1. Паспорт проектной задачи
Название проектной задачи | Выходной день |
Тип проектной задачи | Межпредметная (русский язык, математика, окружающий мир) проектная одновозрастная задача |
Место проектной задачи в образовательном процессе | Проводится в конце учебного года в 2 классе, оптимальное время – 2 урока (40 мин. х 2) |
Дидактические цели | 1. Комплексное использование освоенных
математических, языковых и естественнонаучных
умений в нестандартных условиях квазиреальной
ситуации. 2. Проверка умений пользоваться схемами и таблицами для поиска необходимой информации, заполнять таблицу заданной информацией на основе ее самостоятельного поиска и преобразования. 3. Сотрудничество в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач |
Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача | Предметные 1. Умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре “Сотня”. 2.Умение работать с величинами: переводить сравнивать, вычислять. 3. Умение ориентироваться относительно сторон горизонта и определять местоположение объекта. 4. Владение приемом коррекции сплошного предложения как косвенным признаком сформированности навыка чтения. Метапредметные 1. Умение анализировать информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания и выбирать существенную информацию из предложенного объема. 2. Умение критически подходить к представленной информации 3. Владение комбинаторными умениями. 4.Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания). 5. Умение читать, дополнять и самостоятельно составлять таблицы для решения поставленных задач. 6. Умение читать схемы. 7. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач. 8. Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи. 9. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать. |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация навыков усвоения
предметного материала. Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях. Умение создать конечный “продукт” – разработать план проведения выходного дня: подготовить маршрут, состоящий из трех мест отдыха. |
Критерии оценивания | Правильность выполнения предметных
заданий. Составлен оптимальный план проведения выходного дня с посещением трех мест, при этом учтены временные рамки: на перемещение по городу, на посещение каждого из выбранных мест отдыха. Продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при “сборке” конечного продукта. |
2. Замысел проектной задачи
Проектная задача состоит из шести заданий, при чем выполнение некоторых заданий подчинено определенной последовательности (задания №2,№3,№5), а некоторые можно выполнять в любой последовательности (задания №1,№4,№6). В соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы, каждая из которых независимо от других участвует в разработке плана проведения выходного дня.
Задание №1– определить время выхода каждой из подруг из дома. Демонстрируют умение проводить вычисления единиц времени.
Задание №2 – наметить два из трех мест отдыха, ограниченных временными рамками до 14ч 30 минут.
Ученики, на основе схемы движения троллейбусов, должны выяснить до какого объекта подруги смогут доехать за 30-35 минут, чтобы не опоздать на сеанс. Соотнести время окончания сеанса и время на передвижение ко второму месту отдыха таким образом, чтобы и там успеть к началу, при условии, что пребывание их там должно быть не дольше 14ч 30 минут.
В этом задании, ученики должны будут демонстрировать навыки применения арифметических действий с единицами времени, табличного умножения числа 5, а также им представится возможность применить таблицу умножения на числах второго десятка (что является повышенным уровнем сложности для второклассника).
Результат выполнения этих заданий – предложить маршрут отдыха, состоящий из двух мест, при этом, не выходя за указанные временные рамки.
Задание №3 – ответить на вопрос о времени пребывания в зоопарке до его закрытия. Ученики на основе обозначенного во втором задании времени 14ч 30 минут должны определить номера маршрутов троллейбусов, которыми нужно воспользоваться, чтобы доехать до цирка – третьего места отдыха, подсчитать время в пути и, исходя из этих данных, вычислить остаток времени на пребывание в зоопарке.
Обобщением временных затрат на дорогу и пребывание в местах отдыха станет задание №5. Ученикам нужно ответить на вопрос о длительности двух отрезков времени.
Эти задания, как предыдущие, потребуют от учащихся умения производить арифметические вычисления единиц времени.
Задание №4 предполагает демонстрацию учеником знаний классов животных и умения ориентироваться относительно сторон света. Ученики должны вписать в клетки названия классов животных (количество клеток является формой самоконтроля в определении названия; класс млекопитающих дети должны назвать более распространенным термином звери, а класс пресмыкающихся – термином рептилии) и указать направления движения подруг, чтобы оказаться у вольеров с представителями класса зверей и у аквариумов с представителями класса рептилий.
Задание №6 – представляет учащимся возможность продемонстрировать умение читать сплошное предложение, записанное с нарушением правил оформления мысли на письме (слова в предложениях-названиях увеселительных мероприятий написаны слитно).
Результат выполнения этого задания – на основе анализа информации в афише ученики должны отметить недостающую: цену билета и, возможно, контактную информацию (телефон для справки).
На выполнение проектной задачи учащимся отводится до двух уроков.
Итоговое задание – синтез результатов, полученных во всех заданиях: составлен оптимальный план проведения выходного дня. Кроме того, в итоговом задании ученики должны определиться с целью данной проектной задачи.
Продуктом может стать схема посещения мест отдыха и передвижения по городу на троллейбусах, выполненная на основе данной схемы троллейбусных маршрутов.
Частично итог может быть представлен в виде таблицы, тогда за основу можно взять задания №5 и дополнить его информацией о пребывании в зоопарке и недостающей информацией на афише.
После выполнения всех заданий проектной задачи происходит защита разработок, дети сами должны выбрать наиболее точный план проведения выходного дня, наиболее аргументировано представленный, наглядно и красочно оформленный.
3. Содержание проектной задачи
В воскресенье Света и Оля договорились встретиться на троллейбусной остановке в 11часов дня.
Задание 1. Свете до остановки идти 10 минут, а Оле 15 минут. В котором часу нужно выйти из дома каждой из подружек, чтобы не опоздать на встречу?
От места встречи подруг идут несколько маршрутов по городу. Время движения троллейбуса между двумя соседними остановками в любом направлении 5 минут. Места отдыха и маршруты троллейбусов обозначены на схеме движения троллейбусов.
Расписание сеансов городских театров и парков | ||
Название места отдыха | Время сеанса | Название представления |
Сеансы для детей 11ч 40мин – 12ч 40мин 12ч 50мин – 13ч 50мин |
Мультфильм для детей “Алеша Попович и Тугарин Змей” |
|
16ч 00мин – 17ч 30мин | Художественный фильм для детей “Аленький цветочек” | |
Сеансы для взрослых 20ч 30мин – 22ч 00мин |
Художественный фильм | |
12ч 00мин – 13ч 00мин | “Дело в шляпе” | |
13ч 30мин – 14ч 30мин | “Очаровательные кошки” | |
11ч 00мин – 12ч 20мин 13ч 10мин – 14ч 30мин |
Представление с участием дрессированных дельфинов “Водная сказка” |
Задание 2. Куда девочки могут отправиться, чтобы через 30 – 35 минут быть на месте и увлекательно провести время до 14 часов 30 минут? Воспользуйтесь схемой движения троллейбусов и таблицей “Расписание сеансов городских театров и парков”.
После этого девочки решили поехать в зоопарк.
Задание 3. Какими маршрутами троллейбусов нужно воспользоваться, чтобы добраться до зоопарка? Сколько при этом необходимо совершить пересадок?
Сколько времени подруги могут пробыть в зоопарке до его закрытия?
Время сеанса 10ч 00мин–11ч 20мин 12ч 00мин–13ч 20мин |
Время работы с 10ч 00мин до 18ч 00мин |
Время работы с 11ч 00мин до 20ч 00мин |
Время работы с 9ч 30мин до 22ч 00мин |
В зоопарке некоторые представители фауны живут в открытых вольерах, некоторые – в закрытых павильонах и аквариумах. Для удобства посетителям предлагается план размещения всех животных, представленных для обозрения. В плане указаны классы животных и место размещения каждого класса на территории зоопарка.
Задание 4. Соотнесите класс животных и место их размещения в зоопарке.
В каком направлении нужно идти Свете и Оле, чтобы посмотреть на представителей млекопитающих и пресмыкающихся?
Возвращаясь с домой, девочки обратили внимание на время, которое они потратили на дорогу.
Задание 5. Подсчитайте, сколько всего времени подруги были в пути, пока передвигались от одного места отдыха к другому. Сколько времени они провели в местах отдыха? Внесите числовые данные в таблицу.
№ маршрута троллейбуса | Время в пути | Место отдыха | Время отдыха |
Когда Оля и Света возвращались домой, они увидели афишу развлекательного центра “Сюрприз”.
Задание 6. Какую информацию узнали девочки из этой афиши? Какой важной информации в этой афише нет?
Итоговое задание. Заполните таблицу.
Вопрос | Ответ |
В котором часу должна выйти из дома каждая из девочек? | Оля – …..ч …..мин Света – ….ч ….мин |
Какие места отдыха вы определили для посещения подругами? Объясните свой выбор. | |
Сколько времени, по вашим подсчетам, девочки могут провести в зоопарке? | |
Какие классы животных представлены в зоопарке? | |
В каком направлении, согласно плану зоопарка, нужно двигаться Оле и Свете, чтобы увидеть млекопитающих и пресмыкающихся, если они находятся в центре зоопарка? | __________________________________________ |
Где времени подруги потратили больше: на отдых или в дороге? Докажите, представьте свои расчеты (воспользуйтесь заполненной таблицей задания №5). | |
Какая информация афиши
развлекательного центра “Сюрприз” на ваш
взгляд наиболее интересная? Какой важной информацией вы дополнили приглашение? Запишите. |
|
Определите цель проектной задачи “Выходной день” |
Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).
Поставь галочку на оценочной шкале:
1. Оцени, на сколько интересной показалась тебе проектная задача “Выходной день”
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий)
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Хотел бы ты работать ещё раз в этой же группе? (Обведи.)
- Да
- Нет
Почему? _____________________________________________