Базовый учебник: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. “Химия 10”.
Цель урока: познакомить учащихся с новыми классами веществ – альдегиды и кетоны: их строением, номенклатурой; свойствами, получением и применением альдегидов.
Задачи:
обучающие: знакомство с новой функциональной группой (карбонил), новым классом веществ (альдегиды) и как элемент дополнительного содержания – класс кетоны (их сходство и различие в строении); номенклатура альдегидов, гомологический ряд; изомерия; дать понятие о свойствах и применении альдегидов.
развивающие: развивать способность называть вещества новых классов, используя тривиальную и международную номенклатуру, определять принадлежность веществ к классам альдегиды и кетоны, характеризовать свойства альдегидов и умение объяснять зависимость свойств от строения; развивать способности выполнять эксперимент; развитие способностей логического мышления и химически грамотной лексики.
воспитательные: воспитание культуры общения (умение выслушивать мнение других, оценивать разные точки зрения).
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование:
- персональный компьютер для функциональной работы ЭОР:
- операционная система:
- Microsoft Windows 2000, Windows XP, Windows Vista;
- GNU/Linux;
- Mac OS X;
- процессор: Pentium IV 1 ГГц;
- оперативная память: 512 Мб;
- видеокарта, поддерживающая разрешение 1024х768, True Color;
- свободное место на жестком диске: не менее 100 Мб;
- плагин необходимый для воспроизведения ЭОР: Adobe Flash Player;
- мультимедиапроектор, экран;
- компьютерный класс.
Структура и ход урока
Таблица 1
№ | Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деят-ть учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деят-ть ученика |
Время (мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Орг. момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку | Готовы к уроку, приветствуют учителя | 1 | |
2 | Контроль и коррекция знаний | Фенолы (1) Качественная реакция на фенол (2) Физические свойства фенола(3) |
Формулирует задание на проверку темы “Фенол”, беседа по вопросам ЭОРа. | Выполняют задания к модуля, отвечают на вопросы ЭОРа. | 3 |
3 | Мотивация учебной деятельности | Объявляет тему и цели урока | Записывают тему урока в тетради | 1 | |
4 | Введение нового материала | Беседа с классом, работа с ЭОРами, вопросы к классу | Восприятие информации, работа с ЭОРами, ответы на вопросы учителя | ||
Строение альдегидов и кетонов | Альдегиды и кетоны (4), общая формула предельных альдегидов (5), определение формулы альдегида (6) | Строение карбонила, строение альдегидов и кетонов, сравнение их строения. | Воспринимают информацию о строении новых классов | 3 | |
Гомологи альдегидов | Номенклатура карбонильных соединений (7) | Проводит параллель с ранее изученным материалом: что общего и чем отличаются формулы, что такое гомологи | По очереди комментируют структурные формулы | 3 | |
Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов | Определение названия альдегида (8) | Проводит параллель с ранее изученным материалом: поиск главной цепи, положение в ней карбонила для альдегидов и кетонов, положение радикалов, название | По очереди комментируют формулы, обосновывают выбор написания названий | 3 | |
Физические свойства альдегидов | Растворимость альдегидов в воде (9) | Напоминает обучающимся как влияет на растворимость длина углеводородного радикала альдегида | Анализируют материал задания, выявляют закономерность, выполняют задание в группах | 2 | |
Химические свойства альдегидов | Химические свойства альдегидов
(10) Правила нагревания жидкостей и твердых веществ (11) Лабораторный опыт №9 “Качественные реакции на альдегиды |
Организует беседу по
выполняемому заданию ЭОРа: реакции окисления
альдегидной группы, присоединения водорода и
воды. Напоминает обучающимся правила нагревания жидкостей |
Анализируют информацию,
работают в группе, объясняют свой выбор,
осуществляют самопроверку. Восприятие информации |
15 | |
Применение альдегидов | Применение уксусного альдегида (12) | Рассказывает области применения уксусного альдегида | Восприятие информации | 1 | |
5 | Закрепление и обобщение материала | Тестовые задания по теме “Альдегиды” (13) | Выполнить 1-10 задания теста, оценивает выполнение заданий | Выполняют задания | 10 |
6 | Подведение итогов урока | Формулирует выводы | Записывают выводы | 2 | |
7 | Домашнее задание | Параграф 25, 26 Определение молекулярной массы альдегида по содержанию в нем углерода и водорода (14) |
Дает информацию о домашнем задании (решить задачу) | Записывают в тетрадь, задают вопросы | 1 |