Цель урока: сформировать понятие о значении плавания как средства укрепления здоровья.
Основные задачи:
- Начать формирование знаний о значении плавания как средства укрепления здоровья.
- Ознакомить учащихся с понятиями личная гигиена и гигиена плавания.
- Способствовать воспитанию сознательной дисциплинированности, активности, уважительного отношения друг к другу.
Место проведения: учебный класс
Необходимый инвентарь: мягкий мячик (1 шт.), карточки трех цветов (красный, оранжевый, зеленый), презентация по теме, лист бумаги.
Тип урока – комбинированный.
Этапы урока
1. Подготовительная часть.
Учащиеся достают дневники, ручку; им выдается лист бумаги. Ознакомить учащихся с темой и задачами на урок. Опрос по материалу предыдущего урока. (фронтальный. Учитель бросает мягкий мячик отвечающему ученику).
Слайд № 2
Вопрос 1: Что такое плавание как вид физических упражнений и спорта?
Ответ: плавание – это умение держаться на воде (статическое плавание) и передвигаться в нужном направлении (динамическое плавание).
Вопрос 2: Что такое статическое плавание?
Ответ: статическое плавание - держание на воде в горизонтальном положении без движения
Вопрос 3: Что такое динамическое плавание?
Ответ: динамическое плавание – передвижение по воде в горизонтальном положении с выполнением элементов техники
2. Объяснение нового материала (лекция с элементами беседы) Слайд №3 Первая подтема урока – это гигиена плавания
Слайд№4
Учитель: “Ребята, кто знает, что это за понятие гигиена!?”
(Беседа с детьми на тему гигиены)
Это понятие сформировалось еще в древние века и пошло от имени богини Гигиеи, которая изображалась сидя на камне и кормящей змею из чаши. Она символизировала принцип здоровья во всех сферах человеческой деятельности.
Слайд №5
Давайте с Вами закрепим, что входит в понятие личная гигиена:
- режим дня;
- чередование труда, отдыха и спорта;
- чистота (уход за кожей, уход за волосами, гигиена полости рта, правильное питание).
Учитель: “Как Вы думаете, существует ли гигиена воды?”
Понятие гигиена воды также имеет место быть. Для того чтобы занятия в бассейне были комфортными и полезными для здоровья, в нем проводится комплекс мероприятий по подготовке воды и уходу за ней.
Слайд №6
А именно:
- подогрев воды (Необходим для поддержания комфортной температуры в чаше бассейна. Температура воды в бассейне составляет 25-28 °С);
- обеспечение рециркуляции воды (Необходима для равномерного перемешивания воды во всех частях бассейна.);
- обеззараживание воды (Уничтожение биологически активных загрязнителей и продуктов жизнедеятельности (микроорганизмы, водоросли, бактерии, вирусы, потожировые выделения);
- механическая очистка воды (Очистка воды от таких загрязнителей как мусор, пыль, песок, отмершие микроорганизм. Осуществляется с помощью специальных фильтров (песочных, мембранных, угольных).
Слайд №7
Остановимся на обеззараживании воды. Этот процесс в нашем бассейне осуществляется комплексно или комбинированным методом. А именно у нас добавляют хлор, а так же применяют ультрафиолет. В некоторых бассейнах применяются отдельно реагентные или безреагентные методы.
Итак, воду в бассейне очищают от механических включений, неорганических и органических примесей.
Слайд №8
Теперь давайте обсудим значение плавания для укрепления здоровья.
Плавание относят к одному из лучших видов физической активности. Во-первых, плавание в бассейне, является одним из самых безопасных и полезных видов физических нагрузок. Во-вторых, плавание подходит для людей разного возраста. В-третьих, плавание помогает людям приблизиться к природе, ведь мы на 85 % состоим из воды, а человеческий плод развивается так же в водной среде.
Слайд №9
Плавание оказывает мощный оздоровительный эффект на
- иммунную систему
Плавание - эффективное средство закаливания. Оно повышает устойчивость к воздействию низких температур, и следовательно делает организм менее восприимчивым к простудным заболеваниям. В результате изменения состава крови при занятиях плаванием повышаются защитные свойства иммунной системы, что увеличивает сопротивляемость инфекциям.
Слайд №10
- опорно-двигательную систему
В воде происходит полная проработка всех мышц, независимо от выбранного стиля плавания. Равномерная работа мышц всего тела способствует формированию гармоничной фигуры.
Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, это увеличивает их работоспособность и силу. Плавание требует координации всех двигающихся мышц. При этом вода создает большее сопротивление, чем воздух, значит, чтобы плыть, нам приходится напрягаться сильнее. Поэтому в результате плавания формируются более сильные и эластичные мышцы. В тоже время во время плавания тело поддерживается водой так, что не возникает чрезмерной нагрузки ни на одну группу мышц или суставов.
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, он правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.
Плавание помогает суставам оставаться гибкими, особенно в шее, плечах и бедрах.
Слайд №11
- дыхательную систему
Плавание способствует повышению силы дыхательных мышц и увеличению их тонуса, способствует увеличению жизненного объема легких и усиливает их вентиляцию.
Дыхание пловца согласовано с движениями его конечностей. Один цикл движений руками как правило выполняется за один вдох и выдох. Так как при плавании тратится много энергии, потребность в кислороде растет. Именно поэтому пловец стремится максимально полно использовать каждый вдох. Более полному выдоху способствует давление воды на грудную клетку, оно же способствует развитию мышц, расширяющих грудную клетку.
В итоге занятий плаванием увеличивается жизненная емкость легких и повышаются функциональные возможности дыхательной системы, увеличивается количество и эластичность альвеол.
Слайд №12
- сердечно-сосудистую систему
Плавание способствует усилению деятельности сердечно-сосудистой системы, но при этом работа сердца протекает в благоприятных условиях. Давление воды облегчает отток крови от периферии к сердцу. Поэтому занятия плаванием показаны даже людям с ослабленным сердцем.
Плавание способствует изменению состава крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови (эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина). Это наблюдается даже после однократного пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия плаванием состав крови фактически достигает нормального уровня.
Слайд № 13
И наконец, плавание оказывает оздоровительный эффект на:
- нервную систему
Занятия плаванием способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности.
Плавание тонизирует нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения, улучшает кровоснабжение мозга.
Приятные ассоциации, связанные с плаванием, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона. Плавание помогает избавиться от водобоязни, снимает утомление, помогает при нервном перенапряжении, поднимает настроение. улучшает сон, внимание и память.
Регулярные занятия плаванием дисциплинируют и повышают волевые качества.
3. Обобщение и закрепление
По ходу урока учащиеся составляют таблицу – “Значение плавания на физиологические системы организма”
Система организма | Влияние плавания |
Иммунная система | |
Нервная система | |
Сердечно-сосудистая система | |
Дыхательная система | |
Опорно-двигательная система |
4. Выводы
Подводя итог выше сказанному, мы можем сделать вывод, что плавание - прекрасный и очень полезный для здоровья вид физической активности.
5. Домашнее задание
Слайд №14
Написать рассуждение на тему: “Что для меня значит плавание”
6. Итог
Оценить урок:
- если урок для Вас был полезен и интересен, покажите/нарисуйте зеленый прямоугольник
- если урок показался Вам скучным и неинтересным, покажите/нарисуйте красный прямоугольник
- если урок был не плох, покажите/нарисуйте оранжевый прямоугольника