К.В.Тарасова в статье “Музыкальность и составляющие её музыкальные способности” пишет: “Изучение проблемы онтогенеза музыкальности в процессе многолетнего экспериментального исследования и анализ литературы позволил нам представить структуру музыкальности как состоящую из двух основных частей: эмоциональной отзывчивости на музыку и познавательных музыкальных способностей… Познавательные музыкальные способности мы рассматривали как состояние из трёх подструктур: сенсорных музыкальных способностей (музыкальный слух и чувство музыкального ритма), музыкального мышления (в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкальной памяти”.
Развитие музыкальности – это развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального мышления, звуковысотного, мелодического, ладового, тембрового и динамического слуха.
Ансамбль ложкарей создан в 2004 году. Группы формируются из ребят разного возраста (от 7 до 17 лет), имеющие различные музыкальные данные. В объединение принимаются все желающие.
Главная задача объединения – увлечь детей музыкой, творчеством. На занятиях мы играем на русских народных инструментах и инструментах-самоделках, слушаем музыку и беседуем о ней, поем, танцуем, придумываем простые мелодии, ритмы, танцевальные и игровые движения, изучаем элементы музыкальной грамоты, знакомимся с произведениями устного народного творчества. В свободное время под руководством учителей технологии и родителей придумываем, делаем, раскрашиваем и ремонтируем деревянные музыкальные инструменты, встречаемся с самодеятельными и профессиональными исполнителями, выступаем на концертах, конкурсах и фестивалях.
Качество развития музыкальности младших школьников зависит от умения педагога подбирать для обучения интересный и доступный музыкальный материал, профессионально и искренне петь, играть на музыкальных инструментах, беседовать о музыке, в игровой форме последовательно и систематически активизировать, стимулировать музыкальную деятельность детей. В своей работе использую профессиональное искусство различных эпох и стилей, лучшие образцы русского народного музыкального творчества. Знакомлю детей с устно-поэтическим, песенным, инструментальным, хореографическим творчеством, с изобразительно-прикладным искусством Вятского края. Учу воспитанников помнить и ценить свои истоки. В целях “живого” соприкосновения с вятской культурой посещаем районный краеведческий музей, участвуем в народных праздниках совместно с местными исполнителями народной музыки.
Обучение детей в объединении я рассматриваю как источник радости, здоровья, положительных эмоций после сложных школьных уроков. Стараюсь создавать условия для максимального развития музыкальности детей, для воспитания высоких нравственных качеств. Поэтому для приобщения воспитанников к творческой деятельности придумываю для них музыкально-дидактические игры.
Вот некоторые игры на развитие музыкальности:
Игра “Веселуха”. Дети сидят полукругом. После прослушивания весёлой инструментальной русской народной музыки в грамзаписи педагог исполняет эту же пьесу на клавишном синтезаторе вариативно: на различных музыкальных инструментах, в разнообразных стилях, в разных регистрах, в контрастных темпах, с неожиданными динамическими оттенками и штрихами. Внимательно прослушав вариации, дети поочерёдно размышляют, почему и как изменилась весёлая музыка. Педагог поощряет воспитанников. По окончании игры музыкальная пьеса вновь звучит в профессиональном исполнении. Чтобы эмоциональнее передать своё отношение к музыке педагог воспитанники выбирают музыкальные инструменты и играют на них (деревянные, металлические, пластмассовые, стеклянные, фарфоровые, фаянсовые ложки; инструменты – самоделки; “подручные” инструменты), подпевают на слоги, изображают движениями яркий, задорный характер музыкального произведения, рисуют и т.п. Для игры используются русские народные наигрыши, плясовая музыка в исполнении гармонистов “золотой десятки” (Вячеслав Земченков, Сергей Привалов…), ансамблей гармонистов (“Суматоха”, “Тальяночка”…), ансамбля русских народных инструментов под управлением Н.Некрасова, ансамбля русских народных инструментов под руководством Калинина и другие.
Игра “Родные напевы”. Дети сидят полукругом. Перед ними корзина с большими деревянными ложками, на внутренних сторонах которых наклеены соответствующие содержанию песен иллюстрации. Ведущий берёт любую ложку, узнаёт и поёт отрывок знакомой песни естественным открытым народным звуком. Остальные слушают, угадывают и дают оценку пения солиста-вокалиста. Далее все играющие выступают в роли солистов: стоя в кругу, поочерёдно поют по фразе или предложению этой песни и играют на ложках, колотушках, трещотках, вертяшках, грематухах, стиральных досках, чугунках, рубелях, граблях и других ударных музыкальных инструментах. Если играющий опоздал, забыл или вступил раньше, - он выходит из игры. Выполняя игровые действия дети совершенствуют свои навыки сольного пения и аккомпанирования (единство темпоритма, звуковой баланс, выразительность). Для активизации интереса детей к игре чередуем индивидуальное пение с движениями, соответствующими тексту песни, с пением “про себя”, меняем темп, динамические оттенки, тональность. По окончании игры дети поют и инсценируют песню коллективно, используя музыкальные инструменты и элементы народного танца. Для игры используются не только знакомые русские народные песни, народные песни Кировской области, но и фольклорные произведения устного народного творчества. Например,
1. На одном звуке:
2. Можно предложить пропеть вятские дразнилки на двух звуках:
3. Используем для пения на трёх звуках тексты вятских считалок, прибауток, пестушек, побасок, потешек:
Детям этого нравится быть ведущими, поэтому на эту роль выбираем человека по считалочке, того, на кого покажет “вятский ухват”, к кому прикатится бабушкин клубок, у кого на спинке стула приклеена картинка и т.п. Эти игровые приёмы активизируют, увлекают детей, формируют выдержку, усидчивость и самостоятельность. Для выбора ведущего используем вятские считалочки:
1. Ехала торба с высокого горба.
В этой торбе есть
Соль, хлеб, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
2. Я скакала да скакала,
Праву ногу изломала.
Послали за доктором.
Доктор едет на быке,
Балалаечка в руке.
Балалаечка без струн.
Кто играет, тот хвастун.
3. Ани-бани, трикатушки,
Едет баба на баране.
Тпру-ну, не скачи,
Продаются калачи.
Калачи горячие,
Три копейки сдачи.
4. Ниточка-иголочка,
Синенько стёклышко,
Рыба-карась,
В воду убирась.
5. Тани-бани,
Что под нами,
Под железными столбами?
Стульчик, мальчик, королёк,
Убирайся в уголок.
6. Катилась апельсинка,
Её нашла Иринка.
Уроки не учила,
Двойку получила.
А когда пошла в больницу,
Получила единицу.
А когда пошла гулять,
Получила цифру пять.
Игра “Шутиха”. Первый вариант. Дети сидят полукругом. Педагог нарочито неправильно играет или поёт часть знакомой мелодии. Выигрывает тот, кто первым узнает и назовёт ошибки. Затем музыкальное произведение исполняется без ошибок коллективно.
Второй вариант. Несколько детей за ширмой поочерёдно поют изменённым голосом знакомую песню. Остальные слушают и угадывают солиста-певца по тембру голоса. Игра продолжается с другими ведущими.
Игра “Умные ложки”. Ребёнок за ширмой исполняет ритмический рисунок на ложках любым приёмом. Остальные слушают и поочередно называют его. Затем ведущий показывает, как он играл. Кто не угадал, тот выходит из игры. Игра продолжается с другими ведущими, пока не определится победитель. По окончании соревнования дети поочерёдно исполняют весёлые ритмы любыми приёмами и способами, совершенствуя навыки сольного исполнения. Педагог поощряет воспитанников за сочинение более сложных ритмов. Ведущие используют приёмы игры двумя ложками (по ложке в каждой руке): “лошадка”. “озорник”, “линеечка”, “домик”; исполнение двумя ложками (по паре в каждой руке): “хлопушка”, “тремоло”, “скольжение”, “большая и малая дробь”; игру на трёх ложках (удар одиночной ложкой по рукояткам ложек в левой руке, по головкам ложек в левой руке…); исполнение на “веерных” ложках: “ ручеёк”, “капельки”, “скоморох”, “мельница”, “забава”… Благодаря этой игре ребята придумывают новые способы игры на ложках, которыми мы с удовольствием пользуемся на занятиях, в концертной деятельности.
Игра “Музыкальный калейдоскоп”. В игре участвуют две команды. Участники команд по очереди, в течение 30 секунд, отвечают на вопросы ведущего.
Первый вариант. Звучит в грамзаписи отрывок знакомой инструментальной музыки.
1. Если исполнение сольное, то спрашиваю название инструмента, к какой группе музыкальных инструментов относится (русские народные, духовые, струнные…), название музыкального произведения, фамилии исполнителя и композитора.
2. При коллективной игре на музыкальных инструментах вопросы могут быть следующими: количество участников (дуэт, трио, ансамбль, оркестр…), состав (ансамбль гармонистов, симфонический оркестр…), название коллектива и фамилия художественного руководителя, название музыкального произведения, фамилия композитора.
Второй вариант. Звучит в грамзаписи отрывок знакомой вокальной музыки.
1. Если пение сольное, то спрашиваю название высоты голоса (бас, баритон, тенор, альт, сопрано…), манеру исполнения (академическое, эстрадное, народное…), фамилии солиста и авторов музыки, название вокального произведения.
2. При коллективном пении вопросы могут быть следующие: количество певцов (дуэт, трио, ансамбль, хор…), состав (детский, женский, мужской, смешанный…), названия коллектива и вокального произведения, фамилии художественного руководителя и авторов музыки.
За каждый правильный и своевременный ответ команда получает один балл. Путём простого подсчёта определяется победитель.
Игра “Большие и маленькие ложки”. Дети сидят полукругом. Ведущий играет любой ритмический рисунок на больших ложках из любого материала, а дети, прослушав, поочерёдно придумывают и исполняют собственные контрастные по характеру ритмы на маленьких ложках. Например, “Весёлая и грустная гармошка”, “Добрый молодец и красна девица”, “Топотуха и хоровод”, “Дразнилка и мирилка”, “Частушка и лирическая песня”… Возможны коллективные сочинения ритмических рисунков, текстов, мелодий, игровых и танцевальных движений. При затруднении выполнения творческих заданий педагог помогает детям, подбадривает их: “Вы сможете!”, “Всё у вас получится!”. Игра повторяется с другим ведущим, который может начать игру на маленьких ложках.
Игра “Разноцветные ложки”. Дети сидят по кругу. В центре корзина с разноцветными ложками. Звучит в грамзаписи русская (белорусская, украинская…) народная музыка. Играющие слушают и берут в руки по одной или несколько ложек, цвет которых, по их мнению, соответствует характеру прослушанной песни (куплетная форма) или пьесы (формы - одночастная, двухчастная, трёхчастная, вариации). Затем по одному и коллективно высказываются, почему они выбрали ложкиименно этого цвета. По окончании игры воспитанники играют на разноцветных ложках (если музыкальное произведение состоит из контрастных по характеру частей, то каждая часть исполняется на ложках другого цвета) с дирижёром, совершенствуя навыки совместной игры. Используются инструментальная музыка в исполнении выдающихся российских музыкальных коллективов: Оркестр русских народных инструментов имени В.В.Андреева, Русский народный академический оркестр имени Н.П.Осипова (дирижёр Н.Калинин), оркестр Государственного хореографического ансамбля “Берёзка” (дирижёр А.Ильин), оркестр русских народных инструментов “Русские узоры”, квартет “Сказ”, Ансамбль русских народных инструментов п/у Е.Мисаилова; лучшие образцы русского народного музыкального творчества – песни в исполнении Л.Руслановой, М.Мордасовой, Ф.Шаляпина, Л.Зыкиной, Н.Бабкиной, Н.Кадышевой, Государственного народного хора им. М.Е.Пятницкого, Государственного академического Северного русского народного хора…; самобытные вятские народные песни (хороводные, игровые, плясовые, свадебные, обрядовые, календарные, трудовые, покосные, лирические, колыбельные, припевки, романсы, баллады…) в исполнении фольклорных коллективов – “Слобода”, “Светёлка”, “Верея”, “Вересиночка”, “Хлыновские бояре” и другие.
Список литературы
1. Вятский родник. Сборник вятского фольклора. Составители Поздеев В.А., Булычёв Н.Ф., Исупов А.Д., Николаева Т.К. – Киров, 1991.
2. Как бывало в старину. Использование фольклора, народных обрядов, игр, забав в организации досуга населения. – Киров, 1989.
3. Мохирев И., Харьков В., Браз С. Народные песни Кировской области. М., 1966.
4. Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности. М.: Музыкальный руководитель, 2009.
5. Фольклор с нами! Методическая разработка. Авторы Зайцева С.Л., Зайцев Г.Г. – Киров, 2010.
6. Шеин С.П. Основные приёмы игры на ложках, трещотках и бубне. – Киров, 1993.