Цель: продолжать учить детей рисовать по бархатной бумаге ниткой, методом ниткографии.
Задачи:
Образовательные.
- Учить выполнять работу по алгоритму действий.
- Совершенствовать умение выкладывать нить точно по нарисованному контуру.
- Продолжать знакомство с линией как изобразительным средством, знакомить со свойствами бархатной бумаги.
Коррекционно-развивающие.
- Развивать мелкую моторику рук методом нетрадиционного рисования “ниткография”.
- Развивать связную речь, пространственное воображение, внимание, память, абстрактное мышление, слуховое и зрительное восприятие, глазомер.
- Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания.
- Развивать умение следовать устным инструкциям.
Воспитательные:
- Поддерживать в детях стремление к работе,творческую инициативность.
- Воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, через выполнение практической части занятия, поддерживать порядок на рабочем месте.
- Прививать чувство взаимопомощи к своим сверстникам.
Слово: НИТ-КО-ГРА-ФИЯ.
Активизация словаря: накладывать нитку, прижимать ладонью.
МЕТОДЫ ФОРМЫ РАБОТЫ:
Исследование,
- информационно-коммуникативный метод,
- эксперимент,
- наблюдение,
Алгоритм последовательности работы,
- рассуждение,
- анализ, синтез.
Предварительная работа
Беседа о ниточках (из чего и для чего изготавливают, какие бывают), рассматривание ниточек и классификация по виду, цвету, толщине.
Чтение стихотворения Л.Л.Яхнина:
Солнце нитями – лучами
Вышивает,
Луг – цветами,
Сад – плодами,
Пруд и небо – облаками,
А колосьями – поля.
Словно тонкими шелками,
Сшита - вышита стежками
Разноцветная Земля.
Материалы, инструменты, оборудование.
Шерстяные нити разного цвета – нарезанные (по 15-20 см) и в небольших клубках, бархатная бумага, простые карандаши, корзина с клубками ниток, алгоритм действия, карточки с линиями, две – четыре аппликации выполненные воспитателем или родителями из шерстяных ниток.
Педагогические технологии: музыкальное воздействие “Вальс цветов” Франц Шуберт
Здоровьесберегающие технологии: игра “Паутинка”на психо-эмоциональный настрой, релаксационный момент, физкультминутка, гимнастика для рук.
Ход занятия
Дети стоят в центре класса, воспитатель сообщает цель:
- Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать учиться рисовать ниткой по бархатной бумаге, а тема нашего занятия: “Вот паутинки - разноцветные картинки.”
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Клубочек хочет поиграть с вами в игру “Паутинка”.
(Дети встают в круг, педагог бросает клубок ниток любому ребенку и говорит: “Я желаю тебе удачи на сегодняшнем занятии”, далее ребенок бросает другому учащемуся проговаривая слова напутствия, оставляя нитку у себя в руке изображая букву или геометрическую фигуру, и так до тех пор, пока клубок с нитками не побывает у каждого в руках.)
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Ребята, вчера я была у своей бабушке Зины и представляете, что там произошло?
Воспитатель читает стихотворение: (Картинка из книги А.Александровой)
Котенок
Бабушка в кресле вязала носок
И, не заметив, заснула чуток.
Клубочек с коленей скатился, упал
И прямо в лапы котенку попал.
С клубочком, как с мышкой, стал он играть.
Под стул закатил, а потом под кровать.
Бабуля, проснувшись, не узнала свой дом,
Клубочек пропал, только пряжа кругом.
Вся комната в нитках, как в паутине,
Что же случилось у бабушки Зины.
Автор (Г.Давыдова)
Ответ детей: - Котята спутали нитки.
Воспитатель:
- Ребята, котята-шалуны опять нашалили – перевернули корзинку с цветными клубочками и все спутали. Их надо смотать и вернуть на свое место. Бабушка Зина очень расстроилась, и попросила меня и вас помочь.(показ спутанных ниток)
Игра - “Смотай нитки в клубок” - совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев.
(Воспитатель даёт детям верёвочки и предлагает смотать их в клубок. Вывод: длинная верёвка не запутывается, если смотать их в клубок. Кроме того, в таком виде их легче хранить: занимают мало места.)
Воспитатель:
- Вместе нам удалось распутать нитки, и в знак благодарности бабушка достала из своего сундука и дала мне, послушайте что;
Загадка:
Я длинная и тонкая
И смотана в клубок,
Сбежала от котенка я
В укромный уголок.
Ответ детей: Ниточка!
Работа за столом
Воспитатель:
- Правильно это нитка, а знаете ли вы, что нитки бывают разные!
(Рассматриваем нитки, разные по толщине, дети называют тонкие и толстые нитки).(Коробочки на столах с разными видами длины ниток).
Воспитатель:- А сейчас я предлагаю вам узнать какая ниточка длинная, а какая короткая.
|----------|
|------------------|
Индивидуальная работа за столами.
(Дети показывают, как надо положить ниточки, чтобы определить их длину.)
Воспитатель: Наши пальчики устали и немного отдохнут
Проводится пальчиковая гимнастика
Котик ниток клубок. В руках клубок (катать по кругу вправо)
Укатил в уголок. В руках клубок (катать по кругу влево)
Укатил в уголок Катим клубок по столу вперёд(от себя)
Котик ниток клубок затем назад (к себе).
Воспитатель:
- А теперь я предлагаю с ниткой поиграть.
- На столах у вас у каждого лежат карточки и нитки, предлагаю повторить рисунки, сели красиво, помним об осанке.
Игра “Превращение линий”.(У каждого ребёнка свой рисунок) (Индивидуальная работа детей с подсказкой взрослого,обговаривание линий)
Закрепление техники выполнения работы:
– Как приложить ниточку? – Накладываем ниточку на полоску, слегка прижимаем пальцем, а лишнюю нитку отрезаем. (Воспитатель объясняет детям)
Воспитатель:
- Дети, какие вы молодцы! Оказывается ниточкой можно рисовать разные фигуры.
Воспитатель:
- Я предлагаю вам сегодня рисовать нитками,( Уточняем, что рисование ниткой - это ниткография.
(На доске большими буквами написано НИТ-КО-ГРА-ФИЯ, и сделаны предварительно картинки из ниток)
- А делать мы будем с вами подарки к “Дню пожилого человека”. У вас у всех есть бабушки? Тогда сделаем подарок для ваших бабушек, а подарком послужит наша картина из ниток.
- Все бабушки любят цветы и самым лучшим подарком будет картина. (Показ образца, выполненный воспитателем)
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Планирующая функция речи.
Объяснение воспитателем по образцу последовательности выполнения работы по схемам:
– С чего начнем работу?
1) Сначала сделаем стебелек.
2) Затем листочек, лепестки.
3) Затем сердцевину из желтой ниточки. 4)Затем лепестки.
Зрительное восприятие (описание цветка.)
Воспитатель – У него есть зеленый стебелек с листочком, круглые (овальные) лепестки красного (синего, розового, голубого цвета) и желтая сердцевина.
Цветовосприятие У детей на столах лежат трафареты с контурным изображением цветов разной формы. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать свой цветок и выбрать из корзинки нитки того цвета, который ему будут нужны для работы.
На доске висит алгоритм действия, дети составляют план работы:
- Приготовить основу для аппликации (фон);
- Сначала делаем стебелёк он в рисунке самый длинный
- Листочки прикрепляем к столбику они овальной формы.
- Потом делаем серединку она у нас круглая
- Делаем лепесточки они овальной формы.
Воспитатель: - Сейчас с вами вспомним правила работы.
Повторение правила работы.
1. Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
2. Во время работы держи рабочее место в порядке.
3. Не разговаривай во время работы.
4. Если у соседа что – то не получается – помоги ему.
Воспитатель:
- Какой материал нам необходим, чтобы сделать цветы(для роботы понадобится бархатная бумага, нитки шерстяные разных цветов)
Наш подарок готов.
Воспитатель: -А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и настроиться на занятие с помощью физкультминутки.
По дороге Коля шёл дети ходят по кругу Клубок ниточек нашел наклонились, “взяли” Клубок маленький показывают клубок Нитки аленькие имитация движения К нитке тянется имитация движения Он за нитку взял наклонились, “взяли” Потянулся и поднял поднимаем руки вверх
Самостоятельная работа детей.Закрепление техники детьми (дети обговаривают. )
– Как приложить ниточку? – Накладываем ниточку на полоску, слегка прижимаем пальцем, а лишнюю нитку отрезаем.
(В процессе апликации, если у кого-то из детей не получается, то педагог предлагает попросить вежливо помощи у своих товарищей, которые уже выполнили тот или иной этап работы.
Звучит музыка “Вальс цветов” Франц Шуберт
Ребенок читает стихотворение:
Стихотворение:
“Не рвите цветы не рвите,
Пусть будет нарядна земля.
А вместо букетов дарите,
Частичку труда и тепла.
Цветок расцветёт на бумаге.
Лишь только я нитку беру.
Его я любимой бабуле,
От чистого сердца дарю.”
После того как дети закончили работу, воспитатель предлагает детям показать гостям свои картинки и оценивает работу детей.
Воспитатель:
- Антоша сегодня ты справился с задание и работал хорошо.
- Саша у тебя получилось рисовать в технике ниткография.
- Вася, а ты так ловко рисовал, что из паутинки у тебя получился цветок.
- Миша был внимательный и правильно по алгоритму все сделал.
Воспитатель: - Ребята, клубочек хочет попрощаться и ещё раз поиграть в “ Паутинку”. Дети встают в круг, в руках у педагога клубок. Дети кидают по очереди друг другу клубок и говорят, что они научились делать, что им понравилось, при этом оставляя нитки в руках и делая паутинку-картинку(круг.)
ИТОГ РАБОТЫ:
Воспитатель:
- Ребята, чем было интересно занятие?
Дети:
- Мы рисовали нитками.
Воспитатель:
- Чем мы с вами занимались?
Дети:
- Мы делали бабушкам подарок?
Воспитатель -Что нового узнали?
Дети:- Можно рисовать с помощью ниток по бархатной бумаге без клея.
Список литературы
1. О.А. Новиковская Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.
2. А.В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах.- КАРО, 2006.
3. Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10, 12; 2012 № 1,2
4. Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М, 2001.
5. Н.В. Гультяева Ниткография “Солнечная система”, “Дошкольное воспитание” №2 – 2004.