Урок объяснения нового материала
- Используется сюжет “Охрана и восстановление зубров”
- Диск “Экология. Охрана животных и растений”
- Видеосюжет используется на этапе объяснения нового материала
- Используются сюжет “Береги животных”
- Диск ““Правила поведения в природе, или Пять лесных заповедей”
- Видеосюжет используется на этапе объяснения нового материала
Цель: познакомить учащихся с влиянием человека на природу
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу, с растениями и животными Красной книги, учить правильному поведению в природе.
- Развивающие: развивать логическое мышление, память, воображение, речь
- Воспитательные: воспитывать любовь к природе, своей Родине, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды;
- приводить примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; объяснять, что такое ответственное отношение к природе.
Регулятивные:
- принимать и сохранять целевые установки урока;
- овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УДД:
- сравнивать (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу;
- использовать дополнительную литературу,
- Интернет для поиска информации в соответствии с учебным заданием.
Коммуникативные УУД:
- взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;
- формулировать выводы из изученного материала;
- осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные УДД: осознавать необходимость ответственного отношения к природе.
Оборудование:
У учителя:
- Rарточки для индивидуальных заданий, рисунки, фотографии цветов, DVD – диски СГУ ТВ: “Экология. Правила поведения в природе, или
- Пять лесных заповедей” ( сюжет “Береги растения”, “Береги Животных” ), “Экология. Охрана природы”
У учащихся: Окружающий мир, 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.; рабочая тетрадь к учебнику на печатной основе, цветные карандаши.
Используемая литература:
- Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” к УМК А. А. Плешакова (“Школа России”)
- В помощь школьному учителю. Москва “ВАКО” 2014.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Всех собрал он на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись.
Тихо сели за свой стол.
Начинаем урок окружающего мира.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Индивидуальные задания
(карточки с заданиями 3 чел.)
а) Приведи примеры экологических связей:
Живое - неживое, природа – человек.
б) Приведи примеры экологических связей:
Неживое - живое, растение – животное.
в) Подчеркните, что составляет окружающую среду лося.
Почва, река, берёза, пальма, мартышка, синица, черника, шиповник, заяц
Фронтальный опрос
- Что такое окружающая среда? (Ответы детей)
- Что изучает наука экология? (Ответы детей)
- Какие книги по экологии вы нашли? (ответы детей)
3. Самоопределение к деятельности
- Сегодня на уроке мы будем говорить об охране природы.
4. Работа по теме урока
Беседа. Природа в опасности!
- С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Все это нужно человеку. Но для этого приходится уничтожать леса.
Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом остается все меньше лесов.
Всё больше загрязняются воздух, вода. А мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека.
По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.
Природа находится в опасности. Она просит нас о помощи.
- Почему проблема охраны природы стала такой важной и необходимой?
- Если умрет природа, что будет на Земле?
- Прочитайте в учебнике на с. 29 текст “О маленьких ранах…”
- Что такое маленькая рана у природы?
- Приведите примеры таких маленьких ран, которые мы наносим природе.
- Теперь прочитаем текст на с. 29 “О ранах больших”
- Что такое большая рана?
- Приведите примеры больших ран природы.
- Почему загрязняются реки и воздух, исчезают растения и животные?
- Конечно, это связано с деятельностью человека.
- Сейчас, я расскажу вам одну историю.
Пошли дети гулять в лес и решили сделать подарок для своих мам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, но учительница рассердилась:
- Зачем ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и…
- Но почему? – чуть не плачут ребята. – Они же такие красивые.
(На доске фотографии цветов: ландыши, колокольчики, ночная фиалка, желтые купальницы)
- Почему учительница рассердилась? (Ответы детей)
- Красота губит цветы. Кто не увидит – всякий сорвёт. Оттого цветов этих стало так мало, что почти каждый пришлось взять под защиту. И правильно, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.
- О какой ране природы – большой или маленькой – я вам рассказала?
- Почему нельзя рвать полевые цветы?
- Что можно сделать, чтобы у вас в доме были полевые цветы?
- Вырастить в саду, нарисовать рисунок, сфотографировать и т.д.
- Прочитайте в учебнике на с. 30-31 о животных, которые исчезли навсегда.
- Как называются эти исчезнувшие животные?
- Назовите еще каких-либо исчезнувших животных.
- По чьей вине исчезают растения и животные?
- Расскажите, какие меры принимает человек, чтобы спасти природу.
- Прочитаем об этих мерах в учебнике на с. 31-32.
- Куда заносятся сведения о редких растениях и животных?
- Как называются охраняемые территории?
- Верно, заповедники и национальные парки.
- Что такое заповедник?
- Участок земли, вся территория которого находится под строгой охраной.
- Что охраняется в заповеднике?
- Растения, животные, почва, минеральные источники, горные породы.
- Что такое национальный парк?
- Участок земли, который находится под охраной. Но на территории национального парка есть места, предназначенные для отдыха и экскурсий.
- Существуют еще охраняемые территории, которые называются заказниками. Это участки земли, которые подлежат охране в течение только определенного времени (5-10 лет)
Запись на доске: заповедники, национальные парки, заказники.
- Что вы знаете о Красной книге?
- Полностью она называется так: “Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений: Красная книга России”.
Ее обложка красного цвета, и выбран он неслучайно. Ведь красный цвет – светофор тому пример – сигнал тревоги, опасности. Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены животные, которых на Земле осталось очень мало. Давайте будем охранять животных,
оберегать их, а если и надо, то и помогать.
Стали, к примеру, большой редкостью носороги, гориллы, орангутанги, крокодилы, тигры, леопарды… Их внесли в Красную книгу и взяли под охрану.
В Красную книгу России попали снежный барс и фламинго, дикий осел, или кулан, и беркут, джейран и белый журавль, или стерх, бухарский олень, лебеди и многие-многие другие звери и птицы.
В 1966 г. Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У неё была красная обложка, а страницы – разноцветные: черные, красные, белые, серые, желтые, зелёные.
На черных страницах рассказывается о животных и растениях, которые исчезли, на красных страницах содержится информация об исчезающих животных и растениях, на желтых – о животных и растениях, численность которых сокращается, на белых – о редких видах растений и животных, на серых – о мало изученных животных и растениях, на зелёных – о животных и растениях, которые удалось спасти.
Их спасают и обязательно спасут, как уже спасли дикого быка – зубра.
(Сюжет из фильма “Охрана и восстановление зубров”)
- Когда исчез дикий зубр?
- По чьей вине это произошло?
- Сколько зубров осталось и где?
- Как восстанавливали численность зубров? Расскажите.
Удалось спасти от верной гибели и бобра. К началу 20 века беднягу бобра из-за его ценного меха почти совсем истребили. Чудом уцелело всего несколько сотен зверьков. Но благодаря заботам человека сейчас их много тысяч.
Мы охраняем не только животных, растения, но и всю окружающую нас природу – реки, озёра, леса. Заботимся о чистоте воды – ведь нам её пить. Думаем о чистоте воздуха – ведь нам им дышать. У нас есть Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается.
Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут очень важно знать, что можно, а чего нельзя. Издали наблюдать за птичьими гнёздами – можно. А вот трогать и даже близко подходить к ним – нельзя! Наблюдать за муравейником – можно! А разрушать его - нельзя! От муравьёв для леса большая польза: они уничтожают личинок насекомых, которые вредят деревьям. Мастерить кормушки для животных – можно. А делать рогатки и всякие ловушки – нельзя!
- Посмотрите видеосюжет “Береги животных”
- Почему нельзя уносить из леса птенцов и детёнышей диких животных?
- Почему дикие животные и птицы не приспособлены жить рядом с человеком?
- Почему шансов вернуться в природу у таких животных очень мало?
- Почему нельзя ловить лягушек, ящериц и других мелких животных?
- Что произойдет, если разрушить муравейник?
- Почему нельзя ловить бабочек? Какой вред мы им наносим?
5. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради.
№1 (с.10)
- Прочитайте задание.
- Какое влияние на природу может оказывать человек?
- Приведите свои примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.
№2 (с.11)
- Прочитайте задание. Выполните его.
- Напишите, как еще называются охраняемые территории.
№4 (с. 12)
- Прочитайте задание. Разгадайте кроссворд.
6. Рефлексия
Работа в парах.
- Прочитайте первое задание в учебнике на с. 32. Выполните его.
- Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины – словом, превратить Землю в один огромный заповедник?
7. Подведение итогов урока.
- Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему?
8. Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 29-34
Индивидуальные задания:
- рабочая тетрадь: №3 (с. 11)
- приготовить сообщения о растениях и животных своего края, занесённых в Красную книгу.
Групповое задание:
- Рабочая тетрадь №1-2 (с.13)