Виды сказуемых в тексте публицистического стиля. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Форма метапредметного урока: урок-проект.

Цель урока: создание условий для осознания обучающимися практической значимости учебного материала по теме “Виды сказуемых в тексте публицистического стиля” и ценности совместной деятельности; организация деятельности учащихся по созданию продуктивного проекта.

Задачи урока.

  1. Научить обучающихся ориентироваться в мире духовно-нравственных ценностей.
  2. Научить обучающихся решать проблемы в сфере учебной деятельности.
  3. Обеспечить развитие мотивации к созданию продуктивного проекта.
  4. Содействовать развитию умений самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников.
  5. Способствовать развитию коммуникативных умений через учебный диалог и работу в группах.
  6. Содействовать развитию исследовательских умений (умения собирать информацию, наблюдать, делать выводы).
  7. Научить обучающихся пользоваться приобретенными знаниями по теме “Виды сказуемых” для решения творческих и практических задач.

Планируемые достижения.

Личностные:

  • Обучающиеся понимают практическую и личностную значимость изученного материала по теме “Виды сказуемых”.
  • Ориентируются в мире духовно-нравственных ценностей.

Метапредметные:

  • Обучающиеся осознанно управляют своим поведением и познавательной деятельностью.
  • Умеют адекватно и критически оценивать себя и одноклассников в учебной деятельности.
  • Умеют работать в группе.
  • Умеют адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
  • Умеют собирать информацию по теме, наблюдать, анализировать.
  • Владеют системой операций, обеспечивающих понимание текста.

Предметные:

  • Знают виды сказуемых, их роль в тексте публицистического стиля.
  • Понимают содержание текста публицистического стиля.
  • Умеют использовать морфологические и синтаксические средства при создании текста публицистического стиля.

Оборудование, техническое оснащение.

1. Учебные принадлежности, листы А4 для записи рекламного текста.

2. ЦОР (презентация) Приложение 1, ЭОР (Ролик “Красота”) Приложение 2.

3. Рабочие материалы по созданию текста рекламы Приложение 3, рекламные тексты, план-дизайн клумб из проекта “А у нас во дворе…”, красные и голубые цветы для рефлексии.

4. Проектор, ноутбук.

Ход урока

I. Приветствие

II. Мобилизующий этап

Цель: включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

1. - Она всюду: на страницах журналов, газет, плакатов, на вывесках, в теле-, радиоэфирах, в Интернете. Слайд 1. Мы каждый день слышим: “Здесь и сейчас!”, “Будущее зависит от тебя!”, “Живи на яркой стороне!”. Вы догадались, о чем я? (О рекламе)

- Реклама информирует нас об услугах, товарах, убеждает в необходимости их приобретения. Скажите, а можно ли рекламировать культуру поведения, нравственные ценности? (Учащиеся высказывают свое мнение)

- Как называется такая реклама? (Социальная)

Слайд 2. Социальная реклама – вид рекламы, ориентированный на создание и распространение культурных ценностей в обществе. Цель социальной рекламы:

  1. привлечение внимания;
  2. поддержание интереса;
  3. побуждение к действию, к принятию решения, к проявлению эмоций;
  4. убеждение в чем-либо;
  5. желание что-либо изменить.

2. Работа по выявлению первоначального восприятия информации.

- Какова цель данной социальной рекламы? Просмотр ролика. Приложение 2. (Призыв к действию наполнить мир красотой, убеждение в необходимости этого действия)

- Определите тему рекламы? (О красоте)

- Предметом дальнейших наблюдений на нашем уроке станет текст данной рекламы.

3. Работа с текстом рекламного ролика.

Слайд 3. (1)Красота… (2)Она в мелочах, окружающих нас. (3)В шелесте листвы, в полете бабочки, в выражении родного лица, в запахах родного дома… (4)Часто ли ты замечаешь это? (5)Что делаешь, чтобы красоты не стало меньше? (6)Береги её, умножай! (7)Наполняй мир красотой!

- К какому стилю вы отнесете рекламный текст? (Публицистический)

- На какие структурные части вы разделили бы рекламный текст? (Информативная часть и слоган)

- Определите основную мысль рекламного текста. (Содержится в слогане)

- Укажите номера предложений, где грамматическая основа содержит сказуемое, запишите номер предложения и вид сказуемого.

Контроль: Слайд 4. Cамопроверка (4 – замечаешь; 5 – делаешь; не стало меньше; 6 – береги; умножай; 7 - наполняй); самооценивание по критериям: нет ошибок – “5”, 1-2 ошибки – “4”, 3-4 ошибки – “3”, 5 и более ошибок – “2”.

- Какое сказуемое отсутствует? (Составное глагольное)

4. Слайд 5. Выдающийся русский лингвист Ф.И.Буслаев говорил: “Вся сила суждения содержится в сказуемом”. В чем смысл данного высказывания? (Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Смысловой центр предложения заключён в сказуемом. Именно сказуемое может побудить к действию, подтолкнуть к принятию решения, заставить что-либо изменить, проявить эмоции, убедить в чем-либо).

- Исходя из ваших размышлений по содержанию цитаты, определите тему сегодняшнего урока? (Сказуемое. Виды сказуемых в тексте публицистического стиля). Слайд 6.

III. Работа над проектом.

1. Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.

- Как вы думаете, знание видов сказуемого и умение их определять вам пригодится в реальной жизни? (Учащиеся высказывают свое мнение) Давайте проверим это на конкретном деле.

- Итак, чтобы быть счастливым, необходимо мир наполнять красотой. Ведь красота,  созданная своими руками,  развивает, воспитывает чувство ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда. Слайд 7. Именно эта мысль стала определяющей при разработке школьного социального проекта “А у нас во дворе…”. Результатом проекта, как ожидается, станет красивый внутренний школьный двор.

Сделано уже многое: проведен конкурс рисунков среди учащихся 5 класса, конкурс сочинения среди учащихся 6-7 класса, социологический опрос среди учащихся 8-10 класса, Слайд 8. создан плакат. Не хватает только рекламы.

- Если бы вам сейчас предложили создать текст рекламы проекта “А у нас во дворе…”, вы бы смогли это сделать? (Нет, пока не знаем)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? Сформулируйте ее, опираясь на тему урока. (Научимся создавать рекламный текст с использованием разных видов сказуемых).

2. Обсуждение возможных способов решения проблемы

Цель: Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей при работе в группе.

- Каков же будет план наших действий? На что будем опираться при создании текста? (Учащиеся предлагают свои варианты)

План действий. Слайд 9.

  1. Определение темы рекламного текста, его структуры на основании рекламного плаката проекта “А у нас во дворе…”.
  2. Анализ языковых и синтаксических особенностей рекламного текста.
  3. Создание рекламного текста.

3. Эмоциональная разминка

Цель: Снять напряжение, настроить обучающихся на дальнейшую работу.

4. Исследование, решение конкретных задач

1) Коллективная работа. Цель: Определение содержания рекламного текста, его структуры на основании рекламного плаката проекта “А у нас во дворе…”.

- Слайд 10. Рассмотрите внимательно плакат, определите тему будущего рекламного текста. (О благоустройстве внутреннего школьного двора)

- Какова будет структура текста? (Он будет состоять из двух частей: информативной части и слогана. Слоган прописан на плакате “Вместе мы сделаем школьный двор лучше!”)

- Определите основную мысль будущего текста, опираясь на слоган. (Только сообща сделаем школьный двор красивым).

- Какая информация может содержаться в первой части текста? (В информативной части можно указать людей, благодаря которым двор станет лучше)

В ходе работы оформляется “Рабочие материалы по созданию текста рекламы”. Приложение 3.

2) Групповая исследовательская работа.

Цель: Анализ морфологических и синтаксических особенностей рекламного текста.

В ходе работы продолжает оформляться лист “Рабочие материалы по созданию текста социальной рекламы”.

Материал для наблюдения 1 группы: Слайд 11.

По статистике, 36% всех ДТП происходит на пешеходном переходе. Пропустил пешехода – порадовал Будду, Мухаммеда, Иисуса и совесть. Если веришь в совесть!

Задание:

  1. Определите тему, основную мысль, стиль текста.
  2. Укажите виды сказуемых в предложениях. Чем они выражены?
  3. Имеют ли сказуемые эмоциональную окраску, оценочное значение?
  4. В каких предложениях по цели высказывания, интонации используются сказуемые?
  5. Вывод запишите в таблицу.

Материал для наблюдения 2 группы: Слайд 12.

- Мама, привет, я ужин готовлю, а вы как там?

Даже неважные вещи твоей жизни важны для твоих родителей. Позвони им!

Задание:

  1. Определите тему, основную мысль, стиль текста.
  2. Укажите виды сказуемых в предложениях. Чем они выражены?
  3. Имеют ли сказуемые эмоциональную окраску, оценочное значение?
  4. В каких предложениях по цели высказывания, интонации используются сказуемые?
  5. Вывод запишите в таблицу.

Материал для наблюдения 3 группы: Слайд 13.

Мы стали настолько черствыми, что проходим мимо человека, попавшего в беду. Мы сторонимся помощи. Мы забываем подарить улыбку. Мы отгородились от мира словом “нет”. Пора вспомнить, что настоящее добро начинается там, где есть слово “ДА”. Да! меняет ваше настоящее и будущее!

Задание:

  1. Определите тему, основную мысль, стиль текста.
  2. Укажите виды сказуемых в предложениях. Чем они выражены?
  3. Имеют ли сказуемые эмоциональную окраску, оценочное значение?
  4. В каких предложениях по цели высказывания, интонации используются сказуемые?
  5. Вывод запишите в таблицу.

Материал для наблюдения 4 группы: Слайд 14.

Россия на 106 месте в мире по экологичности. Железная банка, пластиковая бутылка, литиевая батарейка переживут твоих внуков. Лес – не место для мусора!

Задание:

  1. Определите тему, основную мысль, стиль текста.
  2. Укажите виды сказуемых в предложениях. Чем они выражены?
  3. Имеют ли сказуемые эмоциональную окраску, оценочное значение?
  4. В каких предложениях по цели высказывания, интонации используются сказуемые?
  5. Вывод запишите в таблицу.

5. Обобщение результатов исследовательской работы

Цель: Определение требований к языковым и стилистическим особенностям будущего рекламного текста.

Результаты групповой работы представляет один член группы.

Требования к тексту рекламы проекта “А у нас во дворе…”. Слайд 15.

1. Тема рекламного текста. Благоустройство школьного двора.

2. Основная мысль. Только вместе сделаем школьный двор красивым.

3. Строение текста.

Информативная часть: Люди, благодаря которым двор станет лучше; название акции, проекта.

Слоган: Вместе мы сделаем школьный двор лучше!

4. Морфологические и синтаксические особенности рекламного текста. Используем все виды сказуемы; простые глагольные и составные глагольные сказуемые в форме повелительного наклонения; обращения, повторы, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения.

Контроль:

- Оцените свою работу в группе по степени включенности в групповую работу:

активно, безошибочно - 5

активно, с ошибками – 4

неактивно – 3

не работал - 2

Слайд 16.

- Оцените выступление члена группы по результатам исследовательской работы:

  • Выступающий свободно владеет содержанием;
  • Последовательно, аргументированно излагает материал;
  • Не допускает ошибок в речи.

6. Реализация проекта

Цель: Составление текста рекламы проекта “А у нас во дворе…”.

1) Групповая работа. Творческая работа по созданию текста рекламы.

- Оцените свою работу в группе по степени включенности в групповую работу:

активно, творчески – 5,

активно – 4,

неактивно – 3,

не работал – 2.

2) Представление созданных рекламных текстов

- Текст какой группы вам понравился больше? Свой ответ аргументируйте.

III. Рефлексия

Цель: Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке, определить домашнее задание.

Примечание. Если на уроке не хватило времени на творческую работу по созданию текста рекламы, пусть обучающиеся закончат ее дома.

Домашнее задание: Сделать раскадровку рекламного текста (сценарий рекламы). Слайд 17.

- Закройте глаза и мысленно вернитесь к началу урока. Вспомните все, что вы делали на уроке. Посмотрите на себя изнутри. Вы такой же, как и 40 минут назад, или что-то изменилось? (Изменились, понимаем ценность красоты в жизни человека, мотивированы на создание красоты своими рукам; узнали, как создается текст социальной рекламы; понимаем, что знание видов сказуемых пригодится в жизни).

- Какое имя вы бы дали состоявшемуся уроку? (Как мы текст рекламы составляли) Слайд 18.

Оставьте после себя красоту, при выходе из кабинета на доску с планом будущих клумб прикрепите цветок розового цвета, если вы уходите с урока с ощущением, что все получилось, и голубой, если вы считаете, что что-то вам не удалось. До свидания.