“Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы...”
(Карлейль Т.)
Цель: Формировать эстетическое и этическое воспитание младших школьников через понятие здорового образа жизни.
Актуальность.
Физическая культура часто рассматривается учителями как учебная дисциплина, в которой важное место отводится физической подготовке учащихся. Не стоит забывать о том, что уроки физкультуры, внеклассные мероприятия помогают развивать эстетические чувства младших школьников, этические, морально-волевые качества детей, воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, взаимоуважение; повышать собственную самооценку. Задача учителя – показать ученикам, что это физическая КУЛЬТУРА. Чем выше культура, тем выше уровень эстетического и этического развития, тем более гармонично развитый человек вырастет в дальнейшем.
Эстетическое и этическое воспитание учащихся на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях являются компонентами личностных и регулятивных умений.
Среди личностных выделяют действия нравственно-эстетического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (знание моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки с принятыми этическими принципами), а также ориентацию в личностных отношениях.
Регулятивные действия включают сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, внесение необходимых коррективов в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, осознание качества и уровня усвоения, а также элементы волевой саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта к преодолению препятствий.
Стихотворное и музыкальное сопровождение как средство эстетического воспитания.
Стихи и музыкальное сопровождение помогают организовать мыслительную деятельность, способствуют развитию координации движений, тренируют память; содержание стихов и музыкального сопровождения помогают воспитывать как эстетические, так и этические чувства у младших школьников.
Эстетика в подвижных играх.
Возникает вопрос: “Как следить за красотой движений и действий во время игры, когда дети целиком и полностью погружены в игровой процесс?”. В первую очередь – это красота моментов, во вторую – красота придуманных и сыгранных комбинаций. Такие элементы творчества хорошо использовать в играх, где есть яркие персонажи, играющие важную роль в игре.
Эстетика внешнего вида ведущих, судей.
Эстетика рабочего места
Ведущие и судьи должны быть образцом, примером для младших школьников. Они должны быть подтянутыми, в чистом виде, аккуратно причёсанными. Речь должна быть грамотной.
Дети должны быть одеты в спортивную форму, быть более подтянутыми, стройными и пусть не всем это удаётся, но важно уже само стремление к совершенству.
Праздник “ЭКСПРЕСС ЗДОРОВЬЯ!”
Подготовка к празднику:
Для участия в празднике “ЭКСПРЕСС ЗДОРОВЬЯ”:
- Каждый отряд делится на две команды.
- Старшеклассники выбирают ведущего, проводника и судейскую бригаду.
Проведения мероприятия
- Открытие, музыкальная разминка, по маршрутным листам распределение по вагонам.
- Выполнение задания командой на станциях.
- Торжественное закрытие, награждение.
Участники праздника:
- Обучающиеся 1-3-х классов.
- Ведущими и судьями на различных этапах являются старшеклассники.
Задачи:
- Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью.
- Учить заботиться о своем здоровье.
- Уметь работать в группах и развивать способность повести её за собой.
- Совершенствовать двигательные способности.
- Повысить эмоционально – эстетический уровень детей.
- Формировать навык - принимать решение в проблемной ситуации.
- Воспитывать чувство коллективизма, волю к победе.
Тип мероприятия: комплексный.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Методы воспитания: сознательности и активности.
Методы контроля: положительных и отрицательных подкреплений.
Средства: соревнования по подвижным играм – эстафеты, творческие и интеллектуальные задания.
Контингент: ученики 1-4 классов.
Инвентарь: гимнастические палки, гимнастические скамейки, воздушные шары, теннисные мячи, гимнастические обручи, творческий материал, карточки с заданиями (маршрутные листы), судейские протоколы, материал для рефлексии.
В центре спортивный зал декорирован под железнодорожный вокзал, спортивные скамейки выставлены под вид поезда.
Музыкальное сопровождение:
- “Паровоз букашка” композитор А. Ермолов; автор текста А. Морозов
- Исполняет ансамбль “Семицветик”
У стен оформлены станции страны ЗДОРОВЯЧКОВ.
Дети садятся на скамейки.
Рядом с вагоном расположена стойка с динамиком для оповещения пассажиров.
Звучит запись голоса из динамика:
Внимание! Граждане уезжающие,
А также провожающие! Впрочем, и все желающие!
Замрите на мгновение,
Послушайте объявление!
Сегодня и каждый день
Для всех, кому не лень,
Есть возможность не хворать,
В Стране здоровья побывать!
“Экспресс здоровья” можно найти
На третьей платформе, пятом пути.
Сегодня рейс у нас особый.
“Экспресс здоровья” - поезд новый, Пассажиров повезет.
Кто любит спортом заниматься,
Водой холодной обливаться.
И для таких пути свободны,
Ведь быть здоровым — это модно!
Выходит Проводница.
Проводница: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки
Я рада приветствовать вас
А вы, друзья, хотите попасть на этот поезд? Тогда сейчас мы проверим, насколько вы любите спорт и что о нем знаете. А теперь расскажите, с чем вы пожаловали?
Ведущая. Мы хотим укрепить свое здоровье.
Проводница. А что вы умеете делать?
Ведущая.
В путь дорогу собираемся
За здоровьем отправляемся.
Впереди препятствий много
Будет трудная дорога!
Чтоб ее преодолеть
Нам придется попотеть.
Проводница. Будем играть и здоровье укреплять. Ребята, а теперь все вместе проведём музыкальную разминку.
Зарядка для детей “Солнышко лучистое любит скакать”
Дети под музыкальное сопровождение проводят разминку с ведущим и проводником.
Ведущая. Ура! Мы добрались на нашем экспрессе до Страны Здоровячков!
Проводница. Я вам дам много полезных советов, как сохранить и укрепить здоровье.
Прежде чем вам дать советы
Отгадайте вы секреты.
Я начну, а вы кончайте
Дружно хором отвечайте.
- Чтоб здоровым, чистым быть
Нужно руки ... (с мылом мыть) - Здоровье в порядке
Спасибо... (зарядке) - Ежедневно закаляйся.
Водой холодной... (обливайся) - Не болеет только тот,
Кто здоров и любит ...(спорт) - Защититься от ангины
Нам помогут ...(витамины).
Молодцы секреты отгадали. Пора приступать к путешествию по стране ЗДОРОВЯЧКОВ.
Ведущая. Ребята, вы сейчас разойдётесь по станциям и мы приступим к нашему путешествию по Стране Здоровячков на экспрессе здоровья. Каждая команда получает маршрутный лист. Вагоновожатые дают сигнал, подняв шезлонг, о готовности команды приступить к заданию. Задания выполняются в течении 5 минут по гудку – начало; по гудку – окончание. За правильный ответ присуждается команде “город”, который прикрепляется на свой вагон. Чем больше “городов” удалось посетить команде, тем у неё выше место.
Музыкальный фон “Гудок поезда”
Дети расходятся по станциям колоннами, изображая “паровозик”, по гудку в течении 5 минут выполняется задание командой. По истечении времени так же звучит гудок и судьи подводят итог. Капитан команды заработанные города прицепляет к своему вагончику. По маршрутному листу команда переходит к следующей станции.
СТАНЦИИ
“КРОССВОРД”
Команда отвечает на вопросы, заполняя кроссворд.
Города присваиваются за правильные ответы:
- 1 - 3 ответа (1 ГОРОД)
- 2 - 6 ответов (2 ГОРОДА)
- 7 - 9 ответов (3 ГОРОДА)
- 10 - 12 ответов (4 ГОРОДА)
- 13 - 15 ответов (5 ГОРОДОВ)
- 16 - 18 ответов (6 ГОРОДОВ)
- 19 - 21 ответов (7 ГОРОДОВ)
“ПОМНИ – ПОМНИ”
Команда выстраивается в колонну. Поочерёдно каждый подбегает к фишке и смотрит внутри на цифру. Команда должна принести фишки от 1 до 10 последовательно.
Города присваиваются:
- За каждую фишку (1 ГОРОД)
“ЗАГАДКИ”
Команда отгадывает загадки.
Города присваиваются за отгаданные загадки:
- 1 - 3 загадки (1 ГОРОД)
- 2 - 6 загадок (2 ГОРОДА)
- 7 - 9 загадок (3 ГОРОДА)
- 10 - 12 загадок (4 ГОРОДА)
- 13 - 15 загадок (5 ГОРОДОВ)
- 16 - 18 загадок (6 ГОРОДОВ)
- 19 - 21 загадки (7 ГОРОДОВ)
“МЕТКИЙ СТРЕЛОК”
Команда выстраивается в колонну. Поочерёдно каждый выполняет бросок в кольцо.
Города присваиваются за попадание в кольцо:
- 1 - 3 мяча (1 ГОРОД)
- 2 - 6 мячей (2 ГОРОДА)
- 7 - 9 мячей (3 ГОРОДА)
- 10 - 12 мячей (4 ГОРОДА)
- 13 - 15 мячей (5 ГОРОДОВ)
- 16 - 18 мячей (6 ГОРОДОВ)
- 19 - 21 мяч (7 ГОРОДОВ)
“МОЗАИКА”
Команда выкладывает мозаику по заданию.
Города присваиваются за:
- Эстетичность (1 ГОРОД)
- Сплочённость команды (1 ГОРОД)
- Правильность выполнения (1 ГОРОД)
“ТУННЕЛЬ”
Команда выстраивается на линию старта в колонну. Поочерёдно каждый участник добегает до туннеля, на четвереньках пролезает через него, возвращается до следующего и задевает. Следующий выполняет то же задание и т.д. до окончания времени.
Города присваиваются за выполнивших задание участников команды:
- 1 – 5 участников (1 ГОРОД)
- 6 – 10 участников (2 ГОРОДА)
- 11 - 15 участников (3 ГОРОДА)
- 16 – 20 участников (4 ГОРОДА)
- 21 - 25 участников (5 ГОРОДОВ)
- 26 – 30 участников (6 ГОРОДОВ)
- 31 – 35 участников (7 ГОРОДОВ)
Ведущая. Вот и пришло время подвести итоги нашего путешествия по стране ЗОРОВЯЧКОВ на нашем экспрессе здоровья.
Музыкальное сопровождение:
“Голубой вагон” композитор В. Шаинский; автор текста Э. Успенский
Исполняет В. Ферапонтов
Проводница. Мы подсчитали в каждой команде “города” и по итогам нашего путешествия по Стране Здоровячков на экспрессе здоровья присуждается:
1 место – “ЭКСПРЕСС ПОЕЗД”, команда___________________
2 место – “СКОРЫЙ ПОЕЗД”, команда___________________
3 место – “ТОВАРНЫЙ ПОЕЗД”, команда___________________
Мы всем раздаём медальки-разукрашки. Вы сможете продлить наш праздник и разукрасить их так, как вы думаете, выглядят поезда Страны Здоровячков.
Ведущий. И мы желаем вам ребята расти послушными и здоровыми на радость вашим папам и мамам.
Будьте здоровы!
ЛИТЕРАТУРА.
- Козак О.Н. “Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы”/ СПб: Союз – 2003 – Азбука развлечений.
- “Подвижные игры. 1-4 классы”/ авт. –сост. А.Ю. Патрикеев – М.: ВАКО, 2007 - Мозаика детского отдыха.
- “Считалки, потешки, загадки, заклички”/ художн. Н.Ю. Кудрявцева – М.: Дрофа-Плюс, 2006: ил.
- “Фундаментальное ядро содержания общего образования” / под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – Изд. 2-е М.: Прсвещение, 2010.
- “Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы”/ А.Ю. Патрекеев – изд. “Учитель”, ФГОС, 2014.
- “Я выросла”/ А.Л. Барто – М.: Астрель: АСТ, 2000.
- “Речь и моторика”/ Ю.А. Соколова; ил. Е. Белозёрцевой, Д. Белозёрцева – М.: Эксмо, 2004: ил. – Серия “Божья коровка”.