Актуальные и действенные методы арт-терапии по снятию тревожности у пятиклассников

Разделы: Школьная психологическая служба


Начало учебы в 5-м классе - особый этап в школьной жизни ребенка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов, к новым учителям. У пятиклассников наблюдаются относительно высокая тревожность, некоторое снижение успеваемости, проблемы в поведении. Подростковый возраст является “трудным”, так как ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остается учеба, это тоже является причиной внутреннего конфликта.

Занятия с методами арт-терапии способствуют снятию мышечных зажимов, развитию пространственного и творческого воображения, спонтанности в выражении чувств, двигательной и эмоциональной разрядке.

Арт-терапевтические материалы такие, как: краски, пластилин, соленое тесто, цветная бумага, проволока, являются действенным средством в работе со страхами, гневом, агрессией, тревожностью, замкнутостью учеников.

Еще К.Г. Юнг утверждал, что изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека. Известный арт-терапевт М. Наумбург отмечает, что наиболее важные мысли и переживания человека, прежде всего, проявляются в виде образов. Ребенок в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих чувств и переживаний. Для него более естественной является невербальная, в том числе изобразительная экспрессия. Именно арт-терапия показалась мне наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с пятиклассниками.

Ситуация адаптации вызывает у большей части детей повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а также зачастую - появление страхов. Например, страх несоответствия ожиданиям окружающих, который при этом доминирует над страхом самовыражения в индивидуальных показателях. Проблемы и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростков. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт.

Групповая форма арт-терапии позволяет:

  • создать демократическую, доверительную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников.
  • оказывать друг другу взаимную поддержку.
  • развивать социальные навыки.

Повышать самооценку и укреплять личную идентичность.

Развивать коммуникативные навыки и способность адаптироваться к групповым нормам.

Цель работы: активизация личностных ресурсов ребенка, обеспечивающих развитие навыков самоконтроля.

Эти занятия помогут оказать помощь пятиклассникам в период адаптации: снизить у них тревожность, научиться пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать.

Задачи программы:

  1. Создать условия для осознания подростком своих скрытых возможностей и ресурсов, развития лучшего понимания себя, чувства уверенности в своих силах.
  2. Развить у пятиклассников способности к самовыражению через моделирование творческих действий, которые проявляются в таких качествах личности, как самостоятельность суждений, независимость, терпимость к окружающим и умение ориентироваться в нестандартных ситуациях.
  3. Развить способность к самоконтролю через творческую деятельность, раскрыть творческий потенциал в каждом ребенке.

3 пути через программу:

  1. Путь к самопознанию.
  2. Укрепление эмоционального ресурса.
  3. Реализация себя через творчество.

Программа рассчитана на 6 занятий с тревожными детьми. Занятия проводятся один раз в неделю.

  1. “Радуга целей”.
  2. “Колпачок клоуна”.
  3. “Лепка животного из теста”.
  4. “Человечек из проволоки”.
  5. “Маска - это я”.
  6. “Человек во весь рост”.

1 Занятие “Радуга целей”

Цель: знакомство с правилами тренинга, обсуждение способов взаимодействия.

Мобилизация внутреннего ресурса, умение оказывать поддержку себе и другим.

Задачи: Развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника, формировать позитивное отношение к своим возможностям.

Оборудование: лист бумаги, карандаши.

Каждый из нас представляет собой ценность. Мы отличаемся друг от друга своей индивидуальностью, личными достижениями, целями.

Нарисовать радугу своих целей, чего хотите достичь, начиная с 5 класса. Представьте, что вы преодолели самую трудную часть пути. Вспомните прошлые цели, достигли вы их, какие цели еще ставите (продолжить фразу: “В пятом классе мне хотелось бы…”). Когда закончу школу…

Что нового появилось в школьной жизни с переходом в 5-й класс. Обобщаем, что все новое, что появилось в 5-м классе,- это интересное и трудное, у каждого из учеников уже есть достаточный опыт для преодоления трудностей вверх по радуге. Уже опытные путешественники, преодолели 4 класса, почти половину пути.

Ирга “Комплименты”. Называют привлекательные черты участника у кого в руках мяч.

2 Занятие что такое 5 класс? Аппликация “Колпачок клоуна”

Обыгрывание школьных проблем от лица героя.

Цель: профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умение оказывать поддержку себе и другим.

3 Занятие наше окружение. Лепка животного из теста, глины

Как тонко подмечено Н. Матвеевой, пластилин и глина не только средства творческой экспрессии, но и превосходные психотерапевтические средства. Преимущества пластилина очевидны: можно многократно исправлять создаваемый образ. Работа с пластичными материалами снимает чувство гнева, агрессии, тревожности, страха. Размазывание пластилина по поверхности используется в работе с детьми, пережившими травматические ситуации, с целью восстановления их психической чувствительности. Выражая таким образом свои чувства, ребенок постепенно освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму (Г.Лэндрет)

Эмоционально зажатым, тревожным детям необходимы материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев (В. Оклендер, А.А. Осипова). В данном случае эффективнее работа с глиной, соленым тестом, поскольку на нее затрачивается больше усилий по сравнению с пластилином.

Создание чего-то цельного, крепкого из теста, является метафорой укрепления “Я”, избавление от “лишнего”.

Слова, символы оживляют яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции. Чувство тревоги (эмоциональный компонент) непременно вызывает двигательное беспокойство (моторный компонент). Поэтому, рисуя положительный образ, фантазируя, можно испытать чувство удовольствия, что отразится в мимике, жестах, отношении к себе и другим.

После изготовления дети представляют свои работы, рассказывают о том, что это, что чувствовали, как назвали свою работу. Вылепить скульптуры своего настроения. Это не обязательно должна быть фигура человека, может быть любой объект, отражающий на взгляд подростков, содержание состояния. Как только лепка закончена, предлагаю представить свои работы. Каждый участник выступает в роли экскурсовода, рассказывает, какая скульптура какое состояние отражает. При желании дать название скульптуре.

“Ассоциации”: дети по кругу, передавая мяч, называют ассоциации: ученик, учитель, школа, грусть, радость, удивление.

4 Занятие “Человечек – проволока”

Проволока жесткая, гнется, наматывается, пружинит, это один из любимых материалов агрессивных, тревожных подростков. Проволока отражает состояние: жесткости, сжатой пружины, опасности. Сгибая и разгибая проволоку, подростки управляют своим внутренним стержнем. Трансформируя проволоку и создавая из нее различные скульптуры, они изменяются сами. Скульптура перестает быть опасным куском проволоки или сжатой пружиной, ребенок любуется ей. Куклотерапия – метод, позволяющий ребенку, во многом эгоцентричному, вставать в позицию другого человека, смотреть на ситуацию со стороны и находить в ней ресурсы. К тому же кукла помогает снизить напряжение, остроту эмоционального восприятия проблемы и построить адекватную защиту, что это происходит с куклой.

5 занятие “Маска - я”

Нарисовать маску какое, настроение на данный момент, обращаем внимание, как изображены глаза, рот, есть ли тревожность, агрессия. После того, как маски готовы, примеряем на себя, рассматриваем себя в зеркало. Можно предложить побыть в роли персонажа, произнести звуки, посмеяться или попугать кого- либо. Какая маска какому настроению соответствует, показать с помощью мимики то настроение, с которым они делали маску. Когда маска готова, предлагаю придумать имя, рассказ, какая по характеру, что любит, чего боится, с кем живет.

6 занятие “Рисунок во весь рост”

В паре один ребенок ложится на кусок обоев, второй обводит по контуру. Затем раскрашиваем гуашью. “ Я - реальный, я - идеальный”. Рассказать свои положительные качества.

В процессе арт-терапевтических занятий каждый ученик мог оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе.

После занятий дети выражали свои чувства. Постепенно у учеников пробуждался интерес к изобразительному творчеству. Вначале многие боялись приступать к выполнению работы, сомневались в результате, не верили в свои возможности. Но постепенно на смену страха пришло любопытство, а затем и интерес к творческому самовыражению. Изображение себя в образе животного вызвало значительное затруднение с выбором объекта.

Сравнительная таблица до и после коррекционной работы за 3 года

Использовалась диагностика Филлипс “Исследование уровня тревожности”

  5 “А” 5 “Б” 5 “В”
  первичная вторичная первичная вторичная первичная вторичная
2011-2012 уч.год 32% (6) 4 % (1) 13% (3) 4% (1) 23% (6) -
2012- 2013 уч. год 22 % (5) - 18 % (4) 5 %(1) 15 % (4) -
2013-2014 уч. год 27% (6) 9% (2) 26% (7) 11% (3) 17% (4) 4% (1)

Как видно из таблицы, уровень тревожности у детей снижен после занятий арт- терапией.

Если на начало каждого года уровень тревожности учеников составлял от 18- 24%, то после коррекционной работы от 2-8 %. Дети легко адаптировались к новым социальным условиям.

  Параллель 5 “А”, “Б”, “В” классы
  первичная вторичная
2011-2012 уч.год (68 учеников) 22% (15) 3 % (2)
2012- 2013 уч. год (71 ученик) 18 % (13) 2 % (1)
2013-2014 уч. год (72 ученика) 24% (17) 8% (6)

Сравнительный анализ уровня тревожности параллель 5 классов

Ребята научились выражать одобрение и поддержку другим детям, радоваться чужому успеху, сглаживать конфликты. Арт-терапевтические методы показали свою эффективность в коррекции эмоциональных проблем и привычных неадаптивных форм поведения детей.

Литература

  1. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.- СПб. : Союз, 1997.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб., 2001
  3. Копытин А.И. Руководство по групповой арт- терапии.- СПб.: Речь, 2003
  4. Копытина А.И. Практикум по арт-терапии. СПб., 2000
  5. Лебедев Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.- СПб.: Речь, 2003.