситуация выбора через голосование
- сохранение антидемократического режима;
- переход к демократическому режиму.
Цель: появление внутренней мотивации изучения предмета всесторонне перед совершением выбора. В конечном итоге должен родиться вопрос типа: “Возможность голосования при отсутствии информации о демократическом режиме”.
Урок 3
Записи группы, характеризующей демократический режим с позитивной позиции.
Мотивация урока через итог урока 2: необходимость для совершения выбора всесторонне рассмотреть предложенную проблему.
Варианты демократического режима в истории до XX века встречаются относительно редко. А в современный период этот тип политического режима является основным, его характеризуют как идеал, к которому необходимо стремиться. Так ли это?
Работа группы экспертов, доказывающей свою точку зрения, через дискуссию с учащимися.
Подведение итога дискуссии:
Демократический режим
“+” | “-” |
Только теперь возможно совершить окончательный выбор, после рассмотрения проблемы со всех сторон. Голосование.
Итоговое обобщение:
- учащиеся;
- закрепление преподавателем (См. Дополнение).
Домашнее задание:
Тезисные рассуждения на тему “Характеристика политического режима … (любого современного государства”. (Объем работы: 1 страница).
Развитие темы:
Организация правовой игры “Выборы”.
Дополнение. Материалы для итогового обобщения.
1. Демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей:
- конституционное закрепление широких прав и свобод граждан и их реальное обеспечение (в отношениях личности и государства приоритет интересов личности)) широкое использование в политической жизни различных демократических институтов (демонстрации, митинги, собрания, референдумы и т.д.)
- принятие государственных решений осуществляется по воле большинства, но при этом учитывается мнение и интересы меньшинства
- утверждение верховенства закона
- высокая правовая, политическая, нравственная культура общества
- государственная власть строится на основе принципа разделения властей
- рыночная экономика
2. Обобщенная характеристика демократического режима:
- признание равенства и свободы всех людей
- народ- источник власти
- плюрализм во всех сферах общественной жизни
- верховенство закона
- признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства.
В ходе своего исторического развития демократический режим постоянно совершенствовался в соответствии с уровнем развития общества. Это тот идеал, к которому постоянно стремится общество, хотя на данный момент он не достигнут в полном объеме, как и любой другой идеал. Отрицать существование недостатков демократии было бы неверно. Но очевидно и то, что они во многом являются продолжением её достоинств. Демократия принесла в политическую жизнь множество преимуществ – учет мнения большинства и политическую конкуренцию, плюрализм во всех сферах жизни общества, представительство интересов и возможность выбора. Но именно они и таят в себе известную угрозу – тиранию большинства и конфронтацию, непрофессионализм власти и возможность социальной нестабильности. Из этого ни в коем случае не следует предложение отказа от демократического политического режима, наоборот. Недостатков не лишен и другой тип политического режима; более того, эти недостатки гораздо более очевидны. А в демократии содержится и самое необходимое лекарство для преодоления её недостатков: возможность критического осмысления и изменения негативных элементов политического устройства.
Список литературы
- Арбузкин А.М. “Основы государства и права”. М., 1998.
- Володина С.И., Полиевктова А.М., Ашмарина Е.М. “Основы правовых знаний”. М., 2001.
- Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. “Демократия: государство и общество”. М., 1997.
- Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. “Введение в политологию”. М., 1994
- “Гражданское образование: содержание и активные методы обучения”. Под ред. Шехтера С. и Воскресенской Н. М., 1997.
- Клименко С.В., Чичерин А.Л. “Основы государства и права”. М., 1996.
- Куликов Л.М. “Основы социологии и политологии”. М., 2000.
- Макаренков Е.В., Сушков В.И. “Политология: Альбом схем”. М., 1998.
- Морозова Л.А. “Основы государства и права”. Любое издание.