I. Дошкольное детство – это короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, вырабатываются навыки и привычки поведения, складывается характер.
Задача взрослых – в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Дети должны понять, что быть здоровым – естественное стремление человека.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста мотивацию и навыки здорового образа жизни.
Задачи.
- Сохранение и укрепление здоровья дошкольника.
- Развитие основных физических качеств: скорости, силы, выносливости. Реакции, координации, прыгучести, гибкости.
- Ознакомление с правилами личной гигиены.
- Формирование навыка ухода за телом.
- Создание условий для закаливания, дав ребенку возможность самому решать, как закаливать организм.
- Выработать стойкую привычку к самомассажу.
- Формирование негативного отношения к вредным привычкам.
- Ознакомление с правилами правильного питания.
Основные аспекты здорового образа жизни
Задачи работы с родителями
- Выявление запросов родителей, их педагогической грамотности в вопросах оздоровления детей в семье (анкетирование, тестирование).
- Формирование практических навыков в воспитании здорового ребенка в семье (беседы, опросы, наблюдения, родительские собрании).
- Установление эмоционального контакта между родителями, детьми и воспитателями (современные праздники, развлечения, игры здоровья, Здравиады).
Реализация задач работы с детьми и родителями
Работа с детьми | Работа с родителями |
|
|
Сроки реализации проекта – 2013-2014 учебный год.
II. Разработка проекта
Довести до участников проекта важность данной проблемы. Участие в программе всех сотрудников детского учреждения, их взаимодействие, обучение.
- Привлечение к участию в программе родителей, учет их мнения.
- Составление расписания оздоровительных занятий и их сочетание с другими занятиями.
- Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в группе.
- Приобретение оборудования для проведения занятий, изготовление муляжей, кукол по темам занятий.
- Организация режима двигательной активности.
Описание проекта
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.
В связи с этим в детском саду открыли группу, работающую по оздоровительно-развивающей программе “Здравствуй!” М. Л. Лазарева. В программу курса входят не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности. При этом содержание курса, включающее в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физиологического, психологического и личностного роста детей. У ребенка-дошкольника формируется позиция признания ценности здоровья, расширяется кругозор ребенка, развивается как физически, так и эстетически. Особую роль в программе играет музыка, которая является интегральной основой всего курса, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка.
III. Выполнение краткосрочного педагогического проекта “Здравствуй!”
Раздел программы | Формы и методы работы |
I блок. Познавательная деятельность – оздоровительные уроки |
Цель: познакомить детей с образом героев программы. Знакомство с положительными и отрицательными примерами в области здоровья. Цель: оптимизировать двигательную активность ребенка. Формировать у него двигательную мотивацию. Улучшить показатели двигательных функций. Цель: формировать у ребенка цельные представления о себе как о члене семьи. Любить своих родственников, играть со сверстниками. Цель: научить ребенка любить себя, свой организм и окружающих людей. Знать физиологическую, познавательную и социальную мотивацию здоровья. Уметь проводить психологическую самодиагностику. Цель: научить ребенка осознанно подходить к питанию. Уточнить знания детей о полезных и вредных продуктах. Расширить знания об улучшении работы функций пищеварения. Цель: дать детям знания, что дыхание – основ жизни, разучить основную функцию носа, освоить детьми первичные приемы дыхательной гимнастики. Цель: обучить детей способам профилактики инфекционных заболеваний и основным гигиеническим навыкам. Уметь проводить закаливающие процедуры. Цель: научить детей петь и хорошо говорить, выработать хорошую дикцию. Научить слушать звуки окружающей природы и чувства ритма. |
II блок. Музыкальная деятельность.Игры здоровья – Здравиады |
Цель: провести соревнования и первичную диагностику в игровой форме, выявить способности ребенка, проявленную в каком-либо виде деятельности. Цель: провести соревнования в игровой форме, выявить способности у детей. Сформировать психологическую готовность начать соревнования в каком-либо виде деятельности. Улучшить показатели двигательной функции (сила, скорость). Цель: провести соревнования в игровой форме. Формировать у детей навыки здорового поведения, связанные с режимом дня. Отработать четыре вида массажа. Цель: провести соревнования в игровой форме. Научить использовать различные цвета в повседневной жизни. Знать о целебном действии цвета, знать цвета радуги. Цель: провести соревнования в игровой форме. Знать названия основных витаминов и продукты, в котором они находятся. Цель: провести соревнования в игровой форме. Уметь проводить звуковой дыхательный тест. Иметь хорошие показатели по объему скорости выдоха, силы дыхательных мышц и объем дыхания. Цель: провести соревнования в игровой форме. Уметь ухаживать за своей кожей. Уметь проводить закаливающие процедуры. Уметь пользоваться личными вещами. Цель: провести соревнования в игровой форме. Уметь проводить голосовую диагностику здоровья. Иметь чувство ритма. Знать о существовании планет солнечной системы. Цель: провести соревнования в игровой форме. Выявить способности в каждом ребенке. |
III блок. Художественно-продуктивная деятельность |
Рисование Цель: подготовить пособия, связанные с образами героев программы здоровья. Научить работать с семью цветами радуги. Развивать память, внимание, творчество воображения, фантазию. Формировать художественно-творческие способности.
Лепка Цель: закрепить навыки работы с пластилином, развивать творческий подход к выполняемой работе, применять на практике полученные знания.
Аппликация Цель: подготовить пособия, связанные с образами героев программы здоровья. Научить готовить поделки из бумаги.
|
IV блок. Игровая деятельность |
Игры по программе
“Здравствуй!” Цель: развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение функций зрительного и слухового анализатора. Действовать правильно по тексту песни. Воспитание ловкости, реакции, координации, дыхания.
Дидактические игры Цель: знакомство детей дошкольного с общепринятыми нормами поведения, правилами безопасности и личной гигиены. Учить детей отличать съедобные и несъедобные предметы. Знать полезные и неполезные продукты. “Съедобные и несъедобные”, “Что такое хорошо, что такое плохо”, “Собери корзину”, “Хорошо или плохо”. Игры, которые лечат. 1.Болезни носа и горла. Цель игр: формирование глубокого ритмического вдоха и выдоха, развитие координации, укрепление мышц позвоночника. “Мышка и Мишка”, “Ветер”, “Перышки”, “Запасливый хомячок”, “Шарик лопнул”, “Чей шарик дальше” 2. Игры на формирование правильной осанки. Цель: развитие координации движений, равновесия, укрепление опорно-двигательного аппарата. “Попрыгунчик-лягушонок”, “Восточный официант”, “Ласточка”, “Покати обруч”, “Самый меткий”. Пальчиковые игры Цель: развивать у ребенка мелкую моторику и координацию движений, активизировать речевые навыки, память, мышление, пробудить творческое воображение и внимание. “Козочка”, “Дождик”, “Прятки”, “Ложки”, “Хозяйка”, “Дом”, “Помощники”, “Хоровод”, “Отдыхаем”, “Замок”. |
V блок. Работа с родителями |
Информационно-аналитическое
сотрудничество Проведение опросов, анкетирование, тестирование. Познавательное сотрудничество
Наглядно-информационное сотрудничество
Досуговое сотрудничество
|
VI блок. Ознакомление с художественной литературой |
Цель: учить детей понимать
жанровые особенности рассказов. Учить оценивать
поступки героев, анализировать, иметь свое
мнение о прочитанном.
|
III. Развивающая предметная среда в детском саду
- Для реализации программы “Здравствуй!” в детском саду созданы все условия. Открыты физкультурный зал, музыкальный зал, зал для ритмических занятий, изостудия, логотпункты, кабинет психолога. Работает сауна, физиокабинет.
- В процессе работы по курсу “Здравствуй!” в детском саду совместно с воспитателями и родителями изготовлены игровые пособия, куклы, которые используются в процессе общения. В группе оборудованы: спортивная зона, музыкальная зона, зона художественно-эстетического труда, открыт мини музей воздуха. Имеются атрибуты для подвижных игр, дидактическое оборудование для дыхательных упражнений, массажные коврики, нетрадиционное оборудование, дорожка здоровья. Имеются дидактические, настольные игры, альбомы, много художественной литературы.
- В методическом кабинете имеется обобщенный опыт работы по оздоровительной работе, материал дидактических игр сделанный руками воспитателей, наборы плакатов, дидактические и настольные печатные игры.
Ожидаемые результаты
- Осознание взрослыми и детьми понятия “Здоровье” и влияние образа жизни на состояние здоровья.
- Повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).
- Развитие основных психических процессов.
- Использование полученных знаний сформированных умений в определенной ситуации.
- Снижение заболеваемости.
Критерии оценки эффективности проекта
- Построение педагогического процесса с учетом результатов диагностики.
- Взаимосвязь с семьей по вопросам формирования здорового образа жизни.
- Интеграция современных научных и педагогических знаний основанных на опыте и практических рекомендаций.
- Снижение уровня заболеваемости.
IV. Перспективы дальнейшего развития проекта
Дальнейшая реализация программы “Здравствуй!” предполагает:
- Сотрудничество с автором программы, научными организациями.
- Активное внедрение инноваций.
- Ориентация на ребенка, на его потребности, возможности и способности.
- Приобретение современных игрушек и оборудования.
- Распространение опыта оздоровительной работы, подготовка статей.
- Разработки памяток для родителей по воспитанию здорового ребенка.
Литература
[1] М.Л.Лазарев “Фырка и Здравик”, Книга сказок, часть I, Мнемозина, 2006 год.
[2] М.Л.Лазарев Книга песен, 2006 год.