Цель: расширение знаний детей об осени.
Задачи:
1. Коррекционно-развивающие:
- развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- развитие речевого дыхания;
- развитие мелкой моторики кистей рук;
- развитие общей моторики, умение согласовывать речь с движением.
2. Образовательные:
- уточнить и расширить словарь по теме “Осень”;
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- прививать любовь к природе.
Материал:
- презентация;
- мячик;
- осенние листья;
Предметный словарь:
- осень, лес, листья, листопад, деревья, береза, рябина, осина, клен, трава, дождь, солнце, ветер, погода.
Словарь признаков:
- желтые, красные, оранжевые, разноцветные, частые, серое, хмурое, пасмурное, холодный, и т.д.)
Глагольный словарь:
- желтеют, краснеют, опадают, высыхает, идут, светит, улетают, кружатся, ложатся, шуршат, шелестят, впадают, меняют, одевают.
1. Организационный момент.
Логопед: “Здравствуйте, ребята.
Отгадайте загадку:
Листья опадают, птицы улетают. Дождик поливает, когда это бывает? (осенью)
2. Изучение нового материала. Сообщение темы занятия.
Логопед: “Правильно ребята, это – Осень. Послушайте рассказ об этом времени года. (Слайд №1)
Рассказ об Осени
Осень приходит после лета. Осень бывает ранней и поздней. Раннюю осень называют “золотой” - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. (Слайды № 2, 3) Воздух прохладный, прозрачный. Стоят погожие солнечные деньки, но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. (Слайды № 4, 5) Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. (Слайды № 6, 7) Листья жёлтые, красные, коричневые опадают с деревьев на землю. (Слайды № 8,9) Золотой ковёр из листьев шуршит под ногами. (Слайды № 10, 11, 12) В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки. (Слайд № 13) Позднюю осень называют “серебряной”. Лужи затягивает первый тонкий ледок. (Слайд № 14) Исчезают насекомые, птицы улетают в тёплые края. (Слайды № 15, 16, 17) Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют норы, меняют летние шубки на зимние. (Слайды № 18, 19, 20, 21) Люди надевают куртки, плащи, сапоги, потому что на улице прохладно и сыро. (Слайды № 22, 23, 24, 25) Осенью поспевает урожай овощей и фруктов. (Слайды № 26, 27) В лесу осенью много грибов. (Слайд № 28) Мы можем посолить грибочки, огурчики, помидорчики. А из спелых фруктов сварим вкусное ароматное варенье. (Слайды № 29, 30)
3. Дыхательное упражнение “Листопад”.
Логопед: “Давайте, покажем, как ветер сдувает листочки”.
Дети кладут листочки на ладошки и сдувают их. Делают глубокий вдох носом, выдох ртом.
Логопед: “Скажите, что делали листочки, когда мы на них дули?” (ответы детей)
4. Пальчиковая гимнастика “Осенние листья”.
Логопед: “Дети, приготовьте свои ручки, сделаем зарядку для пальчиков.
1, 2, 3, 4, 5 – (загибают пальчики)
Будем листья собирать: (сжимают, разжимают кулачки)
Листья березы, листья осины, (загибают пальчики по одному)
Листики тополя, листья рябины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем” (показываем букет) (Слайд № 32)
5. Закрепление изученного материала.
Логопед: “Послушайте стих про осень”
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С кленов полетели,
Закружился листьев
Пестрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лед.
Логопед: “Дети, отгадайте загадки.
Вот он деревце качает,
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает,
И кружит его, кружит. (Ветер) (Слайд № 33)По небу ходила,
Солнышко закрыла,
Только солнце спряталось,
И она расплакалась. (Туча) (Слайд № 34)Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора.
Громко ветер завывает,
Когда это бывает? (Осенью)” (Слайд № 35)
6. Динамическая пауза “Дождик”.
Логопед: Давайте поиграем с вами в игру “Дождик”
“Капля раз, капля два, (прыжок на одной ноге, потом на другой)
Очень медленно сперва. (медленно бегут на носках по кругу)
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом. (быстро бегут в разные стороны)
Мы зонты свои раскрыли, (разводят руки в стороны)
От дождя себя укрыли” (руки полукругом над головой)
Логопед: “Какие подарки приносит осень? Что появляется в лесу после дождя? (ягоды, грибы)
7. Контроль знаний и умений.
Игра “Скажи со словом “осенний””.
Логопед: “Ребята, у меня есть мячик. Давайте с ним поиграем. Вы будете к заданному слову добавлять слово “осенний” и передавать друг другу мячик. Солнце какое?- осеннее и т.д. (дождь, погода, лес, дерево, трава, сапоги, одежда, день, праздник, сад)”
Игра “Назови ласково”.
Логопед: “Осень бывает не только холодной и ненастной, но и нарядной, праздничной. Она очень любит, когда её хвалят”.
Солнце-солнышко... (дерево, туча, облако, лист, ветер, дождь, трава, береза, рябина)”.
8. Динамическая пауза “Листопад”
Листопад, листопад, (в руке листья, взмах руками поочередно)
Листья желтые летят, (обеими руками)
Под ногами шелестят, (приседают)
И летят, летят, летят... (бросают листья на пол)
9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Выставляется картина с изображением осеннего леса.
Логопед: “Мне очень хочется
послушать, что вы узнали про осень”.
Какая бывает осень? (ранняя и поздняя)
До свидания!