В раннем возрасте возможно интенсивное физическое, речевое, сенсорное развитие малышей. Однако, чтобы эти возможности реализовались, взрослым необходимо специально заниматься развитием ребенка. В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно.
Все предлагаемые игры направлены на решение одной из этих задач. Ранний возраст – период, благоприятный для общего психического и физического развития ребенка, именно в этом возрасте зарождается личность человека.
Игра – это не просто забава, а очень важный вид деятельности маленького человека. В игре ребенок может все: скакать на лошадке, прокатиться на поезде, взлететь в небо на самолете и т.д. “Только понарошку”, - подумаем мы. Но для ребенка в каждой игре, пусть в течение короткого времени, существует реальный мир, в котором он живет и действует.
Большинство подвижных игр и упражнений разнообразны по содержанию и, по существу, охватывают все виды естественных движений, свойственных ребенку.
В подвижных играх дети не только учатся правильно двигаться, но и уточняют знания об окружающей жизни, свойствах предметов, знакомятся с новыми словами и учатся произносить их.
В подвижных играх развивается память, внимание, воображение. Малыши учатся ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями сверстников. Они приобретают опыт общения со взрослыми и детьми.
Роль подвижных игр в развитии детей раннего возраста
Первые годы жизни ребенка – самый очаровательный период. Малыш многому учится, начинает говорить, задавать вопросы, наблюдает за окружающим и очень трогательно им подражает. В раннем дошкольном возрасте большую часть времени ребенок занимается предметной деятельностью, но и с удовольствием участвует в подвижных играх и игровых упражнениях двигательного характера.
Подвижная игра – доступная и увлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. В играх привычное становится необычным, новое и сложное – хорошо освоенным. Играя, ребенок упражняется в различных действиях, с помощью взрослого овладевает новыми и более сложными способами их выполнения.
В сюжетных подвижных играх дети очень непосредственны. Перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь образностью движений, они учатся подражать повадкам медведя, птичек и др.
Подвижная игра как игровая форма двигательной активности обладает определенной спецификой. Игровые действия, обусловленные сюжетом и правилами, способствуют осознанному достижению цели условного замысла. Кроме того, подвижная игра требует от ребенка точного выполнения правил, быстрой реакции на сигналы и на изменение игровой ситуации. Сюжеты, правила и организация игр несложны, они допускают выполнение заданий в соответствии с возможностями и желаниями каждого ребенка.
Дети раннего возраста играют не вместе, а рядом. Главное назначение подвижной игры – вовлечение детей в совместную активную деятельность, доставляющую им “мышечную радость” и вызывающую эмоциональный подъем. Подвижные игры, как правило, коллективные, поэтому дети учатся согласовывать свои действия с действиями других играющих.
Игра и двигательная активность являются необходимым условием полноценного, гармоничного развития ребенка. Играя и двигаясь, дети становятся физически более крепкими, сообразительными, уверенными и самостоятельными.
Многократное повторение игровых действий требует внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Подвижная игра – важный источник детского творчества. Игры способствуют развитию фантазии, будят инициативу.
Подвижные игры являются основой жизнедеятельности детей, входят в общую структуру режима дня как самостоятельная часть двигательной и других видов детской деятельности.
Своевременно и грамотно организованная подвижная игра – главное условие успешного развития и воспитания маленьких детей.
Игры и упражнения для детей второго года жизни
Принеси игрушку
1. Ребенок идет к названной игрушке.
2. Ребенок идет самостоятельно и называет игрушку.
3. Дети идут подгруппой, берут игрушки и выполняют с ними действия по слову воспитателя.
4. Ползут за игрушкой и несут воспитателю.
5. Бегут за игрушкой и несут ее воспитателю.
6. Идут за игрушкой, перешагивая лежащие на полу палочки.
7. Подлезают под цветной шнур и берут игрушки.
Перешагни палку
1. Дети, переступая палку, идут к игрушке.
2. Доползают до палок и идут к игрушке, перешагивая их.
3. Перешагивают палочки и влезают на ящик, спускаются с него и берут игрушку.
Спрячем игрушку
1. Дети рассматривают игрушку, воспитатель прячет ее, ребята ищут.
2. Воспитатель прячет два контрастных по цвету предмета. Кто их ил ходит - относит на цветочки-ориентиры.
3. Воспитатель прячет два разных по размеру мяча. Кто находит большой мяч - катит его в большие ворота, маленький - в маленькие ворота.
Идите (бегите) ко мне
1. Дети встают со стульчиков и идут к воспитателю.
2. Подлезают под шнур и идут к воспитателю.
3. Бросают мяч и идут к воспитателю.
Скати с горки
1. Дети скатывают мячи с горки и догоняют их.
2. Скатывают шары с горки и догоняют их.
3. Скатывают шары, мячи (по выбору) с горки и ползут за ними.
Кольца на палочке
1. Дети собирают раскладные кольца в корзинки по цвету.
2. Ползут за раскиданными кольцами.
3. Идут за ними, перешагнув через шнур.
Игры и упражнения для детей третьего года жизни
Поезд
1. Воспитатель ведет паровоз, дети идут за воспитателем, держась за одежду товарища, стоящего впереди.
2. На “остановках” дети “собирают грибы, ягоды” (приседают, наклоняются).
3. Вводится бег между “рельсами” (начертить их мелом), дети уже держатся за одежду друг друга.
4. Вводится ходьба по мостику (он строится из кирпичиков: роль паровозика выполняет ребенок).
5. На остановках (“лес”, “лужок” ...) воспитатель проводит с детьми хороводы с пением.
Целься вернее
1. Дети бросают мяч от плеча (расстояние от цели до детей 1,5 м).
2. Бросают мяч в корзину (расстояние 2 м) и бегут за ним.
3. Бросают мешочек с песком.
4. Бросают мешочек и ползут за ним на четвереньках.
5. Катят шары к корзине.
6. Бросают цветные мячи и называют их цвета.
Зайка беленький сидит
Дети (зайцы) сидят в кругах, нарисованных мелом или краской на полу,затем выпрыгивают из них.
То же с обручами.
То же со скамейкой (высота 10-15 см).
Доползи до погремушки
1. Дети ползут до погремушки на животе.
2. Ползут на четвереньках, а потом бегут к стульчикам с погремушкой.
3. Дети ползут под дугу, а затем идут по дорожке.
4. Ползут между кеглями, а затем бегут обратно.
5. Ползут между шнурами, а обратно идут по скамейке.
6. Ползут по дорожке, а затем переступают через 2-3 палки, приподнятые на 10 см, расположенные друг от друга на расстоянии 40 см.
К куклам в гости
1. Дети идут к куклам (они на стульчиках на противоположной стороне) и выполняют с ними движения по показу взрослого: кружатся, приседают, топают ногами.
2. Дети идут к мишкам, зайцам и выполняют движения по слову взрослого, возвращаются к воспитателю, подлезая под дуги (4 шт.).
3. Девочки идут к куклам, мальчики - к мишкам, зайцам и выполняют любые движения.
4. Ползут к куклам, играют, обратно идут, перешагивая через 3-4 палки.
Где звонит 1. Дети ищут, где звенел колокольчик.
2. Ищут, где звенела погремушка, находят много погремушек, играют ими, бегут к воспитателю. 3. Дети бегут к бубну (его видно), обратно возвращаются, подлезая под рейку.
Через ручеек
1. Дети идут через речку по мостику-доске (длина 2 м, ширина 30 см).
2. Ползут по дорожке, бегут по мостику из кирпичиков, собирают предметы определенного цвета в корзинки соответствующего цвета, возвращаются, подлезая под рейку высотой 60 см.
3. Перепрыгивают “ручеек” из шнура, а на “лугу” играют с мячами - прокатывают их друг другу.
Таким образом, своевременно и грамотно организованная подвижная игра является необходимым условием полноценного, гармоничного развития ребенка. Играя и двигаясь, дети становятся физически более крепкими, сообразительными, уверенными и самостоятельными.