Представление чисел в памяти компьютера. 10-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: изучить представление чисел в памяти компьютера.

Задачи урока:

обучающие

  • повторить основные понятия систем счисления;
  • познакомить с основными типами числовых величин, которые могут храниться в памяти компьютера;
  • сформировать представление у учащихся о форме представления чисел в памяти компьютера;
  • познакомить с представлением числовых величин в памяти компьютера;
  • научить записывать представление чисел в n-разрядном двоичном виде;
  • познакомить с алгоритмом алгебраического сложения двоичных чисел в памяти компьютера.

развивающие

  • развивать познавательную активность и интерес к предмету;
  • обучать приемам запоминания;
  • развивать алгоритмическое мышление;
  • развивать умение применять теоретические знания на практике.

воспитательные

  • воспитывать информационную культуру;
  • воспитывать объективное отношение к результатам работы – критичность, способность адекватно оценивать ситуацию;
  • воспитывать культуру общения, умение работать в группе.

Планируемые результаты:

предметные

учащиеся должны знать

  • что такое “двоичный код числа”;
  • что такое “прямой”, “обратный” и “дополнительный” коды в памяти компьютера;
  • алгоритм алгебраического сложения n-разрядных двоичных чисел.

учащиеся должны уметь

  • записывать “прямой”, “обратный” и “дополнительный” n-разрядные двоичные коды в памяти компьютера;
  • применять алгоритм алгебраического сложения n-разрядных двоичных чисел для решения задач.

метапредметные

регулятивные УУД

  • выбор путей достижения целей;
  • оценка результатов собственной деятельности;

познавательные УУД

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

коммуникативные УУД

  • умение анализировать и согласовывать свои действия;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Оборудование:

  • комплекс мультимедиа (ПК, проектор);
  • презентация к уроку (Презентация);

Программное обеспечение:

  • Операционная система MS Windows;
  • Пакет офисных программ MS Office.

Структура урока:

  1. Организационный этап (1 мин).
  2. Актуализация знаний (5 мин).
  3. Постановка цели и задач урока (3 мин).
  4. Первичное усвоение новых знаний (15 мин).
  5. Физкультминутка (1 мин).
  6. Первичная проверка понимания (3 мин).
  7. Первичное закрепление (5 мин).
  8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (10 мин).
  9. Итог урока. Рефлексия (2 мин).

Ход урока

I Организационный этап.

В начале урока учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку.

II Актуализация знаний.

Повторение понятий (фронтальный опрос учащихся) (Презентация, слайд 2):

  1. Что такое системы счисления?
  2. Что такое основание системы счисления?
  3. Какие системы счисления используются в ПК?
  4. Какой алфавит и основание имеет двоичная система счисления?
  5. Какой алфавит и основание имеет десятичная система счисления?
  6. Как перевести число из двоичной системы счисления в десятичную?
  7. Как перевести число из десятичной системы счисления в двоичную?
  8. Каковы правила сложения двоичных чисел.

III Постановка цели и задач урока.

Учащимся предлагается ответить на вопрос: “Как числа, записанные в различных системах счисления, хранятся и обрабатываются в памяти компьютера?” (Презентация, слайд 3)

Учитель:

“Сегодня на уроке мы ответим на вопросы:

  1. Каковы главные правила представления данных в компьютере?
  2. Как в памяти компьютера хранятся целые и вещественные числа?

Как в памяти компьютера выполняются алгебраические действия с двоичными числами?”

IV Первичное усвоение новых знаний.

Изложение учителем нового материала с демонстрацией презентации.

Главные правила представления данных в компьютере. (Презентация, слайды 4-8)

  • Правило 1. Данные программы) в памяти компьютера хранятся в двоичном виде, т. е. в виде цепочек единиц и нулей.
  • Правило 2. Представление данных в компьютере дискретно.
  • Правило 3. Множество представимых в памяти компьютера величин ограничено и конечно.
  • Правило 4. В памяти компьютера числа хранятся в двоичной системе счисления.

Типы числовых величин

Целые (формат с фиксированной запятой)

Вещественные (формат с плавающей запятой)

  • Представление в памяти компьютера целых чисел без знака и со знаком.
  • Представление в памяти компьютера вещественных чисел.

V Физкультминутка.

Учитель предлагает учащимся выполнить несложные физические упражнения под ритмичную музыку.

VI Первичная проверка понимания.

Учитель задает вопросы учащимся:

  1. Какие типы величин хранятся в памяти компьютера?
  2. Как записываются в памяти компьютера целые числа без знака? со знаком?
  3. Как записываются в памяти компьютера вещественные числа?

Учитель отвечает на вопросы учащихся (если они есть).

VII Первичное закрепление.

Учащиеся выполняют задания № 9 и №10 на странице 204 учебника.

VIII Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой. (Приложение 1).

Учитель проверяет выполнение самостоятельной работы, выставляет оценки.

IX Итог урока. Рефлексия.

Ученики высказывают свое мнение о прошедшем уроке.

Домашнее задание (Презентация, слайд 21).

Литература

  1. Учебник “Информатика и ИКТ” для 10 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 - 2014.
  2. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012 - 2014.
  3. Сборник дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе [электронный ресурс] / Овчинникова Г.Н., Перескокова О.И., Ромашкина Т.В., Семакин И.Г. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/semakin_did.pdf