Фронтальное логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста по теме «Осень»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: расширение знаний детей об осени.

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • развитие речевого дыхания;
  • развитие мелкой моторики кистей рук;
  • развитие общей моторики, умение согласовывать речь с движением.

2. Образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме “Осень”;

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • прививать любовь к природе.

Материал:

  • презентация;
  • мячик;
  • осенние листья;

Предметный словарь:

  • осень, лес, листья, листопад, деревья, береза, рябина, осина, клен, трава, дождь, солнце, ветер, погода.

Словарь признаков:

  • желтые, красные, оранжевые, разноцветные, частые, серое, хмурое, пасмурное, холодный, и т.д.)

Глагольный словарь:

  • желтеют, краснеют, опадают, высыхает, идут, светит, улетают, кружатся, ложатся, шуршат, шелестят, впадают, меняют, одевают.

1. Организационный момент.

Логопед: “Здравствуйте, ребята.

Отгадайте загадку:

Листья опадают, птицы улетают. Дождик поливает, когда это бывает? (осенью)

2. Изучение нового материала. Сообщение темы занятия.

Логопед“Правильно ребята, это – Осень. Послушайте рассказ об этом времени года. (Слайд №1)

Рассказ об Осени

Осень приходит после лета. Осень бывает ранней и поздней. Раннюю осень называют “золотой” - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. (Слайды № 2, 3) Воздух прохладный, прозрачный. Стоят погожие солнечные деньки, но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. (Слайды № 4, 5) Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. (Слайды № 6, 7) Листья жёлтые, красные, коричневые опадают с деревьев на землю. (Слайды № 8,9) Золотой ковёр из листьев шуршит под ногами. (Слайды № 10, 11, 12) В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки. (Слайд № 13) Позднюю осень называют “серебряной”. Лужи затягивает первый тонкий ледок. (Слайд № 14) Исчезают насекомые, птицы улетают в тёплые края. (Слайды № 15, 16, 17) Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют норы, меняют летние шубки на зимние. (Слайды № 18, 19, 20, 21) Люди надевают куртки, плащи, сапоги, потому что на улице прохладно и сыро. (Слайды № 22, 23, 24, 25) Осенью поспевает урожай овощей и фруктов. (Слайды № 26, 27) В лесу осенью много грибов. (Слайд № 28) Мы можем посолить грибочки, огурчики, помидорчики. А из спелых фруктов сварим вкусное ароматное варенье. (Слайды № 29, 30)

3. Дыхательное упражнение “Листопад”.

Логопед“Давайте, покажем, как ветер сдувает листочки”.

Дети кладут листочки на ладошки и сдувают их. Делают глубокий вдох носом, выдох ртом.

Логопед“Скажите, что делали листочки, когда мы на них дули?” (ответы детей)

4. Пальчиковая гимнастика “Осенние листья”.

Логопед“Дети, приготовьте свои ручки, сделаем зарядку для пальчиков.

1, 2, 3, 4, 5 – (загибают пальчики)

Будем листья собирать: (сжимают, разжимают кулачки)
Листья березы, листья осины, (загибают пальчики по одному)
Листики тополя, листья рябины, 
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем” (показываем букет) (Слайд № 32)

5. Закрепление изученного материала.

Логопед: “Послушайте стих про осень”

Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С кленов полетели,
Закружился листьев
Пестрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лед.
Логопед: “Дети, отгадайте загадки.

Вот он деревце качает,
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает,
И кружит его, кружит.
(Ветер) (Слайд № 33)

По небу ходила,
Солнышко закрыла,
Только солнце спряталось,
И она расплакалась.
(Туча) (Слайд № 34)

Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора.
Громко ветер завывает, 
Когда это бывает?
(Осенью)” (Слайд № 35)

6. Динамическая пауза “Дождик”.

Логопед: Давайте поиграем с вами в игру “Дождик”

“Капля раз, капля два, (прыжок на одной ноге, потом на другой)
Очень медленно сперва. (медленно бегут на носках по кругу)
А потом, потом, потом, 
Все бегом, бегом, бегом. (быстро бегут в разные стороны)
Мы зонты свои раскрыли, (разводят руки в стороны)
От дождя себя укрыли”  (руки полукругом над головой)

Логопед“Какие подарки приносит осень? Что появляется в лесу после дождя? (ягоды, грибы)

7. Контроль знаний и умений.

Игра “Скажи со словом “осенний””.

Логопед“Ребята, у меня есть мячик. Давайте с ним поиграем. Вы будете к заданному слову добавлять слово “осенний” и передавать друг другу мячик. Солнце какое?- осеннее и т.д. (дождь, погода, лес, дерево, трава, сапоги, одежда, день, праздник, сад)”

Игра “Назови ласково”.

Логопед: “Осень бывает не только холодной и ненастной, но и нарядной, праздничной. Она очень любит, когда её хвалят”.

Солнце-солнышко... (дерево, туча, облако, лист, ветер, дождь, трава, береза, рябина)”.

8. Динамическая пауза “Листопад”

Листопад, листопад, (в руке листья, взмах руками поочередно)
Листья желтые летят, (обеими руками)
Под ногами шелестят, (приседают)
И летят, летят, летят... (бросают листья на пол)

9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Выставляется картина с изображением осеннего леса.

Логопед“Мне очень хочется послушать, что вы узнали про осень”.

  • Какая бывает осень? (ранняя и поздняя)
  • Как меняется погода осенью? (Часто идут дожди, становится холоднее, дует холодный ветер)
  • Что делают осенью дикие животные в лесу? (Готовятся к зиме: делают запасы на зиму, некоторые животные меняют шубку)
  • Как люди одеваются осенью? (Люди одеваются теплее)
  • Что происходит с листьями на деревьях? (Листья меняют цвет и начинают опадать)
  • Молодцы, дети. Вот и подошло к концу наше занятие.
  • Вам оно понравилось? (Ответы детей)

До свидания!