Урок обществознания «Наш региональный парламент»

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цель: повышение правовой культуры и формирование активной гражданской позиции школьников, родителей и учителей.

Задачи:

  • углубление и расширение правовых знаний;
  • воспитание чувства ответственности, долга и самостоятельности, формирование личного отношения к общественным проблемам,
  • развитие общественного самоуправления,
  • развитие коммуникативных, ораторских и художественных способностей, приобретение навыков участия в избирательном процессе.

Форма мероприятия: деловая игра-викторина.

Оснащение:

  • таблички с названиями групп “Надежда”, “Искатели”, “Мечтатели”, “Клио”,
  • извлечения из Устава Астраханской области,
  • извлечения из закона Астраханской области “О выборах депутатов Думы Астраханской области”,
  • извлечения из закона Астраханской области “О нормативных правовых и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области”,
  • карточки с заданиями для групп,
  • презентация “Викторина”,
  • мультимедийный проектор и экран.

Предварительное задание группам.

1. Изучите извлечения из Устава Астраханской области, Закона Астраханской области “О нормативных правовых и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области”, закона Астраханской области “О выборах депутатов Думы Астраханской области”.

Ход урока

1. Мотивационный этап

Учитель: Жители нашего села страдают от плохого качества речной воды, всё вокруг зарастает чилимом. Хотели люди выкорчевать чилим, да нельзя: он в Красную книгу занесён как исчезающее растение. И вот инициативная группа наших односельчан обратилась в Думу Астраханской области с законопроектом об изменении списка растений, внесенных в Красную Книгу. Однако, их законопроект не был принят. Почему?

Заслушиваются мнения учащихся.

2. Постановка цели урока

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами разберемся, как принимаются законодательные акты в нашей области, как проходят выборы в Думу Астраханской области и какими полномочиями она обладает, проверим ваши правовые знания, восполним пробелы и попробуем решить проблему, поднятую жителями села.

3. Организационный момент

Учитель: Сделаем мы это в форме соревнования между командами. Следить за порядком и подсчитывать баллы будет беспристрастное жюри. На доске они будут записывать баллы, набранные нашими участниками.

Представляю вам команды: “Надежда”, “Мечтатели”, “Искатели”, “Клио”. Каждая группа может выбрать любой вопрос. Если группа не сможет ответить на вопрос, ответить на него могут другие группы. Право ответа на вопрос даётся по очереди каждой группе. На столах каждой группы есть извлечения из Устава Астраханской области, закона Астраханской области “О нормативных правовых и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области”, закона Астраханской области “О выборах депутатов Думы Астраханской области”, ими можно пользоваться при подготовке ответа, но помните, что время ответа ограничено.

У нас на уроке присутствуют зрители, которые также примут участие в игре. В качестве болельщиков они также могут отвечать на вопросы, если команда не сможет дать правильный ответ, и отдавать свои баллы любой команде по своему выбору.

По итогам викторины будут выставлены оценки наиболее активным участникам команд и болельщикам.

4. Первый тур “От А до Я” (слайды 2-14)

Учитель: На первом этапе давайте проверим ваши знания основных понятий. Полный ответ - 2 балла, неполный ответ- 1 балл. Итак, мы начинаем.

1 вопрос: что такое конституция?

2 вопрос: Что такое демократия?

3 вопрос: Что такое субъект Российской Федерации?

4 вопрос: Что такое Дума Астраханской области?

5 вопрос: Что такое дееспособность?

6 вопрос: Что такое постановление?

7 вопрос: Что такое закон?

8 вопрос: Кто такой депутат?

9 вопрос: Кто такой губернатор?

10 вопрос: Что такое правительство?

11 вопрос: Что такое местное самоуправление?

12 вопрос: Что такое фракция?

Ответы: 1) Конституция РФ – нормативно-правовой акт, обладающий высшей силой, содержащий закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем государства, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности. 2) Демократия – политический режим, при котором существует выборность органов власти, разделение властей, приоритет права, реальность и гарантированность прав и свобод граждан, многопартийность, политический плюрализм, легальность оппозиции. 3) Субъект Российской Федерации – государственно-политическое образование, обладающее ограниченным суверенитетом, имеющее свою систему права, органы власти, входящее в состав РФ на равных правах с другими субъектами, но признающее приоритет Конституции РФ и ФЗ. 4) Дума Астраханской области – законодательный и представительный орган Астраханской области. 5) Дееспособность - способность распоряжаться правами и нести обязанности. 6) Постановление – подзаконный акт, принятый во исполнение закона. 7) Закон - нормативный правовой акт, принимается законодательным органом власти в особом порядке, обладает высшей юридической силой (после Конституции), регулирует важные общественные отношения. 8) Депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 9) Губернатор - глава большой административно-территориальной, федеративной единицы. 10) Правительство - это высший орган исполнительной власти. 11) Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. 12) Фракция - группа политических деятелей, объединённая сходными политическими взглядами внутри более широкой организации, партии.

5. Работа со зрителями

Учитель: Сегодня мы с вами проводим игру “Наш региональный парламент”. А знаете ли вы принципы проведения выборов в Думу Астраханской области? Давайте спросим у присутствующих здесь болельщиков.

Болельщики должны назвать принципы проведения выборов.

Граждане участвуют в выборах и референдуме на основе всеобщего равного и прямого избирательного права и волеизъявления при тайном голосовании.

Участие в выборах добровольное и свободное.

Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума осуществляется открыто и гласно.

Все кандидаты равны в правах. Всем кандидатам предоставляются равные права и возможности для предвыборной агитации.

Государственные органы должны быть нейтральными и не использовать свое служебное, должностное положение для продвижения своего кандидата или во вред другому кандидату в период проведения выборов или референдума.

6. Второй тур игры “Путаница” (слайды 15-16)

Учитель: Сейчас всем группам предлагается задание: расставьте по порядку этапы проведения выборов в Думу Астраханской области -

1. Создание избирательного участка.

2. Создание участковой избирательной комиссии.

3. Предвыборная агитация.

4. Регистрация кандидатов.

5. Назначение выборов.

6. Опубликование результатов выборов.

7. Голосование.

Командам дается 3-4 минуты на выполнение задания. Они должны написать ответ на листе и сдать его жюри для проверки. За правильное выполнение команда получает 3 балла.

Группы выполняют задания.

Учитель подводит итоги игры: Итак, каков же правильный ответ? Смотрим на экран (слайд).

Порядок этапов проведения выборов депутатов в Думу Астраханской области:

1) 5. Назначение выборов.

2) 1. Создание избирательного участка.

3) 2. Создание участковой избирательной комиссии.

4) 4. Регистрация кандидатов.

5) 3. Предвыборная агитация.

6) 7. Голосование.

7) 6. Опубликование результатов выборов.

Учитель: Предоставим жюри возможность огласить результаты первых двух туров игры.

7. Третий тур игры “Структура Думы Астраханской области” (слайды 17-23)

Учитель: Итак, прошли выборы в Думу Астраханской области. Какова структура нашего парламента? Задача команд разобраться со структурой Думы, найти лишний элемент /или ошибочный/ и объяснить свой выбор. За правильное решение команда получает 3 балла, неполное – 1-2 балл, неправильное - 0 баллов.

Группы выбирают задание, им дается 2-3 минуты на решение задачи. Решение они должны записать на листе и сдать жюри.

Учитель (после того, как все группы сдали свои решения жюри): Давайте посмотрим задание каждой группы и правильное решение.

Задание 1 группы: найдите ошибку

Председатель Думы
Председатель правительства

заместитель председателя Думы

комитет по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии

комитет по бюджетно-финансовой, экономической, налоговой политике

комитет по местному самоуправлению

комитет по государственному строительству, законности и правопорядку

комитет по здравоохранению и социальному развитию

комитет по образованию, культуре, науке, молодежной политике, спорту и туризму

комитет по промышленной политике, предпринимательству, торговле, транспорту и связи

комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

Фракции партий

Решение: председатель правительства не является членом Думы, на схеме не обозначен первый заместитель председателя Думы.

Задание 2 группы. Вставьте пропущенные элементы

Председатель Думы
Первый заместитель председателя Думы

заместитель председателя Думы

комитет по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии

комитет по ----------------------

комитет по местному самоуправлению

комитет по государственному строительству, законности и правопорядку

комитет по здравоохранению и социальному развитию

комитет по образованию, культуре, науке, молодежной политике, спорту и туризму

комитет по промышленной политике, предпринимательству, торговле, транспорту и связи

комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

фракции партий

Решение: комитет по бюджетно-финансовой, экономической, налоговой политике

Задание 3 группы. Найдите лишнее.

Председатель Думы
Первый заместитель председателя Думы

заместитель председателя Думы

комитет по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии

комитет по бюджетно-финансовой, экономической, налоговой политике

комитет по местному самоуправлению

комитет по государственному строительству, законности и правопорядку

комитет по здравоохранению и социальному развитию

комитет по образованию, культуре, науке, молодежной политике, спорту и туризму

комитет по промышленной политике, предпринимательству, торговле, транспорту и связи

комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

Фракция "Единая Россия"

Фракция "Коммунистическая партия Российской Федерации"

Фракция “Справедливая Россия”

Фракция "Отечество - вся Россия"

Фракция "Либерально-демократическая партия России"

Решение: Партия “Отечество вся Россия” не участвовала в выборах 2011 года, такой фракции нет.

Задание 4 группы. Найдите лишнее.

Председатель Думы
Первый заместитель председателя Думы

заместитель председателя Думы

комитет по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии

комитет по бюджетно-финансовой, экономической, налоговой политике

комитет по обороне и вооружению

комитет по государственному строительству, законности и правопорядку

комитет по здравоохранению и социальному развитию

комитет по образованию, культуре, науке, молодежной политике, спорту и туризму

комитет по промышленной политике, предпринимательству, торговле, транспорту и связи

комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

Фракции партий

Решение: в Думе Астраханской области нет комитета по вооружению, так как оборона страны и вопросы вооружения входит в полномочия Федерации.

8. Четвертый тур. “Полномочия Думы Астраханской области”.

Учитель: Итак, мы разобрались со структурой парламента, а теперь разберём его полномочия. Ваша задача: ознакомиться с суждениями и выбрать верные, ответив “Да” или “Нет”. Правильное выполнение каждого задания принесет вашей команде 1 балл.

Каждая команда получает текст.

1. Дума Астраханской области может назначить прокурора области, если предыдущий прокурор уволился по состоянию здоровья. (Нет, это может сделать только вышестоящий прокурор).

2. Законы Астраханской области может принимать только Дума Астраханской области. (Да, статья 36 Устава области)

3. Губернатор Астраханской области назначает выборы в Думу Астраханской области. (Нет, это полномочия Думы).

4. Партия, представленная в Думе Астраханской области, может назначить члена своей партии членом участковой комиссии референдума с совещательным голосом? (Да, может).

5. Дума Астраханской области может отрешить губернатора от должности. (Нет, решение Думы о недоверии Губернатору направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении его от должности).

6. Дума Астраханской области утверждает договор Астраханской области с республикой Казахстан о торговом сотрудничестве. (Да).

7. Дума назначает председателя правительства Астраханской области. (Нет, это делает Губернатор по согласованию с Думой).

9. Игра со зрителями “Символы нашей области” (пока команды выполняют задание).

Учитель: 1) Опишите герб Астраханской области, 2) опишите флаг области, 3) как выглядит герб Приволжского района, 4) кто написал гимн Астраханской области?

10. Пятый тур “Законотворчество”.

Учитель: Итак, инициативная группа жителей села (в количестве 10 человек) решила обратиться в Думу Астраханской области. Вероятно, он не знакомы с тем, как принимаются законы. А вы знаете, как это происходит? Команды будут разбирать разные ситуации. За правильное решение команда получает 5 баллов, неполное - 1-4 балла, неправильное - 0 баллов.

Группы выбирают задание с ситуацией, им дается 4-5 минут на решение задачи. Решение они должны записать на листе и сдать жюри.

Учитель (после того, как все группы сдали свои решения жюри): Давайте посмотрим задание каждой группы и правильное решение.

Задание 1 группы: Комитет Астраханской Думы по природопользованию рассмотрел обращение жителей села Бирюковки, провел выездное заседание в Приволжском районе, заслушал депутатов сельского совета и принял поправки в Закон области о природопользовании и охране окружающей среды. Однако, прокурор области обжаловал это решение. Почему?

Решение: Прокурор прав, законы Астраханской области, а также поправки к ним, принимаются Государственной Думой Астраханской области большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы Астраханской области.

Задание 2 группы. Закон Астраханской области “Об образовании” оставляет за родителями право выбора образовательного учреждения для своих детей. В школе, куда обратились родители с заявлением о приеме детей в школу, родителям ответили, что детей, проживающих на территории другого сельского совета, в школу не принимают, ссылаясь на постановление главы района. Правомерно ли это?

Решение: Нормативные правовые и иные правовые акты органов государственной власти Астраханской области не должны противоречить Уставу Астраханской области и Закону Астраханской области. В случае противоречия между законом Астраханской области и нормативными правовыми и иными правовыми актами органов государственной власти Астраханской области действует закон Астраханской области. Вероятно, в постановлении главы должно быть дополнение: “Приоритетным правом приема пользуются жители, проживающие на территории данного поселения, где находится школа”.

Задание 3 группы. Губернатор области настоял на принятии областной Думой закона, ограничивающего въезд жителей Дагестана в регион. Насколько в соответствии с законом действовал губернатор?

Решение: Действия губернатора и областной Думы нарушают права человека на свободу передвижения и равенство граждан России.

Задание 4 группы. Инициативная группа односельчан обратилась в Думу Астраханской области с законопроектом об изменении списка растений, внесенных в Красную Книгу. Однако, их законопроект не был принят. Почему?

Решение: Они не обладают правом законодательной инициативы, это могут сделать депутаты Думы Астраханской области, Губернатор области и представительные органы местного самоуправления Астраханской области. Астраханский областной суд, Арбитражный суд области и прокурор области обладает правом законодательной инициативы по вопросам их ведения.

11. Подведение итогов викторины.

Учитель: Подведем итоги 3 и 4 тура, предоставим слово жюри.

Жюри оглашает итоги 3 и 4 тура игры, общие итоги.

12. Мозговой штурм

Учитель: Давайте решим проблему, поднятую жителями села. Что же им делать?

Обсуждение предложений в группах и их выступления.

Возможные решения.

Жители могут обратиться к:

1) депутату Думы Астраханской области, избранному от Приволжского района, с депутатским наказом по проблеме очищения рек от чилима в районах поселений;

2) в органы местного самоуправления (депутатам сельсовета) с депутатским наказом, чтобы депутаты местного самоуправления обратились к областному правительству за помощью по расчистке русла рек водомётом;

3) потребовать у депутатов местного самоуправления отчета о работе по федеральной программе “Чистая вода”.

12. Домашнее задание

Учитель: На основе полученной информации и решения команд попробуйте составить депутатский наказ по данной проблеме.

13. Выводы урока

Учитель: Завершилась наша игра. Сегодня мы проверили свои правовые знания, применили их при решении практических ситуаций и увидели, как можно участвовать в судьбе своей школы, своего села, своей страны. Я надеюсь, что вы примете активное участие в работе сельского совета, парламента области. Возможно, кто-нибудь из вас станет депутатом и будет представлять интересы наших жителей. В этом году Думе Астраханской области исполняется 20 лет. За эти годы было создано немало законов и принято постановлений, регулирующих нашу жизнь, делающих её лучше, безопаснее, интереснее. Многие из них основаны на наказах избирателей. Не оставайтесь в стороне от происходящего на вашей Родине, будьте активны! Спасибо за внимание.

Использованная литература

1. Джуманьязова Э.Г. Деловая игра “Наш школьный референдум” .

https://urok.1sept.ru/articles/603238/