Цели:
- Образовательные: Способствовать запоминанию основной терминологии, формированию представления о металлах, их свойствах и области применения.
- Развивающие: Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
- Воспитательные: Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических, экономических качеств личности.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учащихся на уроке: фронтальная и групповая работа.
Методы обучения: проблемное изложение, практическая работа.
Методическое оснащение урока:
- Наглядные пособия: презентация “Свойства металлов и сплавов”, образцы металлов и сплавов.
- Раздаточный материал: комплекты металлов и сплавов (для работы в группах).
Оборудование: Ноутбук, проектор, верстаки универсальные.
Межпредметные связи: Окружающий мир.
Ход урока
Организационный момент (3 мин.)
- Приветствие учащихся
- Проверка посещаемости и готовности к уроку.
- Домашнее задание: записи в тетради, исследовательская работа в тетради “Металлургия в древности”.
- Организация рабочего места: распределение по группам (с учетом возможностей и способностей учащихся).
Мотивация учебной деятельности (5 мин.)
За время обучения в школе вы узнали много нового.
Вопрос: Давайте попробуем перечислить что вы узнали в 6 классе.
Ответы обучающихся.
На уроках технологии мы изучили технологию обработки древесины и металла, научились работать инструментами для их обработки. Мы теперь можем пилить, строгать, наносить разметку, сверлить править и гнуть металл, обрабатывать его. Но что общего между металлом и древесиной? А чем они различаются между собой? Почему в современном обществе металл стал более распространённым чем древесина.
Вопрос: давайте попробуем вспомнить где металл заменил древесину?
Ответы обучающихся.
Вопрос: Скажите, а что нам необходимо для того знать чтобы была возможна замена одного материала другим?
Ответы обучающихся.
Вот поэтому сегодня мы и познакомимся со свойства металлов и их сплавов. (сообщение темы и цели урока).
Демонстрация презентации (слайд №1)
III. Активизация познавательной деятельности обучающихся (10 мин.)
Учащиеся, работая в группах, получают задание: перечислить изделия изготовленные из различных металлов и сплавов.. Учитывается количество названных изделий с указанием материала его изготовления. Проверка проводится поочередным названием изделий. Победившая группа получает дополнительный бал к итоговой оценке.
IV. Теоретическая часть (22 мин .)
Изложение программного материала.
Учитель: Сейчас мы перечислили изделия и материалы из которых они были изготовлены. А как вы думаете почему в одних изделия были применены цветные металлы, в других сплавы? И почему наиболее распространены черные сплавы.
Ответы обучающихся.
Учитель: Попробуем разобраться в этом.
Свойство – сторона предмета, которая обусловливает его различие или сходство с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним.
- Физические - отличительные стороны материалов, которые проявляются при взаимодействии их с окружающей средой.
- Механические - отличительные стороны материалов, которые проявляются в способности сопротивляться воздействию внешних механических усилий.
- Технологические - способность материалов подвергаться обработке.
- Химические - способность материалов взаимодействовать с окружающей средой при различных температурах (окисляемость, растворимость, коррозионная стойкость и др.)
(слайд №2)
- Термины “физический” и “механический” происходят от греческих слов, означающих соответственно “природа” и “орудие, машина”.
- Термин “химический” произошёл от древнелатинского слова “алхимия” (наука о веществах и их превращениях). (слайд №3)
Физические свойства (слайд №4 )
Учитель: Какими свойствами обладает древесина и металлы? Давайте попробуем их найти.
Ответы обучающихся.
Работа проводится с помощью интерактивной доски, где учащимся предлагают, определить какими физическими свойствами обладают металлы и древесина (соединить при помощи маркера)
Правильные ответы на слайде №5.
Рассмотрим более подробно физические свойства металлов и их сплавов (слайд №6 )
Цвет | Способность материалов вызывать определенные зрительные ощущения. |
Блеск | Способность материалов отражать свет |
Плотность | Количество массы материала в единице объёма (измеряется в кг/м 3, гр/см 3) |
Теплопроводность | Способность материалов передавать теплоту от более нагретых частей тела к менее нагретым. |
Электропроводность | Способность материалов проводить электрический ток. |
Температура плавления | Тепловое состояние металлов и сплавов, при котором они из твердых становятся жидкими. |
Тепловое расширение | Увеличение размеров (объёма) металлов и сплавов при нагревании |
Намагничиваемость | Способность материалов и сплавов намагничиваться под действием магнитного поля. |
Высокой плотностью обладает свинец ( плотнее железа в 1.43 раза), низкой- магний и алюминий ( плотность по сравнению с железом ниже соответственно в 4,51 и 2,91 раза). Медь плотнее железа в 1,13 раза.
Высокая теплопроводность у меди и алюминия (выше по сравнению с железом соответственно в 7,00 и 3,42 раза), низкая у свинца (ниже чем у железа в 1,66 раза).
Учитель: Какие физические свойства присущи только древесине? Давайте попробуем их найти.
Ответы обучающихся.
Учитель: В ходе ответов были озвучены механические свойства. (слайд №7)
Они учитываются при обработке материалов и их практическом использовании. Показатели механических свойств – предел прочности при растяжении (временное сопротивление) – отношение наибольшей нагрузки на материал к площади его поперечного сечения, измеряется в Па или МПа;
- относительное удлинение – отношение увеличения длины образца после разрыва (при испытаниях на растяжение) к его первоначальной длине (в%).
(слайд №8)
Прочность | Способность материалов выдерживать нагрузки без разрушения. |
Твёрдость | Способность материалов сопротивляться проникновению других, более твёрдых тел. |
Упругость | Способность материалов восстанавливать первоначальную форму после прекращения действия внешних сил. |
Вязкость | Способность материалов необратимо поглощать энергию при мгновенном на них воздействии. |
Хрупкость | Способность металлов и сплавов разрушаться под действием ударных нагрузок. Хрупкость – свойство, обратное вязкости. |
Пластичность | Способность металлов и сплавов изменять свою форму и размеры под действием внешних сил, не разрушаясь, и оставаться в этом состоянии после прекращения действия этих сил. |
Происхождение терминов: Термин “упругость” впервые ввел в употребление великий русский ученый М.В.Ломоносов. Термин “пластичность” происходит от греческого слова, означающего “лепной, скульптурный”.
Учитель: Давай те попробуем определить какие предметы обладают данными свойствами ?
Ответы обучающихся.
Закрепление полученных знаний по разделу механические свойства металлов и сплавов проводится с помощью интерактивной доски (слайд№ 14), где учащимся предлагают, определить какие предметы обладают данными свойствами. ( сортируя предметы при помощи маркера).
Правильные ответы на слайде №15.
Учитель: Ребята, давайте попробуем определить какими технологическими свойствами обладают металлы и их сплавы.
VI. Практическая работа по изучению технологических свойств. (25 минут) (слайд №16)
В данном разделе необходимо объяснить учащимся, с какой целью в стадии выплавки формируют технологические свойства металлов и их сплавов.
Учащиеся работают в группах и заполняют таблицу в процессе ознакомлением с технологическими свойствами пробуют самостоятельно дать определения.
Образец таблицы
Технологические свойства | Определения | Изделия, в которых используется данное свойство |
Ответы обучающихся.
Демонстрация презентации (слайд 17-21).
Ответы учащихся:
Ковкость | Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара |
Жидкотекучесть | Свойство металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму и получать плотные отливки |
Обрабатываемость резанием | Свойство металла или сплава подвергаться обработке резанием различными инструментами |
Свариваемость | Свойство металлов соединяться в пластичном или расплавленном состоянии |
Коррозионная стойкость | Свойство металлов или сплавов противостоять коррозии |
VI. Контроль усвоения нового теоретического материала (5 мин.)
Учитель: Давайте ребята попробуем теперь подвести итог нашей работы.
Закрепление материала (слайд №28)
- Какие свойства называются “Физическими”?
- Какие свойства называются “Механическими”?
- Какие свойства называются “Химическими”?
- Какие свойства называются “Технологическими”?
- Перечислите основные физические свойства металлов.
- Перечислите основные механические свойства металлов.
- Перечислите основные технологические свойства металлов.
- Как можно повысить коррозионную стойкость металлов?
VII. Заключительный инструктаж (5 мин.)
- Задание на дом:
- Уборка рабочих мест
VIII. Подведение итогов (5 мин.)
- Команде набравшей большее количество баллов выставляю оценки за теоретический материал в журнал.
- Сообщение о достижении цели урока.
- Обратить внимание учащихся на допущенные ошибки, объяснить их причины.
- Отметить наиболее активных учащихся