Цели.
Предметные: установить зависимость написания безударной гласной в окончаниях имён существительных от склонения имён существительных. Совершенствовать умение в определении падежа имён существительных. Развивать умение определять тип склонения по существенным признакам.
Метапредметные:
Познавательные:
- осознанно и произвольно строить сообщения;
- овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, построение рассуждений;
- постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные:
- участие в коллективном обсуждении проблемы;
- умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, владение диалогической и монологической формами речи в соответствии с нормами языка;
- учитывать другое мнение и позицию, приходить к совместному решению.
Регулятивные:
- умение принимать и удерживать учебную задачу;
- на основе результатов практических задач делать теоретические выводы по теме урока в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- выделение и осознание того, что усвоено и подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:
- формирование интереса к познанию русского языка, самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование.
1. Таблица “Склонение имен существительных”.
2. Картина зимнего леса.
3. Карточки для индивидуальной работы.
4. Карточки с заданием для всего класса.
5. Карточки с буквами для игры.
6. Презентация к уроку.
Слайд №1. Презентация
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка д/з
- Ребята, давайте проверим домашнее задание.
- Назовите слова по которым можно проверить правописание безударных падежных окончаний.
- ЗИМА, ЗЕМЛЯ, КОНЬ, ОКНО, РЫБАК, ГРУДЬ.
Безударные падежные окончания имен существительных можно проверить ударным окончанием существительного того же типа склонения.
3. Сообщение темы и цели урока
- Мы с вами продолжим работать по теме: “Окончание имен существительных единственного числа”.
Цель: сегодня мы вспомним, что нам известно о предложении с однородными членами, о сложном предложении; продолжим работу с падежными окончаниями имен существительных в единственном числе.
4. Минутка чистописания
Мм Вв Пп
ВИХРЬ, МЕТЕЛЬ, ПУРГА.
Цель: сегодня мы еще раз вспомним соединения букв.
Вихрь - порывистое круговое движение ветра.
Метель – сильный ветер со снегом.
Пурга – сильная вьюга, снежная буря.
- Ребята, а вам снежный узор из букв ничего не напоминает?
- В каком падеже у имени существительного пишется -е или -и
- Обозначь склонение имен существительных.
- Напиши элементы и слова красиво.
Слайд №2
Слайд №3
5. Индивидуальная работа по карточкам
Напишите словосочетания вставляя пропущенные окончания. Определим склонение и падеж существительных.
На площадк… спал в кроватк…
у деревн… идет по дорог…
из-под кроват… лежит в портфел…
на скатерт… отметки в тетрадк…
по тропинк… куст сирен…
в тетрад… помогая дяд… Миш…
Слайд №4
6. Актуализация опорных знаний
- А сейчас мы с вами возьмем карточки, которые у вас на столе и послушаем задание.
- Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.
Сделайте орфографический разбор существительных с безударными окончаниями.
Как крас…вы с…ды и л…са после тихого снег…! Полюбуйся пуш…стым снег… на яблон… на сирен… на ел…! Сер…бристый иней украсил ветки топол…. На оз…ре лё… покрыт толстым сло…м снег…, но рыбаки г…товятся к рыбной ловле.
- Определите каким по цели высказывания, по интонации, по составу является каждое предложение. Составь схему последнего предложения.
Слайд №5
7. Словарная работа
- Сегодня словарную работу проводим необычно, вы должны посмотреть на картину зимнего дня и вспомнить словарные слова, связанные с лесом.
Лисица, опушка, север, деревня, заяц, осина, береза, рябина, север, декабрь, берег.
- А новое словарное слово попробуйте отгадать:
Два братца, в воду глядятся
Век не сойдутся (Берега).
Берег – бережок, береговой, набережная.
- Составьте предложения с этим словом.
Иней посеребрил деревья на левом берегу реки.
Слайд №6
Слайд №7
8. Физкультминутка
- Мы с вами на уроке русского языка развиваем орфографическую зоркость, но чтобы ей обладать нужно иметь еще и зоркость глаз.
9. Работа с учебником
- Составь предложения с однородными членами используя грамматические признаки, которые указаны в скобках. Укажи склонение, падеж имен существительных.
На снегу видны следы (-а; 1-е; ед.ч.) …, (н.о.; 2-е; ед.ч.) … и (н.о.; 3-е; ед.ч.) … .
- Чтобы правильно писать окончания имен существительных что нужно знать?
- Тип склонения, падеж.
10. Письмо по памяти
Зимняя бахрома.
На сосне и на березе – бахрома.
Белой пряжей их запутала зима
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
- Прочитайте стихотворение. Скажите имена существительные какого склонения использовал автор чтобы создать свой зимний пейзаж.
- Существительное в каком падеже отсутствует в этом стихотворении. Докажите.
- Можно определить по окончаниям; отсутствует существительное в Р.п.
- Ребята, скажите как проверить окончание имен существительных 1-го склонения.
Слайд №8
11. Игра “Буквы заблудились”.
На полян… -и
У опушк… -е
У ел… -е
На сосн… -и
Слайд №9
12. Итог.
- У имен существительных какого склонения никогда не пишется окончание -е?
- Какие две гласные пишутся у имен существительных 1, 2-го склонения в творительном падеже?
- Ребята, скажите, а какой способ проверки безударных окончаний имен существительных вы выбираете для себя?
Слайд №10
13. Выставление оценок.
14. Домашнее задание.
Слайд №11