Тип: изучение нового материала.
Цели: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса.
Планируемые результаты.
Предметные:
- формирование общего представления о частях речи;
- формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
- формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;
- развитие умения составлять предложения из данных слов;
- повторение изученных орфограмм;
- развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;
- развитие умения списывать предложение по правилам русского языка;
- расширение словарного запаса.
Метапредметные:
- формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей, схемой);
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.
Личностные:
- развитие доброжелательности, внимательности, памяти, мышления, воображения;
- формирование потребности грамотно употреблять слова русского языка;
- развитие навыков сотрудничества с учителем;
- формирование уважительного отношения к другому мнению;
- формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Оборудование.
Для учеников: учебник “Русский язык”, 2 часть В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, с.40-41, маршрутный лист, карточка с заданием.
Индивидуальные задания: рассказы о талисманах зимней олимпиады.
Для учителя: электронная презентация, приложения, музыка, карточки (тема, цели урока, краткая запись частей речи), электронное пособие к учебнику, учебник “Русский язык”, 2 часть В.П .Канакина, В.Г. Горецкий.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Орг.момент | Приветствие наших гостей Всем
добрый день. Слайд 1. |
Дети хором произносят стихи Мы,
ребята, молодцы! |
2. Минутка чистописания Введение в тему урока. Постановка цели урока. |
Урок русского языка. На уроке будьте внимательны, активны и старательны. На столе лежит листок. Познакомимся с оцениванием работы на уроке Зелёный огонёк – отлично (без ошибок, исправлений), жёлтый огонёк – хорошо (1-2 ошибки), красный - плохо (3 и более ошибок) Подготовим руки к письму. Пальчики разотрём, Внимательно посмотрите на доску. На доске: Что написано на доске? Докажите, что это слоги? Над чем мы будем работать на минутке чистописания. Запишите по образцу. Оцените себя в задании “Минутка чистописания”. Части речи – это название раздела, который нам предстоит изучить. Составьте с данными словами вопросительное предложение, используя слово что. Что такое части речи? Это тема нашего урока. Сформулируйте цели урока:
(Тема и цели на доске) |
Дети знакомятся с оцениванием
работы на уроке.
Выполнят гимнастику для пальчиков
Ученики доказывают,что это слоги, составляют из слогов два слова.записывают по образцу, работают над красотой письма, оценивают себя в задании “Минутка чистописания”
Устно составляют вопросительное предложение: Что такое части речи?
Ученики формулируют тему и цели урока. |
3. Актуализация знаний. | Отгадайте загадки, запишите
отгадки в тетрадь, найдите и подчеркните
известные орфограммы. 1. Льется речка – мы лежим, 2. Бегут по дорожке 3. О каком виде спорта говорится? Словно рыцари в доспехах 4. Антоним к слову слабый. (Сильный) 5. Синоним к словам умелый, изворотливый. (Ловкий) 6. Замени одним словом: быстро двигаться. (Бежать) 7. Синоним к словам баловаться, веселиться. (Играть) Оцените себя в задании “Орфографическая зоркость” На какую тему наши слова? (Спорт) Что для вас спорт? - Разделите слова по группам. - Задайте вопрос к словам. Лыжи, коньки, хоккей Сильный, ловкий. Бежать, играть. Что обозначают данные слова? - Слова объединяются в группы, которые называются … частями речи. Откроем с.40 учебника и прочитаем правило о частях речи. (Сведения о языке Мудрой совы). Ответьте на вопросы: Что такое части речи? Что обозначают части речи? Какие названия есть у каждой части речи? Слайд 2 |
Один пишет у доски с
комментированием, остальные в тетрадях. Дети пишут слова и подчеркивают известные орфограммы. Оценивают себя в задании “Орфографическая зоркость” Устно делят данные слова на группы, задают к словам вопросы: что? какой? что делать? Называют их значение: предмет, признак предмета, действие предметов. Дети заканчивают мысль учителя. Читают правило в учебнике про себя, слушают в электронном варианте, читают вслух, отвечают на вопросы. |
4. Гимнастика для глаз | Глазки закрываем, На три счёта открываем. Загорелись огоньки, Ты их глазками найди. Совет полезный всем прочти. Учитель называет цветовые сигналы, которые расположены в разных углах класса. |
Учащиеся выполняют гимнастику
для глаз, работают над развитием внимания,
снимают зрительное напряжение с глаз. Дети составляют предложение по цветовым сигналам. Подвижные игры укрепляют здоровье. |
5. Усвоение новых знаний и способов деятельности. | Работает над предложением: Подвижные игры укрепляют здоровье. Как вы понимаете данный совет? - Пишем предложение в тетрадях и на доске, называем орфограммы в словах. Находим главные члены предложения. Нам нужно определить части речи в данном предложении с помощью схемы на с.41. Работаем со схемой по вопросам. 1. Прочитайте заголовок схемы. 2. Что относится к частям речи? 3. Что обозначают слова? 4. На какие вопросы отвечают? 5. Как называются части речи? - Какой частью речи является каждое слово в предложении? Пользуясь схемой, определяем части речи. Принято в русском языке названия частей речи обозначать кратко. (Прил., сущ., гл.) Слайд 3. Оцените себя в задании “Составь предложение” |
Ученики пишут предложение в
тетрадях. Один у доски и называет орфограммы в
словах. Ученики по цепочке читают слова, задают вопрос, определяют значение слов и над каждым словом подписывают части речи Оценивают себя в задании “Составь предложение” |
6. Физминутка | Минутка отдыха пришла, Отдохнуть нам всем пора. В понедельник я купался, А во вторник рисовал. В среду долго умывался, А в четверг в футбол играл. В пятницу я бегал, прыгал, Очень долго танцевал, А в субботу, воскресенье Целый день я отдыхал. |
Учащиеся выполняют разные движения по смыслу стихотворения. |
7. Первичная проверка понимания нового материала | Слова купался, рисовал, умывался,
играл, бегал, прыгал являются какой частью речи? Докажите, что глаголы? Внимание! Разгадайте ребусы. Слайд 4. Запишите отгадки в тетрадях. Найдите слово, в котором 7 букв, 6 звуков. Какой частью речи являются данные слова. Почему имена существительные? (Обращаемся к схеме) Назовите одним словом. Эти животные являются талисманами зимней олимпиады Дети приготовили рассказы о талисманах зимней олимпиады. Слайды 5-8 Работаем в паре. Приложение 3 - Возьмите листочки с заданием. Читаем задание на листе. Подберите имена прилагательные, которые подходят к нашим талисманам. Соедините слова. Снежный, белый, сильный, активная, добрый, весёлый, хозяйственная. Почему написаны с большой буквы слова: Мишка. Зайка, Леопард? Докажите, что в левом столбике имена прилагательные? Оцените себя в задании “Парная работа” Давайте подружимся с нашими героями. Слайд 9 Закончите стихотворение Белый Мишка, Добрый Зайка (Вместе время проводить.) Оцените себя в задании “Повышенной сложности”. Работаем в группах. Задание. Ответьте на вопрос. 1. Какая часть речи отвечает на вопросы что делает? что делают? 2. Какая часть речи обозначает предметы? 3. На какие вопросы отвечает имя прилагательное? |
Дети доказывают ,что данные
слова являются глаголами
Разгадывают ребусы, записывают самостоятельно слова, подчёркивают орфограммы, доказывают, какой частью речи являются данные слова и почему.
Дети называют одним словом, выступают с рассказами о талисманах зимней олимпиады Приложение 3.
Дети подбирают подходящие имена прилагательные к словам Мишка. Зайка, Леопард, доказывают, что в левом столбике имена прилагательные? Оценивают в задании “Парная работа”
Ученики сочиняют концовку к стихотворению.
Оценивают себя в задании “Повышенной сложности”.
Устно отвечают на вопросы.
|
8. Домашнее задание 9. Итог урока. 10. Рефлексия. |
Домашнее задание: поиграть в
игру “Лосята” в электронном приложении. На какой вопрос мы отвечали на уроке? С какими частями речи мы познакомились? Какая часть речи тебе понравилась больше всего? Почему? Слайд 10 Спортсмены после соревнований поднимаются на пьедестал. Мы тоже подведём итог урока, и поднимемся на нашем школьном пьедестале. 1 место присуждается ученикам, у которых только горят зелёные огоньки. 2 место - зелёные и жёлтые огоньки. 3 место - один красный огонёк. Желаю вам новых знаний, учебных побед, и занимать только призовые места. Спасибо за урок. Звучит весёлая музыка. Слайд 11 |
Ученики подводят итог и оценивают свою работу на уроке. |
Литература
1. Программа курса “Русский язык” 1-4 класс. Школа России.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч.Ч. 2.
3. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.