Методический инструментарий по формированию метапредметных образовательных результатов у учащихся школы первой ступени: одновозрастные межпредметные проектные задачи для 2-го класса

Разделы: Начальная школа


1. Паспорт проектной задачи

Название проектной задачи Выходной день
Тип проектной задачи Межпредметная (русский язык, математика, окружающий мир) проектная одновозрастная задача
Место проектной задачи в образовательном процессе Проводится в конце учебного года в 2 классе, оптимальное время – 2 урока (40 мин. х 2)
Дидактические цели 1. Комплексное использование освоенных математических, языковых и естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

2. Проверка умений пользоваться схемами и таблицами для поиска необходимой информации, заполнять таблицу заданной информацией на основе ее самостоятельного поиска и преобразования.

3. Сотрудничество в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача Предметные

1. Умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре “Сотня”.

2.Умение работать с величинами: переводить сравнивать, вычислять.

3. Умение ориентироваться относительно сторон горизонта и определять местоположение объекта.

4. Владение приемом коррекции сплошного предложения как косвенным признаком сформированности навыка чтения.

Метапредметные

1. Умение анализировать информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания и выбирать существенную информацию из предложенного объема.

2. Умение критически подходить к представленной информации

3. Владение комбинаторными умениями.

4.Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).

5. Умение читать, дополнять и самостоятельно составлять таблицы для решения поставленных задач.

6. Умение читать схемы.

7. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

8. Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

9. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать.

Планируемый педагогический результат Демонстрация навыков усвоения предметного материала.

Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

Умение создать конечный “продукт” – разработать план проведения выходного дня: подготовить маршрут, состоящий из трех мест отдыха.

Критерии оценивания Правильность выполнения предметных заданий.

Составлен оптимальный план проведения выходного дня с посещением трех мест, при этом учтены временные рамки: на перемещение по городу, на посещение каждого из выбранных мест отдыха.

Продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при “сборке” конечного продукта.

2. Замысел проектной задачи

Проектная задача состоит из шести заданий, при чем выполнение некоторых заданий подчинено определенной последовательности (задания №2,№3,№5), а некоторые можно выполнять в любой последовательности (задания №1,№4,№6). В соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы, каждая из которых независимо от других участвует в разработке плана проведения выходного дня.

Задание №1– определить время выхода каждой из подруг из дома. Демонстрируют умение проводить вычисления единиц времени.

Задание №2 – наметить два из трех мест отдыха, ограниченных временными рамками до 14ч 30 минут.

Ученики, на основе схемы движения троллейбусов, должны выяснить до какого объекта подруги смогут доехать за 30-35 минут, чтобы не опоздать на сеанс. Соотнести время окончания сеанса и время на передвижение ко второму месту отдыха таким образом, чтобы и там успеть к началу, при условии, что пребывание их там должно быть не дольше 14ч 30 минут.

В этом задании, ученики должны будут демонстрировать навыки применения арифметических действий с единицами времени, табличного умножения числа 5, а также им представится возможность применить таблицу умножения на числах второго десятка (что является повышенным уровнем сложности для второклассника).

Результат выполнения этих заданий – предложить маршрут отдыха, состоящий из двух мест, при этом, не выходя за указанные временные рамки.

Задание №3 – ответить на вопрос о времени пребывания в зоопарке до его закрытия. Ученики на основе обозначенного во втором задании времени 14ч 30 минут должны определить номера маршрутов троллейбусов, которыми нужно воспользоваться, чтобы доехать до цирка – третьего места отдыха, подсчитать время в пути и, исходя из этих данных, вычислить остаток времени на пребывание в зоопарке.

Обобщением временных затрат на дорогу и пребывание в местах отдыха станет задание №5. Ученикам нужно ответить на вопрос о длительности двух отрезков времени.

Эти задания, как предыдущие, потребуют от учащихся умения производить арифметические вычисления единиц времени.

Задание №4 предполагает демонстрацию учеником знаний классов животных и умения ориентироваться относительно сторон света. Ученики должны вписать в клетки названия классов животных (количество клеток является формой самоконтроля в определении названия; класс млекопитающих дети должны назвать более распространенным термином звери, а класс пресмыкающихся – термином рептилии) и указать направления движения подруг, чтобы оказаться у вольеров с представителями класса зверей и у аквариумов с представителями класса рептилий.

Задание №6 – представляет учащимся возможность продемонстрировать умение читать сплошное предложение, записанное с нарушением правил оформления мысли на письме (слова в предложениях-названиях увеселительных мероприятий написаны слитно).

Результат выполнения этого задания – на основе анализа информации в афише ученики должны отметить недостающую: цену билета и, возможно, контактную информацию (телефон для справки).

На выполнение проектной задачи учащимся отводится до двух уроков.

Итоговое задание – синтез результатов, полученных во всех заданиях: составлен оптимальный план проведения выходного дня. Кроме того, в итоговом задании ученики должны определиться с целью данной проектной задачи.

Продуктом может стать схема посещения мест отдыха и передвижения по городу на троллейбусах, выполненная на основе данной схемы троллейбусных маршрутов.

Частично итог может быть представлен в виде таблицы, тогда за основу можно взять задания №5 и дополнить его информацией о пребывании в зоопарке и недостающей информацией на афише.

После выполнения всех заданий проектной задачи происходит защита разработок, дети сами должны выбрать наиболее точный план проведения выходного дня, наиболее аргументировано представленный, наглядно и красочно оформленный.

3. Содержание проектной задачи

В воскресенье Света и Оля договорились встретиться на троллейбусной остановке в 11часов дня.

Задание 1. Свете до остановки идти 10 минут, а Оле 15 минут. В котором часу нужно выйти из дома каждой из подружек, чтобы не опоздать на встречу?

От места встречи подруг идут несколько маршрутов по городу. Время движения троллейбуса между двумя соседними остановками в любом направлении 5 минут. Места отдыха и маршруты троллейбусов обозначены на схеме движения троллейбусов.

Расписание сеансов городских театров и парков
Название места отдыха Время сеанса Название представления

Сеансы для детей

11ч 40мин – 12ч 40мин

12ч 50мин – 13ч 50мин

Мультфильм для детей

“Алеша Попович и Тугарин Змей”

16ч 00мин – 17ч 30мин Художественный фильм для детей “Аленький цветочек”
Сеансы для взрослых

20ч 30мин – 22ч 00мин

Художественный фильм
12ч 00мин – 13ч 00мин “Дело в шляпе”
13ч 30мин – 14ч 30мин “Очаровательные кошки”
11ч 00мин – 12ч 20мин

13ч 10мин – 14ч 30мин

Представление с участием дрессированных дельфинов “Водная сказка”

Задание 2. Куда девочки могут отправиться, чтобы через 30 – 35 минут быть на месте и увлекательно провести время до 14 часов 30 минут? Воспользуйтесь схемой движения троллейбусов и таблицей “Расписание сеансов городских театров и парков”.

После этого девочки решили поехать в зоопарк.

Задание 3. Какими маршрутами троллейбусов нужно воспользоваться, чтобы добраться до зоопарка? Сколько при этом необходимо совершить пересадок?

Сколько времени подруги могут пробыть в зоопарке до его закрытия?

Время сеанса

10ч 00мин–11ч 20мин

12ч 00мин–13ч 20мин

Время работы

с 10ч 00мин

до 18ч 00мин

Время работы

с 11ч 00мин

до 20ч 00мин

Время работы

с 9ч 30мин

до 22ч 00мин

В зоопарке некоторые представители фауны живут в открытых вольерах, некоторые – в закрытых павильонах и аквариумах. Для удобства посетителям предлагается план размещения всех животных, представленных для обозрения. В плане указаны классы животных и место размещения каждого класса на территории зоопарка.

Задание 4. Соотнесите класс животных и место их размещения в зоопарке.

В каком направлении нужно идти Свете и Оле, чтобы посмотреть на представителей млекопитающих и пресмыкающихся?

Возвращаясь с домой, девочки обратили внимание на время, которое они потратили на дорогу.

Задание 5. Подсчитайте, сколько всего времени подруги были в пути, пока передвигались от одного места отдыха к другому. Сколько времени они провели в местах отдыха? Внесите числовые данные в таблицу.

№ маршрута троллейбуса Время в пути Место отдыха Время отдыха
       
       
       
       
       

Когда Оля и Света возвращались домой, они увидели афишу развлекательного центра “Сюрприз”.

Задание 6. Какую информацию узнали девочки из этой афиши? Какой важной информации в этой афише нет?

Итоговое задание. Заполните таблицу.

Вопрос Ответ
В котором часу должна выйти из дома каждая из девочек? Оля – …..ч …..мин

Света – ….ч ….мин

Какие места отдыха вы определили для посещения подругами? Объясните свой выбор.  
Сколько времени, по вашим подсчетам, девочки могут провести в зоопарке?  
Какие классы животных представлены в зоопарке?  
В каком направлении, согласно плану зоопарка, нужно двигаться Оле и Свете, чтобы увидеть млекопитающих и пресмыкающихся, если они находятся в центре зоопарка? __________________________________________
Где времени подруги потратили больше: на отдых или в дороге? Докажите, представьте свои расчеты (воспользуйтесь заполненной таблицей задания №5).  
 
 
 
Какая информация афиши развлекательного центра “Сюрприз” на ваш взгляд наиболее интересная?

Какой важной информацией вы дополнили приглашение? Запишите.

 
Определите цель проектной задачи “Выходной день  

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, на сколько интересной показалась тебе проектная задача “Выходной день”

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Хотел бы ты работать ещё раз в этой же группе? (Обведи.)

  • Да
  • Нет

Почему? _____________________________________________

Приложение.