Главной задачей воспитания считается сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания.
Отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес.
Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме.
В увлекательной игровой форме дети должны знакомиться с гигиеной питания, узнавать о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получать представления о правилах этикета. Культура питания – это основа здорового образа жизни. Данное мероприятие предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Вот почему с детских лет необходимо воспитывать индивидуальную потребность в ведении ЗОЖ как основного проявления культуры здоровья. В законе РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики. В соответствии с ним разработан ряд нормативно-правовых документов, в которых проблема сохранения и укрепления здоровья становится предметом особого рассмотрения.
Современное общество и высокие темпы его развития предъявляют все новые, более обширные требования к человеку и его здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение.
Любая культура начинается со знаний. Поэтому обучающиеся должны быть вооружены целой системой представлений о гигиене тела, питания, режима дня и т. д., а также о сущности здорового образа жизни.
Данное мероприятие проводилось в общежитии ГБПОУ “Сахалинский политехнический центр № 1” на заседании кружка “Домоводство”.
Возраст участников – 16–18 лет.
Основная форма работы – групповая.
Цели: формировать установку на здоровое питание; научить готовить бутерброды; развивать эстетический вкус; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Задачи: познакомить с блюдом “бутерброд”; научить приготовлению бутербродов; создать условия для открытого, доверительного общения, восприятие информации, творческой атмосферы работы.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация (приложение 1), набор продуктов для изготовления бутербродов, инвентарь, посуда, инструменты.
Ход мероприятия
1. Организационный момент. Ведущий: Тема нашего кружкового занятия носит название “Этот удивительный бутерброд”. Сегодня мы узнаем, что такое бутерброды, какие виды бутербродов бывают, как изготовляются, а также сами научимся изготавливать бутерброд. Но вначале поговорим вообще о завтраке: полезном, здоровом, правильном.
2. Вводная часть. Ведущий: Всем известная поговорка советует завтрак съедать самому, обедом делиться с другом, а ужин так вообще отдать врагу. Завтрак помогает нам проснуться и поднять настроение, а для многих из нас он вообще может стать единственным временем в течение дня, когда можно побыть наедине с собой… И при этом сколько людей – столько и мнений по поводу того, каким должен быть завтрак (и должен ли он быть вообще).
Обучающийся 1: Информация по этому вопросу весьма противоречива, а если обратиться к кухням народов мира, то от разнообразия вариантов просто голова идёт кругом. К примеру, по традиции Аюверды, завтрак должен быть минимальным, лёгким и не слишком ранним – чашка зелёного чая с мёдом, а если этого мало, то можно добавить горсть орехов. Итальянцы не представляют себе утра без капучино и сладкой булочки-бриошь. Традиционный английский завтрак – это далеко не “овсянка, сэр”, а довольно-таки плотная трапеза, состоящая из яиц, бекона, грибов, помидоров и даже бобов. В Мексике завтрак – это традиционные тортильи, какао или чай с молоком и Menudo (гуляш из потрохов). Классический французский завтрак (его ещё называют континентальным) включает в себя круассаны, масло, яйцо, конфитюр, апельсиновый сок, кофе. Китайцы, как и многие другие представители азиатских стран, предпочитают завтракать основательно – овощами, курицей или свининой, лапшой или даже супом из рисовой муки с пирожками (почти наш обед!). Норвежский завтрак состоит из рыбы, приготовленной на сливочном масле и картофеля в мундире со шкварками.
Обучающаяся 2: Из всего вышеперечисленного видно, что в странах с устойчивыми кулинарными традициями чаще всего треть, а то и половина калорий всего дневного рациона приходится на утреннюю трапезу. А что делаем мы? Мы предпочитаем с утра выпить чашечку кофе с бутербродиком, максимум – мюсли с соком или йогуртом (это же здоровая пища!).
Обучающийся 3: Принципы здорового завтрака:
1. Идеальное время завтрака – 7-8 часов утра, но не позднее 9-10 часов утра.
2. Чтобы почувствовать голод перед завтраком, можно предварительно позаниматься гимнастикой или сделать зарядку.
3. Здоровый завтрак должен включать пищу, содержащую белки, углеводы и клетчатку.
4. Самыми полезными продуктами на завтрак
являются:
• фрукты и овощи (стакан свежеприготовленного
сока, салат из свежих фруктов с йогуртом, салат из
свежих овощей со сметаной и др.);
• зерновые (каши, мюсли, тосты);
• молочные продукты (молоко, йогурт, кефир,
творог);
• протеины (яйцо, сыр).
5. Важны положительные эмоции во время приема пищи!
Обучающаяся 4: При умственной работе увеличивается потребность в углеводах, из которых организм получает глюкозу, поэтому требуется хлеб, будь то обычный батон, булочка или лепешка.
Классический бутерброд с сыром или колбасой лучше заменить на сэндвич из двух кусков хлеба с начинкой, потому что удобнее будет его держать в руках, да и голод утолится намного быстрее. Желательно использовать цельно зерновой хлеб, в котором содержится больше питательных веществ.
В качестве начинки подойдет сыр, сосиска, котлета, кусочек обжаренной печенки, можно добавить нарезанный колечками помидор, листик салата или зелень. Колбасы обычно содержат много специй, а потому менее полезны для растущего организма, лучше отдать предпочтение вареным или нежирным свежекопченым.
Ведущий: Пожалуй, самый популярный завтрак у людей во всем цивилизованном мире – это кофе или чай с бутербродом. С чем только их не делают: колбаса, сыр, грибы, зелень, икра, сладкая паста, творог и так до бесконечности.
Предлагаем вашему вниманию немного разнообразить привычный утренний ритуал и попробовать вместо стандартных сочетаний продуктов что-то более сытное и, даже, более изысканное. Технология приготовления бутербродов – это целое искусство.
3. Презентация + короткие выступления обучающихся
- Бутерброд представляет собой ломтик хлеба или булки, на который положены пищевые продукты.
- Существует огромное количество видов бутербродов
- Слово “бутерброд” происходит от немецкого слова Butterbrot и буквально переводится как "хлеб с маслом".
- А вы знаете, что в Дании готовят открытые бутерброды с луком и копчёной рыбой.
- В Европе бутерброды появились в 16 веке.
- В России слово бутерброд впервые было использовано в 1881 году Антоном Чеховым в рассказе "В вагоне".
- Основа бутербродов – хлеб, даже когда зачерствеет.
- Хлеб нарезают ломтиками толщиной 1-1,5 см и массой 30-40 г и на него укладывают различные продукты.
- Открытые бутерброды делают из одного ломтика хлеба, смазанного маслом, а сверху кладут какую-нибудь приправу.
- Закрытые бутерброды готовят так: помещают продукт между двумя кусками хлеба толщиной 0,5 см.
- Бутерброды бывают разной формы – круглые, треугольные, овальные и другие.
- Бутерброды готовят из различных продуктов, главное – проявить фантазию.
- Канапе - это крошечные бутерброды весом 60-80 г, толщиной около 0.5см.
- Для канапе используют шпажки, на которые начиняют кусочки продуктов разной формы.
4. Практическая часть. Ведущий: Главное условие в приготовлении бутербродов – продукты должны сочетаться по вкусовым качествам и цвету. Какие вы знаете продукты, которые не сочетаются? (Йогурт-сельдь, рыбные и молочные)
Существует множество рецептов бутербродов, однако вы можете увеличить их количество, подключив собственную фантазию и изобретя новые виды бутербродов.
Разделимся на 2 группы.
Задание.
1. Изготовьте бутерброды на определенную тему за 20 минут.
2. Презентуйте свой бутерброд.
И помните поговорку древнегреческого врача Гиппократа: “Умеренность – союзник природы”.
5. Выполнение практической работы (звучит инструментальная мелодия).
6. Презентация групповых работ
7. Заключительная часть
А в заключении познакомьтесь с самым лучшим рецептом здоровья и счастья:
Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте, как можно больше веры. Всё это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути.
Желаю вам:
Никогда не болеть;
Правильно питаться;
Быть бодрыми;
Вершить добрые дела.
В общем, вести здоровый образ жизни!
Используемая литература
- Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья.. – М.:ТЦ “Сфера”, 2000.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009.
- Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в средних классах. – М., 1978.
- Большая детская энциклопедия. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2002.
- Зайцева О. В, Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль, Академия развития, 1997.
- Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М., 1972.
- Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/под ред. М. И. Рожковой. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Леокум А. Детская энциклопедия “Скажи мне, почему?..” / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. – М.:Джулия, 1992.
- Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. – Воронеж, 1999.
- Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы. – М., 1988.
- Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр “Педагогический поиск”.
- Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-е изд. Доп. – М.: ЦГЛ, 2002
- Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А.Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.
- Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М., Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2002
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1. - М.:Генезис, 2001.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2002.
- Что такое? Кто такой? В 3т. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.