Индивидуализация обучения как средство повышения качества образования на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд:

  • как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;
  • как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
  • каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.

Но есть вопрос вопросов: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?”.

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне.

Разрешить поставленную задачу можно, только проектируя такую технологию обучения, которая предусматривала бы дифференцированный подход на индивидуальном (субъектном) уровне.

Индивидуализация обучения может осуществляться по:

  • Содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования. Эту возможность слушатель получает в случае применения программ обучения по индивидуальным планам, в рамках целевой подготовки, при использовании элективных дисциплин, а также развитием деятельности научных обществ слушателей.
  • Объёму учебного материала, что позволяет способным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях. Для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, договора о целевой подготовке, элективные дисциплины, работа в научном обществе. Этому служит введение многоуровневой системы подготовки специалистов — системы среднего и высшего образования, бакалавриата, магистратуры. Для этих целей должно проводиться снижение доли обязательных занятий и увеличение самостоятельных. Применяются специальные технологии, такие, например, как “План Келлера”, основанный на индивидуализации обучения по времени и объёму, предоставляя возможность способным слушателям более глубоко изучить предмет, пока менее способные или более медлительные изучают обязательный материал.
  • Времени усвоения, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с темпераментом и способностями слушателя. Индивидуализация обучения по времени используется при некоторых формах заочного и очного обучения.

Только индивидуальное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для (продуктивного) продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Это решение — не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди все-таки рождаются разными.

Вот что пишет Д.Добсон: “Чтобы стать подлинным лидером, учителю необходимо быть изобретательным, дружелюбным, настойчивым, терпеливым, заинтересованным в людях. Вам следует знать имена своих учеников, факты из их жизни для того, чтобы внести в разговор элементы, которые им интересны. Желателен дружелюбный, неформальный тон. Вы должны реагировать на настроение группы, их заинтересованность в предмете разговора, на возможную усталость. Учащиеся выражают себя в нюансах речи, жестах, выражениях лица”. Действительно, если мы будем игнорировать все эти составляющие, на занятиях может развиться недоброжелательная атмосфера, при которой учащиеся неохотно говорят, или хуже того, враждебно относятся к учителю или друг другу.

В чем причина отчуждения ученика от школы? Становится все более очевидным, что эта отчужденность - закономерное следствие того, что сама школа во многом отчуждена от ученика. Отчуждена тем, что не учитывает его индивидуально-психологических особенностей, почти совсем не считается с его актуальными способностями, с его потребностями и устремлениями.

И проявляется эта отчужденность прежде всего в игнорировании индивидуальности школьника, в том, что все дети у нас, независимо от их интеллектуального развития и познавательных способностей, учатся по одним и тем же стандартным программам. Тревожная проблема сегодняшней школы – неуспевающие дети. Нередко ориентация на максимум усвоения учебного материала подводит к заметной перегрузке школьников, уровень требований для большинства из них недостижим. Как следствие – пропадает интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере выходу из создавшейся ситуации поможет индивидуализация обучения.

на педагоге лежит ответственность за возможность изучения конкретным учеником материала, исходя из собственных потребностей в самопознании и самореализации.

Дальновидный и преданный делу учитель будет преподавать свой предмет исходя из учебных стилей учащихся. Зачастую же обучение в классе ведется учителем исходя из его собственного стиля обучения (“раз так понимаю я, значит это попятно и им”). Редко, если вообще когда-нибудь это происходит, обучение ведется более чем в одном стиле, а следовательно, создаются условия только для учебы одного типа учеников, стиль которых совпадает со стилем преподавателя. Стандартная работа в стандартных классах не может удовлетворить потребностей оставшихся детей (с другим стилем учебы). Они часто просто не понимают, что нужно учителю, и к ним начинают относиться как к тугодумам.

Таким образом, качество обучения ребенка, его успешность и самоощущение зависят от того, насколько он сможет применить собственный стиль учения, развивать в себе основные стили обучения или адаптироваться к превалирующему учебному стилю класса.

Если растущий человек не может приспособиться, вне зависимости от того, одарен он или нет, он получит свои двойки или тройки. Это происходит до тех пор, пока учитель не адаптирует программу предмета, виды деятельности школьников на занятии и способы диагностики успешности ребенка.

Совершенно очевидно, что ребенок и учитель, которым присущ одинаковый стиль познания/учения, будут лучше понимать друг друга (Б. Ливер, В.А. Андреев). На первый взгляд, данную проблему легко разрешить, создав группы школьников с одинаковым стилем и дав им соответствующего преподавателя. Но в этом случае нас ожидает другая опасность. Ученики, попав в подобные искусственные группы, не смогут увидеть существования иных способов получения знаний, что приведет к негативным последствиям “однобокого” развития.

Поэтому особенно актуальным видится учет индивидуальных стилей учения и разработка способов педагогической поддержки их развития именно в традиционных условиях школьных классов.

Начинаться данная работа должна непременно с осознания учителем многообразия стилей школьников, их потребностей и понимания того, что часть учеников искусственно попадает в “группу риска”. Это поможет учителям преодолеть однообразие преподавания. Но это невозможно без принятия педагогом принципов индивидуального образования.

Какие же методические средства помогают нам строить процесс обучения языку с учетом трех аспектов личности на разных возрастных уровнях? Учащийся как индивид обладает индивидуальными способностями, поэтому необходимо выявить их исходный уровень и в дальнейшем развивать (индивидная индивидуализация). Для этого необходимо:

а) проведение психологического мониторинга с целью выявления системы потребностей, мотивов, личностных качеств и личностных отношений, необходимых в коммуникативной деятельности;

б) предоставление учащимся возможности выбора модели речевого  поведения, способствующей развитию индивидуальных особенностей личности.

Для создания такого выбора, я использую такой прием. В рамках определенной темы (например, Food (пища) даю учащимся задания, в которых они не только должны написать (т.е. отразить в письменной речи знание данной темы), но и сделать рисунки в качестве комментирования к написанному. В зависимости от ситуации подобные задания получает либо вся группа, либо некоторые учащиеся, по каким-то причинам отказывающиеся отвечать устно.

Контролируя выполнение поставленной задачи, обращаю внимание на то, какими цветами выполнен рисунок. Если в нем достаточно много темных красок, беседую с психологами, которые в свою очередь, пытаются выяснить проблемы ребенка. Ведь эти проблемы мешают ему хорошо учиться.

Учителю необходимо быть терпеливыми. Учитель должен уметь поставить себя на место ученика и помнить о том, как ему самому было трудно выражать свои мысли, когда он начал изучать новый язык. Поэтому, учитывая разные индивидуальные способности и интересы учащихся, необходимо помочь ученику преодолеть языковой барьер.

Ведущую роль при обучении общению играет совместная деятельность учащихся. Ученик превращается в субъект такой деятельности, где успех общего дела зависит от каждого в отдельности (субъектная индивидуализация).

В организации процесса обучения как коммуникативной деятельности и превращению ученика в субъекта такой деятельности наиболее интересным, на мой взгляд, являются уроки-презентации и уроки-проекты. Особенность уроков проектирования заключается не только в том, что, как и на уроках-презентациях, общий результат зависит от работы каждого в равной степени, но и в том, что учащиеся на уроках проявляют и знания по предмету, и умение рисовать, мастерить, сочинять стихи и песни, а также петь и даже танцевать.

Третий (ведущий) компонент - личностная индивидуализация. Мы должны учитывать и использовать параметры, присущие личности: личный опыт, интересы, склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе (деловой и речевой). “Это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию, не принесенную извне, не навязанную, а являющуюся прямым порождением самого метода обучения” (Е.И. Пассов, стр. 105).

Для этого необходимо подбирать задания, не только отвечающие интересам учащихся, но и способствующие самопознанию, что создает условия для подлинного общения.

Так, например, по теме “Здоровье” я практикую урок-комментирование “Living with stress”.

Сущность комментирования заключается в том, что говорящий, получив некоторую информацию высказывает к ней свое отношение, а также возникающие в связи с этим суждения сравнительного, обобщающего или оценочного характера, эмоции и пр.

В реальных условиях коммуникации комментирование как вид сообщения нередко совмещается с рассказом или пересказом, когда собеседник, излагая факты действительности, сопровождает их собственными рассуждениями. Особенность данного упражнения как средства развития коммуникативной речи состоит в том, что в процессе комментирования, требующего определенной мобилизации мыслительной деятельности для выдачи собственной информации, учащийся вместе с тем опирается на предоставленный ему материал. Комментирование как упражнение предназначено для развития монологической речи учащихся.

Итак, принципами работы педагога выступают: вера в ребенка, признание его индивидуальности, уникальности; признание равенства, сотрудничества, содействия ученика и учителя; стимулирование творческих способностей школьника.

Наблюдение за проявлениями индивидуально-типологических особенностей осуществлялось по следующей программе:

а) динамические особенности появления учителя в классе (разнообразие или стандартность), темп действия учителя;

б) особенности приемов организации класса в начале урока (как учитель предпочитает действовать - экспромтом или соответственно заведенному порядку; разнообразие приемов организации, типичный эмоциональный настрой);

в) особенности приемов организации класса в ходе урока (разнообразие приемов организации; предпочитает ли учитель срочно пресекать наблюдаемые нарушения или склонен к действиям предупредительного характера; частота дисциплинарных воздействий, их качественные особенности);

г) особенности организации опроса-беседы (предпочитает ли учитель срочно корректировать ошибки ученика, перемежает ли его ответ собственными комментариями);

д) время, затрачиваемое на организацию учащихся в начале урока;

ж) темп речи (количество звуков в единицу времени, в пятисекундный интервал);

Индивидуальный стиль учебной деятельности позволяет выявить сущность ещё одного важнейшего параметра индивидуального стиля учебной деятельности ученика - обучаемости, или уровня учебно-познавательных возможностей. Этот параметр имеет все шансы претендовать на интегральную характеристику уровня познавательных возможностей ученика, так как зависит и определяется развитием всех остальных упомянутых выше параметров: обучаемость определяется и уровнем интереса ученика к предмету, и объемом усвоенных им знаний, и уровнем развития у него общеучебных навыков, и психофизиологическими особенностями личности.

В заключение хочется отметить, что введение в образовательный процесс способов и форм индивидуального обучения целесообразно осуществлять комплексно, в рамках всех дисциплин. Именно в случае системной работы команды педагогов, в равной степени разделяющих идею индивидуализации учебного процесса, перед школьником раскрывается истинный смысл учения, он постигает его ценность, назначение и специфику.

Литература

1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987 г.

2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению - М.:1985 г.

3. Бабинская П.К., Будько А. Ф., Маслыко Е. А., Петрова С. И. “Настольная книга преподавателя И. Я.”. Минск, 1997 г.

4. Денисова И.В. “К проблеме концепции интенсивного курса в условиях средней школы”. ИЯШ, 1997 г.

5. Зимняя А.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М, 1985 г.

6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987 г.

7. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе под редакцией Е.И. Пассова и В.Б. Царьковой. М. “Просвещение”, 1993 г.

8. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Г.В. Рогова. Ф.М., Рабинович и др. - М.: “Просвещение”, 1993 г.

9. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1985 г.

10. Современные средства и методы обучения иностранному языку в средней школе и в ВУЗе, часть I. Пятигорск, 1995 г.