ТИП УРОКА: изучение нового материала
ЦЕЛЬ: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с получением и написанием числа 10
ЗАДАЧИ:
1. Организовать работу по формированию умений правильно соотносить цифру и число 10;
2. В ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 10;
3. В ходе практической работы и наблюдений научить писать число 10.
4. Развивать психические процессы: аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение наблюдать, делать выводы.
5. Воспитывать интерес к математике, умение сотрудничать с одноклассниками.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- УЧЕБНИК “Математика” 1 кл. Моро, рабочая тетрадь к учебнику,
- карточки с заданием для работы в парах,
- карточки и веры с цифрами
- мультимедийная презентация к уроку.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Приветствие.
Математическая зарядка.(с движениями)
“Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Можно всё пересчитать,
Начертить, измерить, взвесить”.
- В каких профессиях людям нужна математика?
2. Постановка темы и целей урока.
- Сосчитайте, сколько букв в слове МАТЕМАТИКА, посмотрите на таблички справа и слева от доски.
- Попробуйте определить тему нашего урока.
ТЕМА: ЧИСЛО___
- Определите цели урока.
ЦЕЛИ:
- познакомиться с числом_____
- научиться писать_____
- узнать состав________
3. Разработка структуры урока.
- Перед вами этапы нашего урока. Расположите их в нужном порядке, “сконструируйте урок” в домик.
(дети называют этапы урока по порядку, учитель складывает в домик)
Урок
- ИТОГ УРОКА
- СОСТАВ ЧИСЛА
- УЧУСЬ ПИСАТЬ
- ЗНАКОМСТВО С ЧИСЛОМ
- УСТНЫЙ СЧЁТ
- РАЗМИНКА
4. Индивидуальная работа (к доске приглашаются 3 желающих учеников)
1 задание (вставь) | 2 задание(сравни) | 3 задание(реши) |
4-()=2 | 5_7 | 2+3-1-2+1-2+5= |
7+()=8 | 8_9 | |
5+()=6 | 3_4-2 | |
3()()=5 | 8_6+1 | |
9()()=8 | 9-1_8+1 |
5. Разминка (Фронтальные вопросы.)
1. Назовите 3-ий день недели.
2. Какой месяц идёт после октября?
3. Какие страницы в книге находятся между 5 и 8?
4. Как называется часть прямой, ограниченная с двух сторон?
5. Как по-другому назвать замкнутую ломаную, состоящую из 3-ёх звеньев и 3-ёх вершин?
6. Расшифруйте записи: А+А=6, Б+Б=8
7. * Миша, Саша и Петя живут в трёхэтажном доме на разных этажах: на 1, на 2, на 3. Миша живёт не на 1 и не на 3 этаже, Саша живёт не на 3. На каком этаже живёт Петя? (в помощь рисунок на доске и магнитные буквы)
Проверка индивидуальной работы у доски. Оценивание работы детьми.
- Как называются выражения, записанные в столбике слева? А справа?(равенства, неравенства)
6. Устный счёт.(работа с веерами и “живые числа”)
Покажите число, выйдите к доске.
- Число, следующее за числом 8
- Число, которое больше 6 на 1.
- Число, которое состоит из 3-ёх и 3-ёх.
- Число, которое получится, если из 5 вычесть 2.
- Число, которое получится, если 7 увеличить на 1
- Число, предыдущее 5
- Число, стоящее при счёте между числами 1 и 3.
9, 7, 6, 3, 8, 4, 2
- Что можно сказать о числах, которые мы получили? (они однозначные)
- Какое задание можно с ними выполнить? (поставить по порядку)
- Встаньте в порядке возрастания. Получили ли мы натуральный ряд чисел?
- Выйдите все остальные числа и встаньте по порядку.
- Ребята, назовите среди них наименьшее. Наибольшее.
- Какое число при счёте будет следующим? (учитель с карточкой числа встаёт рядом) Это число необычное.
- Как получить это число от предыдущего? (к 9 прибавить 1)
7. Изучение нового материала. Знакомство с числом.
Работа в учебнике. С 60.
- Рассмотрите рисунок.
- Сколько цыплят освободилось от скорлупы полностью? (9)
- Сколько цыплят ещё только освобождается от скорлупы? (1)
- Сколько всего цыплят? (10)
- Как получили число10? (10 –это 9 да 1)
- Как это записано? Прочитайте. (9+1=10)
- Больше или меньше стало цыплят? На сколько больше? (на 1)
- Сравните числа 10 и 9. Прочитайте запись ниже.(10>9)
- Рассмотрите рисунок ниже. Сколько всего членов команды корабля нарисовано? (10)
- Один из них капитан, остальные матросы. Как найти количество матросов? (10-1=9)
- Сравните 9 и 10 (9<10)
- Подумайте, чем же необычно написание числа 10? Оно состоит из двух цифр, оно двузначное)
Показ слайда 1 (замок числовой)
Наши ребята приготовили небольшую сценку про это число. Инсценировка.
“Единица и ноль”.
8. Запись числа (показ сайда 2)
- Как же получить число 10 в натуральном ряду чисел? (к 9 прибавить 1)
Показ слайда 3.
9. Физкультминутка
“10 дружных братьев гуляли по двору,
10 дружных братьев затеяли игру:
Делали головками: ник, ник, ник.
Пальчиками ловкими: чик, чик, чик.
Хлопали ладошками: хлоп, хлоп, хлоп.
Топотали ножками: топ, топ, топ.”
10. Опора на жизненную ситуацию.
- Где в нашей жизни мы встречаем число 10? (10 яиц, 10 пальцев, 10 пуговиц, 10 таблеток и т.д.)
“Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты. Десяток - основа десятичной системы счисления.”
-“Он не трусливого десятка” - говорят про смелого небоязливого человека.
“Прыгает с пятого на десятое” - говорят про человека непоследовательного, который пропускает много при рассказе, сообщении.
Показ слайда 4.(юбилей - 10лет)
11. Знакомство с составом числа 10. Практическая работа в паре.
(на парте карточка и счётные палочки)
- Задание: в паре с помощью счётных палочек рассмотрите состав числа 10 и сделайте нужные записи в карточку.
Рекомендация к работе в паре: один ученик раскладывает и считает палочки, второй считает и делает записи.
Взаимопроверка.
Показ слайда 5 (домик- состав числа)
Повторное чтение хором.
12. Физкультминутка на внимание: Небо, суша, море.
13. Закрепление.
Показ слайда 6 (Ягоды)
Задание по осознанию состава числа 10.
- Уберите “лишнюю” ягодку, так чтобы оставшиеся числа составляли вместе число10.
Дети по очереди выходят к доске и выполняют работу.
14. Итог урока.
- Чему мы учились сегодня на уроке?
-Чем необычно число 10?
- Какие ещё двузначные числа вы знаете?
15. Рефлексия.
Раскрасьте фонарики на домике цветом, который вам сегодня на уроке подходит.