Введение
Подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциальности в этом возрасте.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о “преходящих подростковых акцентуациях характера”.
Исследование акцентуаций личности является сложнейшей социально– психологической и медицинской проблемой. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в учебной деятельности и др.
А.Е. Личко в своих работах отмечал тот факт, что акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера подростков чрезмерно усилены. Вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных в История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты неизбежны, существовали всегда, и будут существовать до тех пор, пока существует взаимодействие людей между собой. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники.
Современная социальная ситуация развития ставит перед человечеством серьезный выбор – или оно будет стремиться к разрешению своих конфликтов, или оно скатывается к противостоянию на различных уровнях, вплоть до войн. В настоящее время потребность в научном исследовании конфликтов стала очевидной, так как закончился этап игнорирования, замалчивания или негативного отношения к конфликту.
Актуальность исследования состоит в том, что в современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества и большой интерес представляет проблематика социальных конфликтов. Нарастание такого интереса обусловлено широким распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми.
Цель работы: выявить взаимосвязь акцентуаций личности и стилей поведения в конфликте у старшеклассников.
Нами были выдвинули гипотезы исследования:
Гипотеза 1. Существуют половые различия в степени выраженности акцентуаций личности: у девушек больше выражена эмотивность, циклотимность и экзальтированность, по сравнению с юношами, а у юношей больше выражены гипертимность и педантичность.
Гипотеза 2. Существуют половые различия в стилях поведения в конфликте: у юношей больше выражены такие стили поведения, как соперничество и компромисс, по сравнению с девушками, а у девушек больше выражено сотрудничество, по сравнению с юношами.
Гипотеза 3. Существуют специфические взаимосвязи стилей поведения и акцентуаций личности. Для юношей: чем больше циклотимность и эксплозивность, тем они более склонны к такому стилю поведения в конфликтной ситуации как соперничество и менее склонны к приспособлению; чем больше педантичность, тем более склонны к такому стилю поведения как сотрудничество. Для девушек: чем больше выражена ригидность, тем они более склонны к такому стилю поведения в конфликте как соперничество; чем больше выражены циклотимность и эксплозивность, тем менее склонны к такому стилю поведения в конфликте как сотрудничество.
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие учащиеся 10-х классов гимназии № 1584 г. Москвы в количестве 40 девочек и 26 мальчиков.
1. Понятие акцентуаций характера в психологии
Качества личности в значительной степени определяют её адаптивные способности, успешность в профессиональной деятельности. В связи с этим, специалисту, реализующему задачи исследования личности, необходимо изначально построить общее собственное представление об особенностях психики изучаемого человека.
Знание специалистом психической структуры личности важно для построения актуального диагностического исследования и учета в профессионально-ориентированном взаимодействии.
Существует достаточно много концептуальных подходов различных авторов, психологических школ к определению качеств личности.
Понятие “акцентуации” впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им же разработана и описана известная классификация акцентуаций личности.
В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром профессором А.Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций. В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействия и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях.
При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, могут сочетаться с хорошей повышенной устойчивости к другим воздействиям. Точно так же, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях, может сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти “другие” ситуации сами по себе могут быть объективны и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией, не референтной ей.
В работах К.Леонгарда используется как сочетание "акцентуированная личность", так и "акцентуированные черты характера" [13]. Хотя все-таки главным у него является понятие "акцентуация личности". Сама классификация К.Леонгарда есть классификация акцентуированных личностей. А.Е.Личко полагает, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях характера и типологии характера идет речь [14].
Справедливым является использование обоих сочетаний и акцентуированная личность, и акцентуация характера. В отечественной психологии сложилась традиция четко; а иногда и резко подчеркивать различие в понятиях личность и характер. При этом имеется в виду, что понятие личность более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки, интеллект, способности и т.д. Между тем, в западной психологии часто, говоря "личность", имеют в виду ее характерологию. К этому есть определенные основания, потому что характер - это не только базис личности (так считают многие, хотя и это дискуссионно), но и интегративное образование. В характере находят свое выражение и система отношений личности, ее установки, ориентации и т.д. Если же обратиться именно к описаниям различных акцентуаций (все равно в какой типологии - К.Леонгарда или А.Личко), то легко увидеть, что многое в них характеризует именно личность в различных ее аспектах. В дальнейшем мы в равной степени и в равном значении будем использовать оба термина - акцентуированная личность и акцентуация характера.
Одной из распространенных практических ошибок является трактовка акцентуации как установленной патологии. Однако это не так. В работах К. Леонгарда и В.М. Русалова [13] специально подчеркивалось, что акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т.е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая все сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.
Личности, обозначаемые нами как акцентуированные, не являются патологическими. При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое отклонение от такой середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят "личность" в положительном смысле, подчеркивая, что они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом. Если у человека не наблюдаются проявления тех свойств, которые в "больших дозах" дают паранойяльную, ананкастическую, истерическую, гипоманиакальную или субдепрессивную картину, то такой средний человек может безоговорочно считаться нормальным. Но каков в таком случае прогноз на будущее, какова оценка состояния? Можно сказать, не колеблясь, что такого человека не ожидает неровный жизненный путь существа болезненного, со странностями, неудачника, однако маловероятно и то, что он отличится в положительном отношении. В акцентуированных, же личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Некоторые акцентуированные личности предстают перед нами в отрицательном свете, так как жизненные обстоятельства им не благоприятствовали, но вполне возможно, что под влиянием других обстоятельств они стали бы незаурядными людьми.
2. Описание акцентуаций по Леонгарду
1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.
2. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.
3. Ригидностный тип. Основная черта этого типа – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей.
4. Эксплозивный тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.
5. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.
6. Дистимический тип. Этот тип является противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.
7. Тревожно-боязливый тип. Основная черта – склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.
8. Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз.
9. Аффективно-экзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.
10. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.
3. Анализ результатов эмпирического исследования акцентуаций личности и стилей поведения в конфликтной ситуации у старшеклассников
3.1. Особенности акцентуаций старшеклассников
С целью выявления особенностей акцентуаций старшеклассников проводилось сравнение полученных показателей по Т-критерию Стьюдента с выборкой стандартизации, взятой из базы данных ААПДК “Мультипсихометр”. Результаты представлены в табл. 1 и табл. 2.
3.1.1. Особенности акцентуаций юношей
Показатели значений акцентуаций юношей по результатам дескриптивного анализа теста представлены в таблице 1 и рис 1.
Обозначения в таблицах 1 - 6: M - среднее значение, СКО- среднеквадратическое отклонение, t-St – t-критерий Стьюдента, p - уровень значимости.
Таблица 1
Показатели акцентуаций юношей
№ п/п | Показатель | Выборка | Нормы | t-St | p | ||
М | СКО | М | СКО | ||||
1 | Гипертимность (N=28) | 16.75 | 2.862 | 14.7 | 3.9 | 2.758 | <0.01 |
2 | Демонстративность (N=28) | 14.78 | 3.381 | 13.36 | 3.98 | 1.875 | <0.1 |
3 | Экзальтированность (N=28) | 11.03 | 4.255 | 7.5 | 3.54 | 5.176 | <0.001 |
4 | Эмотивность (N=28) | 11 | 3.162 | 12.37 | 3.48 | 2.057 | <0.05 |
5 | Циклотимность (N=28) | 8.535 | 4.857 | 6.45 | 4 | 2.701 | <0.01 |
6 | Эксплозивность (N=28) | 9.678 | 4.698 | 8.2 | 4 | 1.917 | <0.1 |
7 | Педантичность (N=28) | 10.57 | 4.856 | 11.4 | 4 | 1.073 | >0.1 |
8 | Ригидность (N=28) | 10.39 | 3.803 | 9.4 | 3.96 | 1.308 | >0.1 |
9 | Дистимность (N=28) | 5 | 3.877 | 6.28 | 3.07 | 2.156 | <0.05 |
10 | Тревожность (N=28) | 5.571 | 2.485 | 6.05 | 3.5 | 0.718 | >0.1 |
11 | Атипичность ответов (N=28) | 3.714 | 4.188 | 2.48 | 2.1 | 2.945 | <0.005 |
Рис.1. Средние значения акцентуаций
личности юношей
по методике Леонгарда
Из табл. 1 видно, что выборка юношей значимо (p?0,05) отличается от выборки стандартизации по таким показателям как: гипертимность (16,75), экзальтированность (11,03), эмотивность (11), циклотимность (8,535), дистимность (5), причем средние значения по гипертимости, экзальтированности и циклотимности достоверно выше, а эмотивности и дистимности достоверно ниже, чем в выборке стандартизации.
Превалирование в выборке юношей таких акцентуаций как - гипертимность 16,75; затем экзальтированность 11,03 и эмотивность 11, является позитивным фактом, положительно характеризующим, в частности, личностные качества наших тестируемых.
3.1.2. Особенности акцентуаций девушек
Показатели значений акцентуаций девушек по результатам дескриптивного анализа теста представлены в таблице 2 и рис 2.
Таблица 2
Показатели акцентуаций девушек
№ п/п | Показатель | Выборка | Нормы | t-St | p | ||
М | СКО | М | СКО | ||||
1 | Гипертимность (N=43) | 15.16 | 4.076 | 14.7 | 4 | 0.725 | >0.1 |
2 | Демонстративность (N=43) | 13.11 | 3.929 | 12.3 | 4 | 1.283 | >0.1 |
3 | Экзальтированность (N=43) | 14.04 | 4.695 | 9.5 | 3.2 | 8.528 | <0.001 |
4 | Эмотивность (N=43) | 15.93 | 4.002 | 16.5 | 3.06 | 1.136 | >0.1 |
5 | Циклотимность (N=43) | 11.90 | 5.710 | 8.3 | 4.16 | 5.257 | <0.001 |
6 | Эксплозивность (N=43) | 8.697 | 5.275 | 7.16 | 3.6 | 2.564 | <0.05 |
7 | Педантичность (N=43) | 11.86 | 4.044 | 12.4 | 4.07 | 0.832 | >01 |
8 | Ригидность (N=43) | 10.60 | 4.766 | 8.59 | 3.62 | 3.394 | <0.001 |
9 | Дистимность (N=43) | 6.116 | 4.277 | 7.03 | 3.03 | 1.821 | <0.1 |
10 | Тревожность (N=43) | 9.697 | 5.016 | 9.1 | 4.02 | 0.912 | >0.1 |
11 | Атипичность ответов (N=43) | 7.744 | 5.499 | 1.88 | 1.89 | 15.35 | <0.001 |
Рис.2. Средние значения акцентуаций
личности девушек
по методике Леонгарда
Из табл. 2 видно, что выборка девушек значимо (p?0,05) отличается от выборки стандартизации по таким показателям как: экзальтированность (М=14,04), циклотимность (11,90), ригидность (10,60), эксплозивность (8,697), причем средние значения по указанным акцентуациям достоверно выше, чем в выборке стандартизации.
Таким образом, в выборке девушек превалируют такие акцентуации, как - экзальтированность 14,04; циклотимность 11,90 и ригидность 10,90.
3.1.3. Сравнительный анализ акцентуаций юношей и девушек
Для выявления различий в уровне выраженности акцентуаций личности у юношей и девушек – учеников старших классов общеобразовательной школы, был проведён сравнительный анализ акцентуаций юношей и девушек по t-критерию Стьюдента на уровне значимости p?0,05. Результаты приведены в таблице 3, значимые показатели выделены чёрным цветом.
Таблица 3
Сравнительный анализ акцентуаций юношей и девушек
Акцентуации | Среднее значение юноши |
Среднее значение девушки |
t-St | p | Станд. отклонение юноши |
Станд. отклонение девушки |
Гипертимность | 16,85 | 15,33 | 1,66 | 0,102 | 2,922 | 4,028 |
Демонстративность | 15,00 | 13,30 | 1,80 | 0,076 | 3,406 | 3,950 |
Экзальтированность | 11,00 | 14,05 | -2,59 | 0,012 | 4,363 | 4,851 |
Эмотивность | 10,96 | 16,10 | -5,46 | 0,000 | 3,206 | 4,043 |
Циклотимность | 8,62 | 12,03 | -2,43 | 0,018 | 5,021 | 5,899 |
Эксплозивность | 10,08 | 8,75 | 1,02 | 0,311 | 4,621 | 5,467 |
Педантичность | 10,46 | 12,00 | -1,36 | 0,178 | 4,958 | 4,145 |
Ригидность | 10,58 | 10,60 | -0,02 | 0,984 | 3,797 | 4,945 |
Дистимность | 4,62 | 5,98 | -1,30 | 0,198 | 3,753 | 4,382 |
Тревожность | 5,38 | 9,88 | -4,16 | 0,000 | 2,467 | 5,115 |
Как видно из таблицы 3, у юношей и девушек имеются значимые различия по четырем акцентуациям. У девушек выше показатель среднего значения по экзальтированности (14,05), эмотивности (16,10), циклотимности (12,03) и тревожности (9,88). При этом показатели стандартного отклонения по выявленным акцентуациям у девушек выше, чем у юношей.
Других значимых различий не наблюдается.
По результатам исследования по методике Леонгарда можно сделать вывод о том, что гипотеза 1 подтвердилась частично: действительно существуют различия в степени выраженности акцентуаций личности: у девушек больше выражена, эмотивность, циклотимность и экзальтированность, по сравнению с юношами. В этой части гипотеза 1 подтвердилась. Но большей выраженности у юношей гипертимности и педантичности не выявлено – в этой части гипотеза 1 не подтвердилась.
3.2 Особенности поведения старшеклассников в конфликте
С целью выявления особенностей поведения старшеклассников в конфликте проводилось сравнение полученных показателей по Т-критерию Стьюдента с выборкой стандартизации, взятой из базы данных ААПДК “Мультипсихометр”. Результаты представлены в табл. 4 и табл. 5.
3.2.1. Особенности поведения в конфликте юношей
Показатели значений стилей поведения юношей по результатам дескриптивного анализа теста представлены в таблице 4 и рис.3.
Таблица 4
Показатели стилей поведения в конфликте у юношей
№ п/п |
Показатель | Выборка | Нормы | t-St | p | ||
М | СКО | М | СКО | ||||
1 | Соперничество (N=26) | 5.096 | 3.162 | 4.288 | 2.996 | 1.362 | >0.1 |
2 | Сотрудничество (N=26) | 5.788 | 2.145 | 6.799 | 1.667 | 3.047 | <0.005 |
3 | Компромисс (N=26) | 6.807 | 2.078 | 7.594 | 1.876 | 2.114 | <0.05 |
4 | Избегание (N=26) | 5.692 | 1.594 | 5.992 | 1.885 | 0.805 | >0.1 |
5 | Приспособление (N=26) | 6.615 | 2.228 | 5.307 | 2.362 | 2.802 | <0.01 |
6 | Активность (N=26) | 22.57 | 4.419 | 23.78 | 5.559 | 1.105 | >0.1 |
7 | Конформность (N=26) | 25.61 | 6.859 | 25.82 | 5.317 | 0.199 | >0.1 |
8 | Адаптированность (N=26) | 23.76 | 4.188 | 27.19 | 4.533 | 3.824 | <0.001 |
Рис.3. Средние значения стилей
поведения юношей в конфликте
по методике Томаса
Из табл. 4 видно, что выборка юношей значимо (p?0,05) отличается от выборки стандартизации по таким показателям как: компромисс (6,807), приспособление (6,615) и сотрудничество (5,788), причем средние значения по приспособлению достоверно выше, а компромиссу и сотрудничеству достоверно ниже, чем в выборке стандартизации.
При этом уровень адаптированности равен 23,76, среднее значение которого достоверно ниже, чем в выборке стандартизации.
Ведущей стратегией поведения в конфликте у опрошенных юношей является компромисс. Показатель степени выраженности данной стратегии поведения достаточно велик (6,807). Подавляющее большинство тестируемых весьма склонны “использовать” компромисс как стратегию поведения в конфликте, что также является психологически положительным фактом. Компромисс как стиль поведения направлен на постепенное сближение интересов сторон и сведение их к общему балансу сил и потребностей, что возможно только в том случае, если все участники готовы идти на уступки. Черты личности субъекта, “предпочитающего” компромисс как стратегию поведения в конфликте следующие. Это осторожные, рационально мыслящие люди, которые ориентированы на сохранение стабильных социальных отношений. У них “присутствует” хорошо развитый интеллект и адекватная высокая самооценка. Этот стиль поведения склонны “выбирать” как экстраверты, так и интроверты.
Среднее значение по стилю поведения “приспособление” составляет 6,615. Данное соотношение выраженности этой стратегии, в общем, является весьма распространённым в разных выборках тестируемых. Приспособление - это стиль, ориентированный на сохранение социальных отношений, в ущерб своим интересам. Черты личности субъекта, “предпочитающего” приспособление как стратегию поведения в конфликте следующие. Неадекватно заниженная самооценка, безынициативность и отсутствие активных социальных контактов. Данный стиль поведения более свойственен интровертам.
Среднее значение по стилю поведения “сотрудничество” составляет 5,788 - что само по себе является отрадным показателем. Сотрудничество (кооперация) как стратегия, направлена на разрешение противоречий, лежащих в основе конфликта. Черты личности субъекта, “предпочитающего” сотрудничество как стратегию поведения в конфликте следующие. Этот стиль, как правило, присутствует у неформальных лидеров, способных регулировать и контролировать поведение не только других людей, но и свое собственное, что возможно благодаря тому, что в системе мотиваций доминирующую позицию занимает мотив достижения цели с высоким развитием социального волевого контроля. Этот стиль поведения наиболее характерен для экстравертов.
Таким образом, мы выявили, что доминирующей стратегией поведения в конфликте по всей выборке юношей, в целом является компромисс. На втором месте – приспособление. На третьем месте – сотрудничество.
Следует отметить, что указанные стили поведения опрошенных юношей проявляются примерно в равной степени, что свидетельствует об их хорошей адаптированности к социальной среде.
3.2.2. Особенности поведения в конфликте девушек
Показатели значений стилей поведения девушек по результатам дескриптивного анализа теста представлены в таблице 5 и рис.4.
Таблица 5
Показатели стилей поведения в конфликте у девушек
№ п/п | Показатель | Выборка | Нормы | t-St | p | ||
М | СКО | М | СКО | ||||
1 | Соперничество (N=40) | 4.387 | 3.439 | 3.743 | 3.16 | 1.229 | >0.1 |
2 | Сотрудничество (N=40) | 6.862 | 1.808 | 6.839 | 1.617 | 0.087 | >0.1 |
3 | Компромисс (N=40) | 7.05 | 1.839 | 7.576 | 1.948 | 1.645 | >0.1 |
4 | Избегание (N=40) | 5.175 | 1.879 | 6.064 | 1.963 | 2.757 | <0.01 |
5 | Приспособление (N=40) | 6.525 | 2.581 | 5.777 | 2.347 | 1.919 | <0.1 |
6 | Активность (N=40) | 23.55 | 5.434 | 22.74 | 5.931 | 0.834 | >0.1 |
7 | Конформность (N=40) | 27.82 | 6.819 | 26.80 | 5.111 | 1.171 | >0.1 |
8 | Адаптированность (N=40) | 25.12 | 4.664 | 27.38 | 4.771 | 2.877 | <0.005 |
Рис.4. Средние значения стилей
поведения девушек в конфликте
по методике Томаса
Из табл. 5 видно, что выборка девушек значимо (p?0,05) отличается от выборки стандартизации по такому показателю как: избегание (5,175), причем среднее значение по данному стилю поведения в конфликте достоверно ниже, чем в выборке стандартизации.
При этом уровень адаптированности равен 25,12, среднее значение которого достоверно ниже, чем в выборке стандартизации.
Избегание - это стиль поведения, ориентированный на сохранение статуса своего “Я”, поэтому наиболее социально пассивный, сводящийся, обычно, к непризнанию наличия внешнего конфликта. Черты личности присущие людям, “выбирающим” избегание (уход от конфликта): заниженная самооценка, недостаточная развитость социального интеллекта, - что способствует усилению внутренних конфликтов. Этот стиль поведения в конфликте в большей степени свойственен интровертам.
Таким образом, мы выявили, что для выборки девушек значимым является только один стиль поведения в конфликте - избегание.
3.2.3. Сравнительный анализ стилей поведения в конфликте у юношей и девушек
Для выявления различий в уровне выраженности стиля поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек – учеников старших классов общеобразовательной школы, был проведён сравнительный анализ стилей поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек по t-критерию Стьюдента на уровне значимости p?0,05. Результаты приведены в таблице 6, значимые показатели выделены чёрным цветом.
Таблица 6
Сравнительный анализ стилей поведения в конфликте у юношей и девушек
Стиль поведения в конфликте |
Среднее значение юноши |
Среднее значение девушки |
t-St | p | Станд. отклонение юноши |
Станд. отклонение девушки |
Соперничество | 5,10 | 4,39 | 0,84 | 0,402 | 3,162 | 3,439 |
Сотрудничество | 5,79 | 6,86 | -2,19 | 0,032 | 2,146 | 1,808 |
Компромисс | 6,81 | 7,05 | -0,50 | 0,621 | 2,079 | 1,839 |
Избегание | 5,69 | 5,18 | 1,16 | 0,251 | 1,594 | 1,880 |
Приспособление | 6,62 | 6,53 | 0,15 | 0,884 | 2,228 | 2,582 |
Активность | 22,58 | 23,55 | -0,76 | 0,448 | 4,420 | 5,435 |
Конформность | 25,62 | 27,83 | -1,28 | 0,204 | 6,859 | 6,820 |
Адаптированность | 23,77 | 25,13 | -1,20 | 0,235 | 4,189 | 4,664 |
Из приведённой выше таблицы 6 можно сделать вывод, что существуют значимые отличия между юношами и девушками по стилю поведения сотрудничество (у девушек = 6,86, у мальчиков = 5,79), у девушек показатель стандартного отклонения ниже.
Сотрудничество (кооперация) как стратегия, направлена на разрешение противоречий, лежащих в основе конфликта. Черты личности субъекта, “предпочитающего” сотрудничество как стратегию поведения в конфликте следующие. Этот стиль, как правило, присутствует у неформальных лидеров, способных регулировать и контролировать поведение не только других людей, но и свое собственное, что возможно благодаря тому, что в системе мотиваций доминирующую позицию занимает мотив достижения цели с высоким развитием социального волевого контроля. Этот стиль поведения наиболее характерен для экстравертов.
Других значимых различий не наблюдается.
По результатам исследования по методике Томаса можно сделать вывод о том, что гипотеза 2 подтвердилась частично: действительно существуют различия в стилях поведения в конфликте у юношей и девушек: у девушек больше выражено сотрудничество, по сравнению с юношами. В этой части гипотеза 2 подтвердилась. Но большей выраженности у юношей соперничества и компромисса не выявлено – в этой части гипотеза 2 не подтвердилась.
3.3. Взаимосвязь акцентуаций и стилей поведения в конфликте у старшеклассников
Для выявления взаимосвязи между акцентуациями личности учащихся и стилями поведения в конфликте был применен корреляционный анализ. Коэффициент корреляции является эффективным средством выявления связи между различными количественными признаками и определения ее тесноты.
Ввиду того, что были выявлены значимые различия в показателях у юношей и девушек, корреляционный анализ проводился отдельно для каждой выборки.
3.3.1. Взаимосвязь акцентуаций и стилей поведения в конфликте у юношей
В таблице 7 приведены корреляционные взаимосвязи между стилями поведения и акцентуациями характера. Значения значимых специфических взаимосвязей юношей (при p ? 0,05) выделены черным цветом. Обозначения акцентуаций приведены в приложении 1, стилей поведения в конфликте – приложении 2.
Таблица 7
Результаты корреляционного анализа на выборке юношей
Сп | Ст | Км | Из | Пр | Ак | Кф | Ад | |
Гп | -0,08 | 0,07 | 0,03 | -0,29 | 0,24 | -0,04 | 0,20 | -0,14 |
Дм | 0,35 | -0,30 | -0,14 | 0,23 | -0,24 | 0,15 | -0,39 | -0,20 |
Эк | 0,30 | -0,04 | -0,13 | 0,26 | -0,45 | 0,33 | -0,36 | 0,09 |
Эм | -0,20 | 0,31 | -0,02 | -0,50 | 0,35 | 0,01 | 0,42 | -0,07 |
Цк | 0,46 | -0,20 | -0,24 | 0,29 | -0,45 | 0,36 | -0,49 | -0,11 |
Эп | 0,64 | -0,39 | -0,38 | 0,45 | -0,50 | 0,36 | -0,69 | -0,25 |
Пд | -0,37 | 0,47 | 0,07 | -0,31 | 0,22 | -0,04 | 0,46 | 0,28 |
Рг | 0,27 | -0,18 | -0,16 | 0,33 | -0,30 | 0,14 | -0,36 | -0,01 |
Дс | -0,01 | 0,05 | -0,10 | 0,21 | -0,09 | -0,02 | -0,06 | 0,16 |
Тр | -0,10 | 0,33 | -0,10 | -0,28 | 0,12 | 0,13 | 0,25 | 0,07 |
В результате анализа данных, полученных в процессе эмпирического исследования, было выявлено 6 положительных и 8 отрицательных взаимосвязей у юношей по психодиагностическим тестовым методикам Леонгарда и Томаса.
Из таблицы видно, что сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации положительно коррелирует с такими акцентуациями характера, как циклотимность (по методике Леонгарда) r=0,46 и эксплозивность (по методике Леонгарда) r=0,64. Следовательно, чем больше циклотимность и эксплозивность, тем больше соперничество.
Сотруднический стиль поведения в конфликте отрицательно коррелирует с такими акцентуациями характера, как эксплозивность r=-0,39 и положительно – с педантичностью (по методике Леонгарда) r=0,47. Следовательно, чем больше эксплозивность, тем меньше сотрудничество, и чем выше педантичность, тем выше сотрудничество.
Избегающий стиль поведения в конфликтной ситуации отрицательно коррелирует с такими акцентуациями характера, как эмотивность r=-0,50, и положительно коррелирует с эксплозивностью r=0,45. Это говорит о том, что чем больше эмотивность, тем меньше избегание и чем больше эксплозивность, тем выше избегание в конфликте.
Приспособленческий стиль поведения в конфликте отрицательно коррелирует с такими акцентуациями характера, как экзальтированность r=-0,45, циклотимность r=-0,45 и эксплозивность r=-0,50. Это говорит о том, что чем больше экзальтированность, циклотимность и эксплозивность, тем меньше приспособление.
Конформность отрицательно коррелирует с такими акцентуациями характера, как демонстративность r=-0,39, циклотимность r=-0,49, эксплозивность r=-0,69 и положительно коррелирует с такими акцентуациями характера, как эмотивность r=0,42 и педантичность r=0,46. Следовательно, чем больше демонстративность, циклотимность и эксплозивность, тем меньше конформность, а также, чем больше эмотивность и педантичность, тем выше конформность.
3.3.2. Взаимосвязь акцентуаций и стилей поведения в конфликте у девушек
В таблице 8 приведены корреляционные взаимосвязи между стилями поведения и акцентуациями характера. Значения значимых специфических взаимосвязей девушек (при p ? 0,05) выделены черным цветом. Обозначения акцентуаций приведены в приложении 1, стилей поведения в конфликте – приложении 2.
Таблица 8
Результаты корреляционного анализа на выборке девушек
Сп | Ст | Км | Из | Пр | Ак | Кф | Ад | |
Гп | -0,20 | 0,16 | 0,28 | -0,09 | 0,02 | -0,05 | 0,17 | 0,16 |
Дм | 0,18 | -0,20 | 0,09 | 0,04 | -0,20 | 0,13 | -0,23 | -0,09 |
Эк | 0,07 | -0,25 | 0,04 | 0,17 | -0,07 | -0,06 | -0,17 | -0,04 |
Эм | -0,30 | 0,14 | 0,21 | -0,22 | 0,31 | -0,22 | 0,37 | 0,02 |
Цк | 0,16 | -0,47 | 0,10 | 0,17 | -0,09 | -0,07 | -0,28 | -0,18 |
Эп | 0,23 | -0,44 | -0,11 | 0,32 | -0,16 | -0,03 | -0,38 | -0,13 |
Пд | -0,19 | 0,14 | 0,31 | -0,03 | -0,04 | -0,04 | 0,13 | 0,20 |
Рг | 0,33 | -0,42 | 0,07 | 0,13 | -0,29 | 0,16 | -0,42 | -0,19 |
Дс | 0,25 | -0,22 | -0,17 | 0,12 | -0,15 | 0,12 | -0,28 | -0,14 |
Тр | -0,02 | -0,23 | 0,14 | 0,28 | -0,12 | -0,13 | -0,17 | 0,10 |
В результате анализа данных, полученных в процессе эмпирического исследования, было выявлено 3 положительных и 4 отрицательных взаимосвязи у девушек по психодиагностическим тестовым методикам Леонгарда и Томаса.
Из таблицы видно, что сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации положительно коррелирует с такими акцентуациями характера, как ригидность (по методике Леонгарда) r=0,33. Следовательно, чем больше ригидность, тем больше соперничество.
Сотруднический стиль поведения в конфликте отрицательно коррелирует с такими акцентуациями характера, как циклотимность (по методике Леонгарда) r=-0,47, эксплозивность (по методике Леонгарда) r=-0,44, ригидность r=-0,42, Следовательно, чем больше циклотимность, эксплозивность, ригидность, тем ниже сотрудничество.
Избегающий стиль поведения в конфликтной ситуации положительно коррелирует с такими акцентуациями характера, как эксплозивность r=0,32. Это говорит о том, что чем больше эксплозивность, тем больше проявляется стиль избегания в конфликте.
Конформность положительно коррелирует с такими акцентуациями характера, как эмотивность r=0,37 и отрицательно – с эксплозивностью r=-0,38. Это говорит о том, что чем больше эмотивность, тем больше конформность, а также, чем больше эксплозивность, тем меньше конформность.
Исходя из результатов, представленных в табл.7 и табл.8, можно утверждать, что гипотеза 3 о существовании специфических взаимосвязей стилей поведения и акцентуаций личности подтвердилась полностью. Для юношей: чем больше циклотимность и эксплозивность, тем они более склонны к такому стилю поведения в конфликтной ситуации как соперничество и менее склонны к приспособлению; чем больше педантичность, тем более склонны к такому стилю поведения как сотрудничество. Для девушек: чем больше выражена ригидность, тем они более склонны к такому стилю поведения в конфликте как соперничество; чем больше выражены циклотимность и эксплозивность, тем менее склонны к такому стилю поведения в конфликте как сотрудничество.
Кроме того, в результате анализа данных табл.7 и табл.8 были выявлены общие взаимосвязи между стилями поведения в конфликте и акцентуациями личности и для юношей, и для девушек: чем больше выражена эксплозивность, тем они более склонны к такому стилю поведения в конфликте как избегание и менее склонны к сотрудничеству.
Заключение
Изучение процессов, происходящих в обществе, показывает, что конфликт является одной из важнейших социальных проблем. Конфликты пронизывают все сферы общественной жизни и, поэтому, человек сталкивается с ними постоянно, но нельзя приписывать им только отрицательные функции, т.к. часто в процессе конфликта можно найти новое, интересное решение проблемы.
И зарубежные (К. Томас), и отечественные (В.Н. Русалов) психологи считают нужным сконцентрировать внимание на таких аспектах изучения конфликтов, как формы поведения в конфликтных ситуациях, а также факторах, влияющих на выбор той или иной формы поведения. Выделено пять основных стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.
Ученые давно пытаются поделить людей на определенные группы, типы с точки зрения их психологических особенностей. Такие попытки имеют большое практическое значение, поскольку, отнеся человека к определенному типу, мы можем предположить наличие у него черт, свойственных всей типологической группе, и на этом основании прогнозировать его поведение в тех или иных ситуациях. Распознание типа акцентуации (особенно у подростка) одна из самых важных задач. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и позволяет предвидеть факторы, способные вызвать способы декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации личности.
Подводя итог, можно сделать вывод: в данной работе проведён анализ зарубежных и отечественных исследований поведения в конфликте и акцентуации личности, изучены стили поведения в конфликте и акцентуации личности.
Выделяют пять основных стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Каждая стратегия поведения может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта.
Акцентуации черт могут играть глобальную роль в положительном развитии личности, если их во время распознать и направить в нужное русло. В связи с этим были рассмотрены существующие типы акцентуаций личности по К.Леонгарду и В.М.Русалову.
По результатам сравнительного анализа индивидуально-психологических особенностей юношей и девушек, по t-критерию Стьюдента, можно сделать следующие выводы:
а) Гипотеза 1 подтвердилась частично: действительно существуют различия в степени выраженности акцентуаций личности: у девушек больше выражена, эмотивность, циклотимность и экзальтированность, по сравнению с юношами. В этой части гипотеза 1 подтвердилась. Но большей выраженности у юношей гипертимности и педантичности не выявлено – в этой части гипотеза 1 не подтвердилась.
б) Гипотеза 2 подтвердилась частично: действительно существуют различия в стилях поведения в конфликте у юношей и девушек: у девушек больше выражено сотрудничество, по сравнению с юношами. В этой части гипотеза 2 подтвердилась. Но большей выраженности у юношей соперничества и компромисса не выявлено – в этой части гипотеза 2 не подтвердилась.
В результате корреляционного анализа можно утверждать, что гипотеза 3 подтвердилась полностью: существуют специфические взаимосвязи стилей поведения и акцентуаций личности. Для юношей: чем больше циклотимность и эксплозивность, тем они более склонны к такому стилю поведения в конфликтной ситуации как соперничество и менее склонны к приспособлению; чем больше педантичность, тем более склонны к такому стилю поведения как сотрудничество. Для девушек: чем больше выражена ригидность, тем они более склонны к такому стилю поведения в конфликте как соперничество; чем больше выражены циклотимность и эксплозивность, тем менее склонны к такому стилю поведения в конфликте как сотрудничество.
Корреляционный анализ также показал, что существуют общие взаимосвязи между стилями поведения в конфликте и акцентуациями личности и для юношей и для девушек: чем больше выражена эксплозивность, тем они более склонны к такому стилю поведения в конфликте как избегание и менее склонны к сотрудничеству.
Подводя итог, можно утверждать, что существование общества без конфликтов невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт негативным проявлением, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни, вероятнее всего конфликт - необходимая форма социального взаимодействия между людьми.
Список использованной литературы
- Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов. М., "Наука", 1995.
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 2006.
- Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2005.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб. Питер, 2007.
- Ершов А. А. Социально-психологические аспекты конфликтов. // Социальная психология и социальное планирование. Л., 2008.
- Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. Л., 2009.
- Зайцев А. К. Социальный конфликт. М., 2010.
- 3апрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов-на-Дону, 2007.
- Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов на Дону: Феникс, 1998.
- Кайдалов Д. П., СуименкоЕ. И. Единоначалие и коллегиальность. М., 2009.
- Конфликтная борьба, сотрудничество, взаимодействие. / Под ред. Потанина Г.М. Белгород, 2006.
- Коряк Н.М., Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт. М., 2009.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 2010.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., Медицина, 2009.
- Майерс Д. Социальная психология – СПб.: Издательство “Питер”, 7-е изданиие, 2009.
- Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. М, 2005.