Животный мир Волгоградской области

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить обучающихся с животным миром Волгоградской области, учить наблюдать, рассуждать, делать выводы, познакомить с новыми словами - млекопитающие, пресмыкающиеся и объяснить их значение.
  • развивать навыки речевой культуры, познавательный интерес, формировать потребности познавать природу своего края,
  • воспитывать гуманное отношение к животным, умение работать в коллективе, дружбу и взаимопомощь, формировать навыки работать в группе.

Средства обучения: экран, компьютер, проектор, презентационное сопровождение урока, карточки с заданиями для групп.

Метод обучения: словесный, наглядный, викторина, загадки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Учитель.

Прозвенел звонок,
И собрал всех в срок.
Вам опаздывать нельзя -
Тема важная, друзья.
Быть юным краеведом всегда интересно:
Новое узнать, совет получить - это полезно!
И вот вам первый совет!
Звезды и рыбы, вольные птицы, -
Все, чем богата планета Земля,
Все что живет или только родится, -
Это все наша большая семья.
Сын беспокойный прошедшего века
В тайны природы проник глубоко,
Кроме тебя защищать ее некому,
А бессердечно поранить легко.
М. Ицков.

2. Проверка знаний.

Показ слайдов с растениями степи и леса.

Учитель. Назовите растения, которые растут в лесу нашего края, а какие в степи?

Работа в группах. Дети делятся на 4 группы.

Задание для всех: ответить на вопросы викторины.

Вопросы для первой группы.

  1. Что можно определить по кольцам в стволе дерева? Возраст.
  2. Что защищает внутреннюю часть дерева?
  3. Из цветков какого лиственного дерева пчелы приготавливают самый вкусный мед? Липа.
  4. Вокруг города надо сажать больше деревьев. Для чего?
    - для красоты
    - чтобы селились птицы и животные
    - для очищения воздуха

Вопросы для второй группы.

  1. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? Клен.
  2. Листья каких деревьев осенью становятся красными? Листья рябины, осины, клена.
  3. Из семян этого дерева можно получить муку или крупу. Можно варить кашу или печь лепешки. Можно приготовить кофе. Что это за дерево? Как называют его семена? Дуб и желуди.
  4. Какие деревья дольше живут?
    - сосна
    - дуб
    -
    ель

Вопросы для третьей группы.

  1. Растет ли дерево зимой? Нет, оно замирает.
  2. Дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. Осина.
  3. Его листья похожи на детские ладошки. Клен.
  4. Вспомни части дерева. Чего не хватает?
    - ствол
    - ветви
    - листья
    - плоды

Вопросы для четвертой группы.

  1. Дерево, которое последним в году цветет. Липа.
  2. Густой лес. Чаща.
  3. Дубовый лес. Дубрава.
  4. Назови деревья нашей области.
    - клен
    - пальма
    - липа
    -
    кипарис

3. Сообщение темы занятия.

Учитель. Отгадайте “Кто я?”

“Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой питаюсь корой деревьев” Заяц.

Я похож на неуклюжую толстую мышь с большими щеками. У меня круглые блестящие глаза, короткие ноги и заостренный маленький хвостик. Я строю норку на глубине 1-2 метров под землей, которая состоит из нескольких “комнат”: в одной я сплю зимой, а в другой - храню запасы. Иногда меня держат и дома, в клетке” Хомяк.

Учитель. Как одним словом назвать эти существа?

Ученики. Животные.

Учитель. Как вы думаете, где живет хомяк? В лесу или в степи?

Ученики. В степи.

Учитель. Тема нашего занятия называется животный мир нашей степи. Мы еще не так много знаем о животных, которые живут в Волгоградских степях, и сегодня на уроке мы постараемся пополнить копилку наших знаний новыми интересными сведениями о них.

4. Изучение новой темы занятия.

Рассказ учителя “Животный мир Волгоградской области”.

Животный мир Волгоградской области разнообразен. Он состоит из представителей степей, лесов. На территории области обитают 68 видов млекопитающих.

Что такое млекопитающие? (Слайд с несколькими животными). Млекопитающие - это теплокровные животные, покрытые волосами, имеют спинной костный столб в теле, поэтому относятся к позвоночным. Они дышат воздухом с помощью легких. Самки выкармливают детенышей своим собственным молоком. Млекопитающие нашей области представлены грызунами, хищниками и крупными животными. Наша область богата грызунами (32) вида, они встречаются повсеместно. Суслик малый (слайд), суслик крапчатый (слайд), тушканчик, (слайд), слепыш (слайд), песчанка (слайд), полевка (слайд). И большинство из них приносит вред сельскому хозяйству.

Учитель. Отгадайте загадку, о каком животном я вам расскажу дальше.

  • Какой зверек спит под своими ушами? Заяц.

По балкам, в зарослях кустарников и на полях распространен заяц-русак. Питается он травой, а зимой объедает кору ив, боярышника, поедает прошлогоднюю сухую траву. Обгрызая кору, заяц иногда причиняет серьезные повреждения плодовым деревьям и полезащитным насаждениям. На зайца разрешена охота.

Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок -

Полосатенький бочок. Ритмичные поглаживания по бокам туловища.
Хомка раньше всех встает, Руки разводятся вверх и в стороны - потягивание.
Щечки моет, Круговые движения рук около щек.
Шейку трет. Поглаживание шеи.
Подметает хомка хатку Имитация движений подметания.
И выходит на зарядку. Шаг на месте.
Раз, два, три, четыре, пять, Руки вверх - в стороны – вверх -в стороны - вниз.
Хомка сильным хочет стать! Энергичные сгибания рук в плече.

Работа по теме.

Учитель. Из хищных животных в наших степях и байрачных лесах встречаются:

Загадка.

На овчарку он похож:
Что ни зуб- то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. Волк (слайд).

Посмотрите-ка, какая-
Вся горит как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. Лиса (слайд).

- Как понимаете слово байрачный? (Буерак - балка)

- Какие деревья растут в байрачных лесах? (Дуб, ясень, дикая груша, дикая яблоня, осина, вяз.)

Хорьки (слайд), барсуки (слайд) и др. Про барсука говорят, что он самый чистоплотный зверек и может жить в одной норе с лисой. Волки, лисицы живут в основном по оврагам, и балкам. Волк - самый крупный и опасный из наших хищников. Он часто нападает на домашних животных, пасущихся в степи на пастбищах. На зверофермах разводят нутрию (слайд).

Учитель. Отгадайте загадку. О ком дальше пойдет речь?

Загадка.

гадайте, что за зверь я?
У меня на лбу - деревья?

Из крупных животных в нашей области обитают лоси (слайд). Лось - самый крупный представитель оленей. Горбоносая голова самца увенчана массивными лопатообразными рогами. Лоси живут небольшими группами и встречаются в лесных массивах. Сайгаки (слайд) обитают на юго-востоке области. У них короткие и тонкие ноги, горбатая морда, на голове самцов - изящные рога. Живут они стадами, быстро бегают, развивают скорость до 70 км в час. На сайгаков разрешена охота. Реже встречаются пятнистые олени (слайд), косули (слайд), кабаны (слайд).

В наших краях живет выхухоль, а именно в поймах реки Дон и Волги. Это очень древнее животное. Мех ее красивый и мягкий. (Слайд.) Там же в водоемах встречается:

Есть в реке работники,
Не столяры, а плотники.
Выстроят плотину -
Хоть пиши картину. (Бобры.) (Слайд)

Очень распространен и этот зверек, о котором говорится в загадке.

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж.) (Слайд)

17 видов пресмыкающихся. Что такое пресмыкающиеся? (Слайд) Они холоднокровные животные, живущие на суше. Дышат воздухом с помощью легких, и у них сухая, чешуйчатая кожа. Они откладывают яйца на суше. К ним относятся: ящерицы, змеи и...

- Отгадайте загадку!

Живет спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха, гуляет... (черепаха)

- И еще загадка!

Да не бойся, ладно уж, не ужалит это ... ( Уж).

Всюду распространены насекомые. Насекомые относятся к беспозвоночным, т.к. не имеют спинной костный столб. Их тело делится на части, покрыто твердой кожей или панцирем. Их ноги сгибаются в связках. У пауков 8 ног, а у насекомых - 6.

Учитель. Отгадайте загадки, и узнаете какие насекомые живут в нашей крае.

Шевелились у цветка все 4 лепестка,
Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

Погляди на молодцов: веселы и бойки.
Волокут со всех сторон материал для стройки.
Без работы, хоть убей, жить не может ... (Муравей.)

Черен, а не ворон, рогат, а не бык.
С крыльями, а не птица. (Жук-носорог.)

С ветки — на тропинку, с травки - на былинку.
Прыгает пружинка, зеленая спинка. (Кузнечик.)

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком - он поделится медком. (Пчела.)

Наткет, наплетет, сядет и добычи ждет. (Паук.)

Не зверь, не птица, носок как птица.
Летит - кричит, сядет - молчит. (Комар.)

На травинке возле ног заметался огонек,
Но недолго он горел - вместе с ветром улетел. (Мотылек.)

У кого вся спинка в точках?
Кто пасется под листочком?
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)

7. Итог урока.

- Какие моменты урока вам больше всего запомнились? Что было легко? А когда возникли трудности? Кто может сказать про себя, что теперь он знает, какие животные обитают в наших краях?

Ученики (читают стихотворение).

На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц
Ради нескольких яиц
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живем и ты, и я!
С.Крупина

8. Домашнее задание.

Подготовить к следующему уроку в своих альбомах рисунки, фотографии, аппликации с животными нашего края и используя энциклопедические данные написать о них сообщения. Рекомендую вам взять в библиотеке книгу Б.Лащилина “Родное и близкое”, где очень подробно и интересно описаны все животные, живущие в нашей области. Используя дополнительную литературу, найдите и запишите поговорки, пословицы, стихи, песни, загадки об этих животных.