Поиск информации

Разделы: Информатика


7 Базовый учебник “Информатика 5” ФГОС Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. 2013 год, издательство БИНОМ
8 Тип урока Урок открытия новых знаний, практическая работа.
9 Цели урока  
  Предметные: Познакомить учащихся с разными поисковыми системами, учить сопоставлять информацию и выделять главное, закрепить алгоритм поиска информации в сети Интернет.
  Личностные: Организовать работу в группе для установления общения, совместного обсуждения и принятия решения, взаимного уважения.
  Метапредметные: Построить работу на уроке так, чтобы у учащихся была возможность высказывать свою точку зрения, формулировать поисковые вопросы, демонстрировать плоды своей работы в виде таблицы, аргументировать результаты самооценки, определять круг проблем.
10 Планируемые результаты  
  Предметные: Учащиеся научатся использовать поисковые системы, формулировать поисковые запросы, находить информацию в сети интернет.

Получат возможность сформулировать поисковый вопрос, из множества информации выбрать главное, сопоставлять результаты поиска в разных поисковых системах.

  Личностные: Учащиеся научатся уважать мнение другого человека, устанавливать коммуникации, формировать общую позицию.
  Метапредметные: Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию, обоснование своего выбора.

11 Воспитательный потенциал урока На уроке воспитываются такие качества, как ответственность, интерес к информатике, добросовестное отношения к труду, коллективизм и взаимовыручка, адекватная самооценка, толерантность, уважение к партнёру, самостоятельность в принятии решения, осознание процесса обучения.
12 Основные понятия Интернет, поисковый вопрос, информация, поисковые системы.
13 Формы работы учащихся фронтальные, индивидуальные и групповые
14 Необходимое техническое оборудование, ресурсное и программное обеспечение доска, компьютеры с выходом в Интернет, проектор

 

Структура урока

  1. Организационный момент (2 мин.).
  2. Повторение ранее изученного материала, формирование темы и целей урока (4 мин.).
  3. Получение новых знаний, проверка понимания (6 мин.).
  4. Физкультминутка (2 мин.).
  5. Первичное закрепление новых знаний (9 мин.).
  6. Итоговое задание с самоанализом и самооценкой (10 мин.).
  7. Рефлексия, подведение итогов, оценка учителя (5 мин.).
  8. Домашнее задание. (2 мин.).

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята. Посмотрите на Слайд 1 (Презентация) . Кто изображён на картинке? (Шерлок Холмс)

Назовите профессию этого человека? В чём заключается смысл его профессии? В прошлом или в настоящем легче добывать информацию? (Выслушать ответы детей)

2. Повторение ранее изученного материала, формирование темы и целей урока

Учитель: Проведём разминку. (Слайд 2)

Что такое информация?

Назовите действия с информацией.

Что такое обработка информации?

Куда вы обратитесь, если вам нужен телефон поликлиники, кафе, спортивного клуба, школы и т.д.?

Куда вы загляните, чтобы узнать, как пишется то или иное слово?

Какую информацию можно найти в энциклопедии?

Где чаще всего вы добываете информацию? (Выслушать ответы детей)

Попробуйте сформулировать тему урока.

Учащиеся называют и записывают тему урока “Поиск информации”.

Учитель: С чего нужно начать, чтобы найти достоверную информацию? Составьте алгоритм своих действий.

Учащиеся составляют алгоритм.

Учитель: Проверьте себя. (Слайд 5)

Подключиться к интернету.

Выбрать одну из поисковых систем.

Зайти на один из сайтов google.ru, yandex.ru, mail.ru, rambler.ru

Ввести в специальное окно свой поисковый вопрос

Щёлкнуть мышью на кнопке НАЙТИ.

Учитель: Что появится на мониторе в результате ваших действий? (Ответы детей) Сформулируйте цель урока?

Использовать поисковые системы.

Формулировать поисковые запросы.

Находить информацию в сети Интернет.

3. Получение новых знаний.

Задание  № 1. Найдите информацию по теме “Памятник клавиатуре” и заполните таблицу (учебник, стр 171, работа 15, задание 1).

Оцените свою работу (да/нет/не очень). (Слайд 9)

Мне была интересна тема задания.

Мне было легко искать нужную информацию.

Я быстро ориентируюсь в большом количестве информации.

Я умею выбирать главное.

Я быстро справился с заданием.

Я самостоятельно справился с заполнением таблицы.

4. Физкультминутка. (Слайд 10)

Учитель: Ребята, что больше всего устаёт и напрягается, когда мы работаем за компьютером? (Спина, глаза, пальцы).

Учитель проводит физкультминутку в стихотворной форме.

Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать.
Чтоб легко по кнопочкам было им стучать.

Наши пальчики сплетём и соединим ладошки.
А потом как только можно крепко-накрепко сожмём.

Глазки делают зарядку, Чтобы меньше уставать.
Чтоб они смотрели зорко и не вздумали скучать.

Наши глазки мы зажмурим, а потом откроем вдруг.
Поморгаем быстро - быстро. Влево, вправо и по кругу.

Спинка делает зарядку, Чтобы меньше ей болеть.
Чтоб удобно и комфортно за компьютером сидеть.

Спину прямо, плечи ровно. Мы наклоны выполняем.
Влево, вправо, взад, вперёд. Нашу спинку разминаем.

5. Отработка новых знаний. Работа в паре.

Учитель: А теперь мы разделимся на группы по 2 человека. Я предлагаю вам выполнить задание, где каждая группа должна воспользоваться поисковиками для нахождения информации, требуемой в таблице.

Задание № 2. Найдите ответы на вопросы в разных системах поиска Yandex.ru, Google.ru, Rambler.ru. Найденную информацию сохраните в личной папке под именем ПОИСК.

Текст гимна Астрахани.  

Национальный состав населения Астраханской области.

Масса и диаметр Земли.   

Придумай свой вопрос.

Оцените возможности нахождения по пятибалльной шкале. Критерии оценивания приведены в карточке (Слайд 12). Заполните таблицу оценками и приготовьте свой комментарий по результату. Предлагаю в группах распределить обязанности для ускорения выполнения задания. После выполнения задания высказывается один ученик и сообщает, почему были поставлены именно такие оценки.

Учитель просматривает результаты работы каждой пары, хвалит и поощряет тех, кто быстро и правильно справился с заданием.

6. Итоговое задание с самоанализом и самооценкой

Учитель даёт итоговое задание для самостоятельной работы.

Задание № 3. Узнайте, как называют знак @ китайцы, немцы, итальянцы, французы и другие народы.

И предлагает заполнить Лист самоконтроля. (Приложение 2)

Действие Хорошо владею Иногда допускаю ошибки Понимаю, когда объясняет учитель или одноклассник, сам справится не могу Не успеваю за темпом работы класса Так и не научился и не понял.
Составление алгоритма          
Формулировка поискового вопроса          
Выделение главного из большого объёма информации          
Самостоятельная работа  

 

       
Работа в паре          
  Выполню задание 1 уровня Выполню задание 2 уровня Постараюсь сделать самостоятельно Обращусь за помощью к родителям  
Справишься ли ты с домашним заданием?          

7. Рефлексия. Подведение итога. Оценка учителя. (Слайд 15)

В конце урока учитель подводит его итог, интересуется, всё ли было понятно и доступно на уроке, были ли посильными и интересными задания, было ли им комфортно работать в группе и индивидуально. Предлагает провести самооценку. Выслушивает несколько учеников. Высказывает своё мнение о работе учащихся, хвалит и критикует. Ставит отметки, оценивает работу учащихся. В подведении итога следует заострить внимание на том, что разные поисковики при нахождении одной и той же информации дают разные результаты.

8. Домашнее задание. Стр. 171, задание 2.

Учитель благодарит всех за активную работу и напоминает, что Интернет – это наш помощник и проводник в мире информации. Но не забывайте, что не вся информация полезна детям вашего возраста. Помните, что для поиска информации существуют книги и энциклопедии.