Электронный сборник классных часов "О героях былых времен…" (к 70-летию Победы)

Разделы: Классное руководство, Презентация к уроку


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Каждый год весной мы отмечаем один из самых светлых и одновременно печальных праздников – День Победы. День Победы русского оружия, человеческого мужества, стойкости над самым страшным врагом человечества 20 века – фашизмом. Прошло 70 лет с момента начала войны, и наши воспоминания притупляются. Наша боль утихает. И с чувством глубокого сожаления, чувством горечи мы видим, как вновь поднимает голову фашизм в прибалтийских странах, где легионеры СС проходят праздничными маршами по улицам городов, где их чествуют как героев. А бывших узников концлагерей пытающихся помешать таким маршам – разгоняют полицией.

21 первый век постигла новая беда – беда равнодушия. Мы не пережили ужасов войны, мы не знаем что такое голод, бомбежки. Мы закрываем глаза на новое зло - терроризм. А истоки его в том же фашизме. По миру снова расползается коричневая чума 20 века.

Мы с замиранием сердца наблюдаем за тем, что происходит в странах, которые прошли через все ужасы Второй мировой. В Германском Рейхстаге заседают представители коричневых партий, на Украине, при поддержке Запада к власти рвутся бендеровцы – коричневые, прикрывшиеся псевдо- патриотизмом. Жуткая трагедия в Одессе 2 мая 2014 года, когда заживо сгорели более 30 человек – это страшное предупреждение живущим – остановитесь, вспомните! Вспомните Хатынь, Освенцим, Дахау, Бухенвальд...

Становиться четко видна социальная проблема общества – недостаточность патриотического воспитания связанная с тем, что в 90-е годы нашу историю переписывали зарубежные историки, создавая “правильные” учебники, в которых роль России в Великой Победе была сведена к минимуму. Из понятия “образование” убрали воспитательную составляющую, что привело к тому, что целое поколение детей выросло с ложными идеалами.

Цель работы по созданию электронного сборника классных часов “О героях былых времен...” - возрождение патриотического воспитания, перевод его на новый уровень, благодаря применению современных коммуникационных технологий.

Объект работы – воспитательная деятельность преподавателя

Предмет работы – патриотическое воспитание молодежи.

Гипотеза работы: если подобрать интересный, эмоционально насыщенный материал, соответствующий визуально-звуковой ряд, то результат воспитательного воздействия будет более эффективным.

Для достижения поставленной гипотезы мы решили следующие задачи:

Была проделана большая поисково-аналитическая работа, с целью подбора материала для классных часов. Основной критерий – нестандартный материал, факты не отраженные в учебниках истории, пусть и по известным моментам ВОВ, для активизации познавательной деятельности студентов, для вызова интереса у студентов к истории своей страны. Для этого использовались сайты поисковых отрядов различных регионов России, архивы СМИ (в частности 2 канала “Россия”), сайты документальных фильмов и т.п.

В работе использованы следующие материалы:

  • Донская Т. Материалы передачи “К 60-летию Победы” канал Россия 2005 год (передачи от 16-17 марта 2005 г. и 24 марта 2005 г) URL:http://2.russia.tv
  • Сайт Clipson – военная кинохроника URL: http://clipson.ru
  • Сайт Поисковые отряды России URL: http://bdsa.ru
  • Сайт Помни войну URL: http://www.pomnivoinu.ru
  • Музыка военных лет URL: http://muzofon.com
  • Сайт 1941-45 (фото военных лет) URL: http://1941-1945
  • Сайт Стихи о войне URL: http://www.zanimatika.narod.ru

Отобранный материал был систематизирован, и сформирован в материал классных часов. Из подобранного видео-и фотоматериала были созданы презентации к классным часам. Были разработаны технологические карты классного часа. (Презентация и Приложение 1)

Практическая значимость.

Электронный сборник классных часов применяется в воспитательной работе классного руководителя ГБОУ СПО КАТК им. П.В. Дементьева (г. Казань) с 2012 года по настоящее время на 1-2 курсах специальности 160706 “Производство авиационных двигателей”, 230113 “Компьютерные системы и комплексы”. Результаты опросов студентов данных групп и преподавателей истории, обществознания показали, что после посещения классных часов “О героях былых времен...” наблюдается незначительной, но рост интереса студентов к проблеме коричневой чумы 20 века – фашизму, усиливается их негативная оценка деятельности национал-социалистических и иных нац.партий. Наблюдается рост интереса студентов к истории ВОВ, в частности, преподаватели истории отметили улучшение качественной и количественной успеваемости студентов групп заявленных специальностей по темам: оборона Москвы, оборона Сталинграда, более активное участие студентов в семинарских занятиях по данным темам. (Рисунок 1, Таблица 1)

Таким образом, гипотеза работы нашла свое подтверждение и поставленную цель можно считать достигнутой. Электронный сборник классных часов “О героях былых времен...” рекомендован к использованию в воспитательной работе на всех специальностях колледжа.

Рисунок 1 Результаты ответа студентов на вопрос: “Осуждаете ли Вы фашизм, как направление в политике?”
А) – до классного часа; Б) - после классного часа

 Таблица 1
Суммарный показатель качественной и количественной успеваемости студентов по темам: оборона Москвы и Сталинграда (с 2012-2014гг.)

  Кол.

студ

5 4 3 2 Ср. балл
Абс. % . % Абс. % Абс. %
2012-2013 учебный год.
160706 14 4 28,5 3 21,4 7 50.1 0 0 3,7
230113 30 8 26,6 10 33,3 12 40,1 0 0 3,8
2013-2014 учебный год.
230113 24 9 37,5 5 20,8 10 41,7 0 0 3,9
160706 22 8 36.3 7 31,8 7 31.9 0 0 4

План классного часа (фрагмент)

  • Тема классного часа: Оборона Москвы
  • Цель классного часа: патриотическое воспитание, формирование гражданской позиции, привитие любви к Родине.
  • Время проведения: 45 минут
  • Технические средства: мультимедийный комплекс
Содержание работы Время Используемые средства обучения.
Организационная часть урока 5 мин Интерактивная доска или мультимедийный комплекс
Приветствие студентов, проверка отсутствующих, озвучивание темы классного часа, целей классного часа (педагог) 1 мин  

 

Слайд 1 (титульный)

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

Песня о героях былых времен...

Вам розданы анкеты. Возьмите анкету № 1 и ответьте на поставленный перед вами вопрос: “Осуждаете ли Вы фашизм, как направление в политике?” и три варианта ответа: осуждаю, не осуждаю, затрудняюсь ответить.

Пока студенты отвечают на вопрос анкеты, ведущий осуществляет запуск презентации и песни “О героях былых времен” (тихим фоном) (ведущей – из числа студентов)

2 мин
Классный час начинается со вступительного слова ведущего:

Каждый год весной мы отмечаем один из самых светлых и одновременно печальных праздников – День Победы. День Победы русского оружия, человеческого мужества, стойкости над самым страшным врагом человечества 20 века – фашизмом – коричневой чумой.

Каждую весну над страной тихим шёпотом звучит “Чтобы помнили...” Сегодня мы вспомним как была одержана первая

победа в ВОВ – победа над немецко-фашистскими захватчиками под Москвой. Оборона Москвы – славная страница в истории России.

Москва! 
До последних патронов, 
До дольки последней свинца
Мы в битвах! Твоя оборона
Идет через наши сердца!
(А. Прокофьев)

2 мин
Основная часть урока 34 мин Интерактивная доска или мультимедийный комплекс
Тихим фоном включается запись песни “Марш защитников Москвы” и звучат стихи (ведущий):

Штыки от стужи побелели, 
Снега мерцали синевой. 
Мы, в первый раз надев шинели, 
Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.
(И. Иванов)

(После стихов выходят по очереди студенты, одетые в форму военных лет и представляют материал классного часа). В это время ведущий подводит результат опроса. (листочки тихонько переданы были на первую парту)

3 мин Слайд 2

Песни “Марш защитников Москвы”

(Студент 1-2) Осенью 42 года немецкие захватчики вплотную подошли к столице СССР – Москве. Ситуация была критической. Её спасало лишь то, что 3 ноября грянули морозы, и наступление войск Гитлера было приостановлено. Его войска не были готовы к русским морозам. Техника выходила из строя. Немецким солдатам приходилось часами сидеть под танками, разводя костры, чтобы разогреть топливо в баках. Сами солдаты не имели зимней амуниции. Это сдержало наступление войск противника на 2 недели. Правительством было принято решение об эвакуации мирных жителей города – женщин, стариков и детей. Их вывозили в Киров. Город патрулировался войсками МВД и заградотрядом – дивизией им. Фрунзе. Всех мужчин, которых находили патрули, отправляли в части МВД. По решению правительства, чтобы продукты не достались противнику, в случае сдачи Москвы, все запасы продовольствия, продукты из магазинов были отданы горожанам перед их эвакуацией. От мародеров город защищали войска НКВД.

Было принято решение и об эвакуации правительства страны, военных заводов, институтов, а также вывозе тела Ленина. Все правительственные задания были заминированы. В том числе государственные дачи в Подмосковье. Но в последний момент Сталин передумал уезжать из Москвы. Он поселился в ближней правительственной дачи, которую к его приезду срочно разминировали. Сталин понимал, что надо как – то поднять боевой дух солдат, защитников города. Тогда принимается решение о проведении парада 7 ноября на Красной площади. Это был сильный психологический ход. Парад в практически осажденном городе – поднимет дух советской армии, продемонстрирует волю к победе войскам противника. Тяжело воевать с солдатами, которые даже в условиях войны отмечают свои идеологические праздники.

8 мин Слайды 2-8

Песня Священная война включается после окончания предыдущей песни (примерно на 6 слайде)

(Студент 3-4) 7 ноября был знаменитый парад на Красной площади. с которого солдаты уходили прямо на фронт. В тот день парад начался не в 10 часов как всегда, а в 8 часов. С приветственным словом к армии, и собравшимся горожанам обратился т. Сталин. Он начал свою речь со всплывших откуда-то из семинарского прошлого слов “Братья и сестры...”. Именно эти брать и сестры должны били защитить город, а вместе с ним и его от врага. Прослушав речь генсека, войска праздничным маршам отправились прямо на передовую. Начались страшные, тяжелые бои за Москву. Это потом родятся легенды об обороне Москвы, о подвиге 28 Панфиловцев, за д. Крюково. А сейчас идут жестокие бои за Подмосковье. Нашу армию в очередной раз спас генерал Мороз. Немецкие войска увязли в снегах Подмосковья. Обильные снегопады сдерживали натиск противника. Войска вермахта остановились в 28 км от Москвы в д. Крюково. Немецкие войска тут же наводили порядок на оккупированных территориях. Сжигали мосты, дома, разрушали коммуникации, убивали мирных жителей. Сталин тогда спросил Жукова “Ответьте мне честно, как коммунист коммунисту, мы сможем удержать Москву.” На это маршал ответил “Да. Но нам нужны еще 2 армии и 200 танков”. Жуков получил 2 армии и 300 танков. Подкрепление пришло из-за Урала. Хорошо обученные войска, полностью укомплектованные всем необходимым военным снаряжением вступили в бой под Москвой. Как не хватало этих сил раньше. Это было переломным моментом в военных действиях. Мы отстояли Москву. Это была первая победа над фашистами. Она имела большое политическое и психологическое значение. Она дала веру и надежду людям в возможность победы над врагом. 8 мин Слайды 9-11

 

Песня Священная война

Демонстрация фильма “Оборона Москвы” 15 мин Док. фильм
Заключительная часть урока 6 мин Интерактивная доска или мультимедийный комплекс
Запуск песни “О героях былых времен...” (тихим фоном)

Звучит заключительное слово ведущего

Память горя сурова,
Память славы жива.
Все вместит это слово:
“Москва, Москва”...”

Это имя столицы,
Как завет, повторим.
Расступились границы,
Рубежи перед ним...

Стой, красуйся в зарницах
И огнях торжества,
Мать родная, столица!
Крепость мира – Москва!
(А.Твардовский)

1 мин Слайд 12

Песня о героях былых времен...

На этом наш урок окончен. Но в конце, ответьте на вопрос анкеты №2 В розданных анкетах один вопрос: “Осуждаете ли Вы фашизм, как направление в политике?” и три варианта ответа: осуждаю, не осуждаю, затрудняюсь ответить.

Ведущий помогает подвести итог опроса, сравнение результатов. Озвучиваются результаты

2 мин

 

3 мин